Светлана Зацепина
Проект «Там, на неведомых дорожках» для старшей группы
▼ Скачать
Проект «Там, на неведомых дорожках»
по теме «Ознакомление детей с детской художественной литературой как средством познавательного»
Тип: творческо-информационный
Вид: познавательно-игровой
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2012 г. – май 2013г.)
Возраст участников проекта : старшая группа
Партнё ры: воспитатели, родители.
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Публикация «Проект „Там, на неведомых дорожках“ для старшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Форма работы: групповая, фронтальная.
Актуальность проекта :
Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.
У детей отсутствует так же интерес и выраженная положительная направленность отношения к природным объектам.
Дети действуют в природе неосознанно, часто присоединяются к неправильным поступкам других, не реагируют на негативную оценку его действий со стороны взрослого, не обращают внимания на замечания.
Знакомство с литературным произведением предполагает изучение животного мира не только родного края. Для того, чтобы дети могли лучше представить себе особенности представителей фауны других регионов, необходимо объяснять им сходство и различие среды обитания родственных видов животных в разных климатических зонах, выявить знания детей об условиях жизни животных на Крайнем Севере, в Африке, в труднодоступных горных районах.
Детская книга формирует у детей дошкольного возраста нравственные чувства, оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и обогащает знания и умения детей.
Цель проекта :
Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
Задачи проекта :
• Продолжать знакомить детей с художественными произведениями о животных, учить детей внимательно слушать тексты, относящиеся к разным жанрам: скороговорки, стихи, рассказы, сказки, выделять некоторые специфические особенности каждого жанра.
• Побуждать детей высказывать своё отношение к содержанию произведения, поступкам основных персонажей, оценивать литературные приёмы (художественное описание, эпитеты, сравнения, гиперболы, используемые различными авторами для описания внешнего вида и повадок представителей животного мира.
• Продолжать воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Знакомить детей с литературой, в которой представлена нравственная оценка автора положительных и отрицательных поступков людей по отношению к природе.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта поднимет детский интерес к художественной литературе, за счёт знания сказок дети смогут изображать сказочных героев, реализуя творческие способности. Дети научатся выделять нравственные качества, эмоционально реагировать на события в сказках, правильно мотивировать предполагаемый поступок; отражать в речи нравственные качества; развёрнуто и последовательно объяснять ситуацию; дать полную нравственную характеристику героям.
У детей обогатятся представления о многообразии признаков животных, обитающих в разных климатических условиях (жаркого юга и холодного севера). Дети научатся объединять в группы представителей животного мира по признакам сходства (рыбы, птицы, звери и т. д.).
Литературные произведения помогут развить у детей эмоции и чувства, способствующие проявлению гуманно-ценностного отношения к природе.
Этапы реализации проекта :
• 1 этап – подготовительный (подбор художественной литературы, дидактических игр, игровых заданий, музыкальных произведений)
• 2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)
• 3 этап – заключительный (развлечение «В гости к лесной фее»).
2 этап основной: План реализации проекта
Разделы проекта. Виды деятельности воспитателя. Виды деятельности детей.
Художественно-речевая деятельность.
Потешки:
«Грачи-киричи…», «Божья коровка…», «Ласточка-ласточка…», «Уж ты пташечка, ты залётная…»
Сказки:
«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы); «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой); «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» (обр. М. Булатова); «Финист – ясный сокол» (обр. А. Платонова); «Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого).
Поэзия:
В. Брюсов «Колыбельная»; С. Городецкий «Котенок»; И. Тургенев «Воробей»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря…»; С. Черный «Волк»; Б. Заходер «Собачкины угощенья», «Про сома», «Приятная встреча»; В. Левин «Лошадь»; С. Маршак «Пудель»; Д. Хармс «Весёлые чижи».
Проза:
В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы из книги); Л. Толстой «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»; С. Черный «Кот на велосипеде»; М. Борисова «Не обижать Жаконю»; Ю. Казаков «Жадный Чик и кот Васька»; Н. Носов «Живая шляпа»; К. Паустовский «Кот-ворюга»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок»; П. Бажов «Серебряное копытце»; В. Бианки «Сова»; Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»; Г. Сапгир «Как лягушку продавали».
