Ирина Хомякова
Проект «Тепло традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Тепло традиций»
Актуальность проекта.
Специальные психолого-педагогические и социологические исследования
(А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Публикация «Проект „Тепло традиций“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".
В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
Согласно ФГОС ДО, родители - непосредственные участники образовательного процесса, из сторонних наблюдателей родители становятся партнерами вместе с педагогами для общей цели – воспитания подрастающего поколения.
Целью взаимодействия с родителями стало повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования практических навыков, в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке. Поэтому, мы выбрали досуговые формы организации взаимодействия. Такие мероприятия оказывают конкретную практическую помощь семье в сохранении и укреплении здоровья ребенка, устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями.
Поэтому между родителями и нами, педагогами, должен быть постоянный и тесный контакт, который реализуется через разнообразные формы работы. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей должно стать создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО выделены следующие направления в работе с семьей:
• взамопознание;
• взаимоинформирование;
• непрерывное образование воспитывающих взрослых;
• совместная деятельность.
По данным направлениям существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка.
Проблема: Недостаточная сформированность у родительской общественности психологической культуры семейного досуга и педагогической культуры
воспитания детей.
Цель проекта : расширять диапазон методов взаимодействия с родительской общественностью в рамках семейного фестиваля «Тепло традиций», используя интерактивные формы и методы для формирования высокой воспитательной и психологической культуры разных институтов воспитания детского сада.
Задачи проекта :
-укреплять институт семьи;
- формировать у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- расширять представления о семье, ее обязанностях, традициях;
- воспитывать ценностное отношение к семье, гордость за свою семью;
- формировать позитивный опыт семейных отношений;
- предоставлять возможности реализовать детям и родителям свои творческие способности;
-применять интерактивные формы работы с родительской общественностью.
Руководитель проекта : старший воспитатель Алекберова Татьяна Ивановна
Разработчики проекта : старший воспитатель Алекберова Т. И., инструктор по ФИЗО Хомякова И. Г.
Участники проекта :
дети, родители, коллектив МАДОУ, социальные партнёры.
Предполагаемый результат:
Новая форма взаимодействия детского сада и семьи – «Семейный фестиваль», позволит гармонизировать детско-родительские и межродительские взаимоотношения и будет являться основой становления детско-взрослой общности как субъекта образования и развития качественных внутрисемейных отношений, а также будет способствовать осуществлению преемственности воспитания и обучения детей в детском саду и в семье.
Вид проекта : познавательный.
Тип проекта : комплексный.
Основные направления реализации проекта : социально-нравственное развитие;
развитие продуктивной деятельности и коммуникативных навыков.
Сроки реализации проекта : с 09.01.2018 года по 31.01.2018 года.
Этапы проекта «Семейный фестиваль»
1 этап информационно-подготовительный (организационный)
1. Организация системы действий для моделирования проекта (создание творческой группы).
2. Моделирование проекта :
- определение основных задач;
- составление сметы проекта;
- проведение переговоров с социальными партнёрами конкурса (организаторы конкурса);
- определение роли семьи в проекте;
3. Рекламная кампания (Предоставление полной информации родителям и детям о назначении проекта и способах их участия в этапах проекта).
2 этап технологический
1. Планирование и разработка сценария семейного фестиваля соответственно теме проекта.
(Приложение 1)
2. Выбор участников проекта (Заявка на участие в проекте) (Приложение 2).
3. Анкетирование родителей (участников проекта,
с помощью которого были выявлены проблемы и затруднения взаимоотношений в семье.
(Приложение 3).
4. Оформление заявки на участие в конкурсе и её регистрация.
5. Изготовление буклетов.
3 этап заключительный
1. Семейный фестиваль 31.01.18 в 17.30.
2. Отчёт для родительской общественности (фоторепортаж, рекламный проспект).
Приложение 1
Семейный фестиваль: «Тепло традиций»
Играет музыка. В музыкальном зале за столиками собираются семьи разных поколений.
Слово предоставляется заместителю главы администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ ___
Ведущий 1. Добрый вечер, дорогие друзья, папы, мамы, дочки и сыночки
Ведущий 2: Мы рады приветствовать Вас, открывая наш семейный фестиваль.
(звучат фанфары)
Ведущий 1: Семья, дом – это крепость, которую мы все пытаемся охранять не зависимо от времени, сложности, а иногда и вопреки им!
Ведущий 2: Семья, любовь, дом – это извечные ценности человеческого бытия
Давайте сегодня, проверим эти слова!
Ведущий 1: На нашем фестивале мы приветствуем … (ведущие представляют каждую семью).
Ведущий 1: У нас для вас есть загадка (показывает веник). Кто ответит, что это значит? (ответы родителей). Эта загадка и есть первый семейный секрет, сокровище семьи.
Ведущий 2: Веник нелегко сломать, когда все прутики вместе, а по отдельности – запросто (ломает)
Ведущий 1: Сейчас мы проверим, как вы умеете дружно справляться с семейными делами. Предлагаем стакан сока и соломинки. Чья семьи быстрее выпьет сок из своего стакана. Но пить надо всем членам семьи одновременно.
Звучит веселая музыка, семьи выполняют задание.
Ведущий 2: Все семьи замечательно справились с заданием, мы убедились в том, что вам любое дело по плечу.
Звучит музыка и входит печальный домовёнок Кузя.
Кузя: Ох, бедный я бедный, разъехалась вся моя семья по белу свету, и остался я один одинешенек – ни жилья, ни паспорта, ни пенсии. Хотел в больницу поселиться – так там аллергия на лекарство, в детском саду от детей много шума. Куда ж мне бедному податься.
