Юлия Селина
Проект «Традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В системе современного образования усиливается роль нравственного,
патриотического и эстетического воспитания школьников.
Очевидно, если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие. Ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры.
В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы:
мудрой цикличности жизни человека как части мира;
устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к родной земле.
Публикация «Проект „Традиции русского народа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Для этого мы должны создать благоприятные условия для развития личности ребенка в учебно-воспитательном процессе через внедрение элементов традиций и культуры родного края. В этом нам поможет проект на тему : «Традиции русского народа»
Актуальность
Старинная пословица гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта : Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию России.
Задачи:
Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
Познакомить с культурным наследием предков.
Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.
Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, и речь.
Развивать нравственные качества личности дошкольника.
Направление проекта :
Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа.
1. Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4. Формировать традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.
5. Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.
6. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
7. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
8. Пополниться предметно-пространственная среда в группе.
Поэтапная реализация проекта
1 этап – Подготовительный
1). Сбор информации, иллюстраций.
2) Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом.
3). Беседа «Кто такие предки?», «Что означает слово Родина?»
4). Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России»,
5). Чтение русских народный сказок, потешек, поговорок.
2 этап – Основной
Чудеса из сундучка.
Принесла в группу старинный сундук (и на каждом этапе выкладываю из сундучка)
1 блок - Одежда, шторы, полотенца, скатерти.
Мини музей «Русская изба»
1. Знакомство детей с русской печкой, самоваром, колыбелью, русским костюмом, тематические беседы, используя наглядность;
2. Чтение художественной литературы по данной теме (потешки, попевки, приговорки, стихотворения);
3. Прослушивание аудио записей;
4. Театрализованные игры и инсценировки;
5. Организация выставок.
6. Экскурсия в музей народного быта «Женская комната», «Мужская комната», «Русская изба».
7. Конструирование «Комната в которой я живу».
8. Сюжетно-ролевые игры «Русские богатыри»
9. Занятие «Отражение русских традиций в национальном костюме»
2 блок – Посуда.
Выставки «Посуда Древней Руси», «Такой разный самовар».
Аппликация «Посуда».
Заучивание песенок русских народных и игра на деревянных ложках.
Экскурсия в музей народного быта «В гости к самовару».
Исследовательская деятельность с глиной.
Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения.
3 блок – Игрушка
Лента времени «История народной игрушки».
Беседа на тему: «Моя семья».
Выставка любимой игрушки мамы и папы, дедушки и бабушки.
Рисование «Моя любимая игрушка».
4 блок – Еда (земля матушка кормит).
Просмотр презентации «Русская народная кухня».
Альбом «Кулинарные рецепты наших предков» (каши, супы, похлебки, щи, окрошка, калья, ботвинья, тюря, солянка, хлеб, блины, пироги и т. д.)
«Русские застольные традиции» - просмотр мультфильма.
5 блок – Праздники
- Рождество (рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, мультфильмов, пригласить педагога из воскресной школы с презентацией).
- Масленица (просмотр презентации).
- Светлая Пасха (пригласить педагога из воскресной школы с рассказом и презентацией)
3 этап - Заключительный
- Педагогический мониторинг (выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества).
- Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа (обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа.
Работа с родителями:
- Коллаж о традициях своей семьи
- Родословное древо.
- Круглый стол (традиции русского народа).
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт. - сост. Е. В. Арсеньева. - Л. : Художник РСФСР, 1983.
2. Картышова Л. В. Русский народный костюм : Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.
3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е. Р. Беспаловой – «АРТ - родник» Москва, 2000
4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.
7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.
8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М. : ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л. В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.
9. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.