Ольга Владимировна Селиверстова
Проект «Театральная неделя» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад «Золотой ключик»
ПРОЕКТ
(ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА «СКАЗКА»
Выполнила: воспитатель 1 кв. к. Селиверстова О. В.
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-творческий
Вид: групповой
Публикация «Проект „Театральная неделя“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Форма проведения: беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, трудовая деятельность, чтение художественной литературы, драматизация.
Продолжительность проекта: 1 неделя
Место проведения: групповая комната, семья.
Возраст детей: 6-7 лет
Проблема: недостаточное внимание родителей и детей к театру, не сформированы умения детей в «актерском мастерстве», поверхностные знания детей о разных видах театра и сложности самовыражения.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель: создание условий для художественно-эстетического развития через различные виды деятельности в процессе формирования интереса детей к театру и совместной театральной деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
• создать условия для формирования у детей интереса к театральной деятельности;
• познакомить детей и родителей с видами театральной деятельности в детском саду;
• привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
• привлечь родителей к изготовлению разных видов театра и дать сведения о развитии эмоциональности и выразительности.
Развивающие:
• развивать умение сравнивать и анализировать.
• развивать воображение, память в процессе театрализованной деятельности;
• развивать творческие и коммуникативные способности, речевую активность;
• развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к театрализованной деятельности;
• воспитывать у детей потребность видеть и понимать прекрасное;
• воспитывать культуру поведения, трудолюбие, любознательность.
Линии развития личности:
• социально-коммуникативное развитие дошкольников;
• художественно-эстетическое развитие дошкольников;
• речевое развитие дошкольников;
• познавательное развитие дошкольников.
Обеспечение проекта:
• научно - методическое (подбор литературы, книги, картины);
• материально - техническое (фотоаппарат, магнитофон, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь);
• экспериментальная площадка (групповая комната, оформленная соответственно темы проекта).
Методы проекта:
• наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• игровой (физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные игры)
• практические (выполнение работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию);
Ожидаемый результат:
• дети и родители познакомятся с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
• увлеченное использование театрального уголка детьми в группе с самостоятельной деятельности и дадут хорошие показатели «актерского мастерства» для детей 5-6лет;
• дети освоят правила поведения в театре;
• дети научатся работать в коллективе сверстников, выслушивать друг друга, приходить на выручку.
Пояснительная записка
Тематика театральной деятельности не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. С помощью театрализованной деятельности в детском саду раскрывается творческий потенциал ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
План осуществления проекта
Образовательные области
Физическое развитие: Разучивание и проведение пальчиковой гимнастики «Шла кукушка», «Пчелки», «Апельсин»
Физкультминутка «Пятачок»
Подвижные игры «Невод», «Угадай, чей голосок», «Кот и мыши»
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевая игра «Представление», «Мы – артисты»
Беседа «Как я ходил в театр», «Что должен уметь делать актер»
Изготовление атрибутов для спектакля (родители)
Игры на развитие эмоциональности «Облака», «Насос и мяч»
Познавательное развитие: Беседы «Куклы - артисты», «Театры Абакана»
Дидактические игры «Сложи узор», «Собери сказку», «День варенья», домино «Сказки»
Речевое развитие: Чтение С. Я. Маршак «В театре», А. Л. Барто «В театре», М. Барик «Кукольный театр», В. Берестов «Рука – артистка», сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино
Заучивание ст-я В. Берестова «После спектакля»
Проговаривание скороговорок
Д/игра «Художник», «Скажи наоборот»
Речевые игры «Закончи предложение», «Я и мое настроение»
Художественно-эстетическое развитие Пластический этюд «Зеркало»
Рисование по сказке «Сказочный дворец»
Лепка «Герои любимых сказок»
Конструирование «Игрушка - дергунчик»
Драматизация сказки «Как звери весну искали»
Пальчиковые гимнастики
Шла кукушка
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
Пчёлки
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
Пластический этюд «Зеркало»
Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.
Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т. д., а зеркало повторяет выразительные движения партнера.
Игры на развитие эмоциональности
Игра «Облака»
Цель: развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний радости, веселья, грусти.
Описание игры: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака
Найти я захотел.
Я долго всматривался в высь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то Вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой
Такой мохнатый, маленький?
Летим, летим со мной.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Н. А. Екимова
Игра «Насос и мяч»
Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.
Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями
Речевые игры
Закончи предложение
Цель: учить детей опознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Описание: Моя любимая игра…
Моя любимая игрушка…
Мое любимое занятие…
Мой лучший друг…
Моя любимая песня…
Мое любимое время года…
Мои любимые сладости…
Моя любимая книга …
Мой любимый праздник…
Мой любимый сказочный герой…
Моя любимая считалка…
Мой любимый мультфильм…
Моя любимая сказка…
Мой любимый цветок … и т. д.
Я и мое настроение
Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении также можно использовать метод незаконченных предложений:
Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают…
Я сержусь, если…
Однажды я испугался…
Физкльтминутки
Пятачок
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!
Подвижные игры
Отгадай, чей голосок
Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: "Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем "скок, скок, скок" {эти слова произносит один человек, отгадай чей голосок". Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал "скок, скок, скок". Если это ему удается, он и говорящий меняются местами.
Кот и мыши
На расстоянии 10 м. чертятся две линии: за одной - домик "кота", за другой - домик "мышей". Водящий - "кот" спит в своем домике* а "мышата" идут к нему со словами: Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. (В этот момент "мыши" подходят к "коту" и гуляют). Вдруг раздался страшный звон. Побежали мыши вон. После слова "вон" "кот" бежит догонять "мышей". Пойманные выбывают из игры или меняются ролями с "котом".
Невод
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое берутся за руки, образуя "невод". Их задача - поймать как можно больше "плавающих рыб", т. е. остальных игроков. Задача "рыб" - не попасть в "невод". Если "рыбка" не смогла увильнуть и оказалась в "неводе", то она присоединяется к водящим и сама становится частью "невода". "Рыбки" не имеют права рвать "невод", т. е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не останется один игрок "рыбкой".
В Театре (А. Барто)
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то.
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
В театре (С. Я. Маршак)
Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд, -
По каждому проходу
Идет волна ребят.
Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
Из длинного колодца -
Невидимо для глаз -
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.
И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Внизу запела скрипка
Пискливым голоском -
Заговорила рыбка
На берегу морском.
Все эту сказку знали -
О рыбке золотой, -
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет,
И лампочки дрожат -
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
Ладоней им не жалко.
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.
Шумит волна живая,
Бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи,
И солнце в синеве.
После спектакля (В. Берестов)
Ночь пришла.
Усталых кукол
Сонный сумрак убаюкал.
Были куклы на тростях,
Оказались на гвоздях.
И висят они, бедняжки,
Как пальто или фуражки,
В темноте и в тишине
Видят публику во сне.
Рука-артистка (В. Берестов)
Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!
Скороговорки
У бабульки батоны, бублики и булки.
Белые бараны били в барабаны.
Коси, коса, пока роса;
Роса долой — и мы домой.