Ведущий 1: Кузя давай мы тебе поможем, определим тебя в семью на постоянное место жительства, чтоб тебе хорошо было и спокойно.
Кузя: Нет нынче таких семей, где бы мне хорошо было, перевелись! Сказок детям не рассказывают, песенок друг дружке не поют, пироги не пекут, в игры не играют.
Ведущий 1: А вот и ошибаешься Кузя, есть у нас такие семьи. Вот они перед тобой.
Кузя: Ух, ты, раз, два, три …
Ведущий 1: К кому жить пойдешь? Выбирай!
Кузя: Как бы ни так – сразу иди. А я их лично вижу первый раз.
Ведущий 1: А давай Кузя для тебя выберем семью по результатам соревнования. Согласен?
Кузя: Да, мы деловые, порядок во всем любим.
Ведущий 1: И так начинаем. Чтоб в каждой семье все складывалось хорошо, должен быть свой семейный девиз. Вот у тебя Кузя есть девиз?
Кузя: А как же вот мой девиз (показывает тазик и ложку). Они, мне приносят удачу и счастье.
Ведущий 1: Давай Кузя узнаем у наших команд их девизы. А команды у нас состоят из нескольких семей, они у нас распределены по цветам.
Каждая команда представляет свой девиз.
Кузя: Эх, какие все молодцы, я даже расчувствовался. Не знаю, как у вас, а у нас, у домовых. В этот момент душа веселья просит, так играть хочется!
Ведущий 2: У нас тоже самое! За этим дело не станет, приглашаем всех играть.
Игра «Пятнышки»
Ведущий 2: Вот видишь Кузя, в чем проявляется семейное содружество.
Кузя: Играть – то вы мастаки. А вот в каком доме я буду жить, не представляю!
Ведущий 2: А пусть наши участники всей командой попробуют нарисовать дом своей мечты.
Кузя: Согласен, мне не все равно в каком доме жить.
«Рисуем все»
(на лучшую картину дома используя маркеры).
Пока родители работают, звучит:
песня о семье
Кузя: (пританцовывая) Как здорово у вас и дом есть, и дружные все.
Ведущий 2: Ну вот, Кузя у тебя была возможность посмотреть на наши семьи, ты успел выбрать, с кем будешь жить, в чей дом счастье приносить.
Кузя: (начинает выбирать семьи, подходя к разным семьям). Ну, нет, я так не могу, мне все нравятся!
Ведущая 2: Тогда отправляйся Кузя вместе с родителями в мир семейного счастья, уюта и добра.
Все семьи паровозиком за Кузей разъезжаются по площадкам:
«Деревня Кашкино».
«Островок спокойствия»
«Территория чудес».
«Хоровод дружбы»
«Чеканка»
«Красота своими руками»
«Здоровое питание»
Примечание
Время нахождения на этапах фестиваля регулируется волонтёрами, в зависимости от желания участников и регламента проведения программы.
После площадок все вновь собираются в музыкальном зале.
Ведущий 1: (зовет Кузю) Кузя, Кузя, ты где?
Кузя: (из-за двери) Здесь я, здесь!
Ведущий 1: Не видим.
Кузя: А мы домовые, когда дом хороший для себя находим, невидимыми становимся.
Ведущий 2: Значит наш домовенок Кузя, нашел себе семью.
Ведущий 1: А домовой в доме – добрая примета.
Ведущий 2: Благодарим всех, кто был сегодня с нами, И если вы хотите, чтобы домовенок появился в вашем доме, храните покой и мир в семье.
Ведущий 1: Берегите друг друга
Добротой согревайте
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуты досуга
Рядом вместе побудьте
Слово для награждения заведующей МАДОУ №161 «Ёлочка»
Вручение подарков, грамот и пакета с буклетами семьям участников и гостям фестиваля.
Ведущий 1: (на фоне музыки). Наш фестиваль заканчивается. И мы верим в то, что в ваших семьях будет все хорошо, что всегда в них будет добро и согласие, уют и покой, никогда не погаснет ваш семейный очаг. Здоровья вам и всех земных благ.
Звучит фонограмма песни: «Семейный маячок» муз. А. Беловой.
Приложение 2
Заявка на участие в программе для молодых семей и семейных пар среднего и старшего возраста «Тепло традиций» (от каждой группы старшего возраста по 5 семей; 6 групп-30 семей).
Приложение 3
Анкета "Взаимоотношения в семье"
1. Как вы считаете, какие Ваши взаимоотношения в семье:
-очень хорошие;
-хорошие;
-не очень хорошие;
-плохие;
-не очень плохие.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом:
-да;
-не совсем нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи___
4. Как часто ваша семья собирается вместе:
-ежедневно;
-по выходным дням;
-редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе:
-решает сообща жилищные проблемы;
-занимается семейно-бытовым трудом;
-работает на приусадебном участке;
-вместе проводит досуг;
-смотрит телепередачи;
-обсуждает вопросы учёбы детей;
-делится впечатлениями о прожитом дне;
-каждый занимается своим делом;
-другое___
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты:
-да;
-часто;
-иногда;
-редко;
-не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты в семье:
-непониманием членами семьи друг друга;
-нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
-отказом участвовать в семейных делах, заботах;
-разногласием в вопросах воспитания детей;
другое___
8. Каковы способы разрешения конфликтов в семье:
-примирение;
-обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
-прекращение конфликтов на некоторое время;
-обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям и др.);
-конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. как реагируют дети на семейные конфликты
переживают, плачут
становятся на сторону одного из родителей пытаются помирить
замыкаются в себе относятся безразлично становятся обозлёнными, неуправляемыми пытаются найти поддержку в других людях
10. Что вы намерены делать для укрепления семенно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в семье?
___