Выставки:
«Умелые руки»,
«В гостях у сказки»,
«Мамина улыбка»,
«Наша армия сильна»,
«Уральские сказы».
Презентации: «Дикие и домашние животные», «Как животные к зиме готовятся», «В гостях у сказки».
Рассматривания картин, выставок, наблюдения на экскурсиях, чтение сказок и рассказов, чтение и разучивание стихотворений.
Цель: формировать эмоциональную отзывчивость, научить сопереживать состоянию, настроению героев художественных произведений, умения соотносить увиденное с собственным опытом чувств и переживаний.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Чем мы похожи?», пазлы «Иван-царевич и баба яга», «Веселое лото», «Математическое лото», «Что сначала, что потом», «Фигуры», «Где растёт огурчик», «Кто и что?» (живое и неживое, «Профессии», лото «Растения», «Береги живое», «Животные крайнего севера» (в стихах, «Животные жарких стран» (в стихах).Различные сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Цель: Расширить знания о различных растениях и плодах, которые на них растут. Познакомится с животными других климатических зон; правильно ставить вопросы «кто?», «что?», «кто, делает?», «что, делает?»; учить правильно вести себя в различных ситуациях; закрепить счёт.
Продуктивная деятельность.
Рисование:
«Аквариум», «Петушок», «Козлёнок», «Бабочка».
Аппликация, конструирование:
«Заюшкина избушка», «Рыбка», «Птица», «Сказочный дом».
Лепка:
«Ветер по морю гуляет», «Забавные животные», «Снежный кролик», «Наш труд», «Пернатые». Рисование красками, карандашами, работа с ножницами, цветной бумагой, клеем, пластилином, стекой.
Цель:
Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию, настроению героев художественных произведений, умение соотносить увиденное с собственным опытом чувств и переживаний. Развивать умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого и среднего плана. Освоить простейшие способы при создании объемных изображений.
Развлечение.
Кукольные спектакли:
«Теремок» (Маршака, «Два жадных медвежонка», «Снегурушка и лиса».
Драматизация:
«Лиса, заяц и петух», «Мужик и медведь», «Лиса-сирота», «Коза- дереза».
Настольные театры:
«Красная шапочка», «Подарки феи», «Госпожа метелица», «Баба яга», «Дюймовочка».
Праздники:
«Прекрасна ты, осенняя пора», «В гости к лесной фее», игра-викторина «Домашние животные», викторина по сказкам К. Чуковского «В гостях у сказки».
Цель:
Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням. Совершенствовать исполнительские умения детей.
Работа с родителями. Развлечения:
«День матери», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День защитника отечества». Новогодний утренник «Озорные стрелки», «Гороховый стручок или подарки мамам».
Консультации: «Художественная литература в дошкольном возрасте», «Учите детей любить родной язык. Весёлый счёт от нуля до бесконечности», «Как снять напряжение после детского сада»,
«Почему дети бояться животных? Как помочь преодолеть страх?».
Буклет «Развитие детской моторики посредством пальчиковых игр, мелко-моторных пособий, художественно-творческой деятельности».
Результативность проекта :
1. Дети проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений.
2. Различают основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ, имеют представление о некоторых их особенностях.
3. Активно и творчески проявляют себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).
4. У детей преобладает положительное отношение к природе, они хорошо ориентируются в правилах поведения в природной среде, стараются придерживаться их в своей деятельности.
5. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.
Результаты диагностики:
Перспектива:
1. Разработать проект «Там, на неведомых дорожках» для детей подготовительной группы.
2. Составить план мероприятий по ознакомлению детей подготовительной группы с различными жанрами художественной литературы, поощрять детей самих рассказывать о жизни животных и птиц, опираясь на личный опыт, наблюдая за повадками домашних животных и представителей дикой природы в условиях зоопарка и циркового зверинца, а по возможности и в естественной среде обитания (для этих целей можно использовать материалы телепередач типа «В мире животных»).
4. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.