Зейнаб Бирамова
Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проект «Тайны живой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Тайны живой природы" для детей подготовительной к школе группы и родителей
Участники:
дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Тип:
информационно - практико - ориентированный.
Продолжительность:
долгосрочный.
Цель:
разработать и апробироватъ модель взаимодействия ДОУ с семьей в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, Проект „Тайны живой природы“» размещена в разделах
Задачи:
— развивать познавательные способности в совместной практической деятельности с родителями;
— формировать предпосылки к поисковой деятельности;
— воспитывать у участников проекта бережное отношение к живой природе. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность».
Предполагаемый результат:
— активное включение родителей в деятельность детского сада по экологическому воспитанию детей;
— создание на территории ДОУ экологической тропы;
— создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников через формирование знаний о природных объектах экологической тропы и экологической культуры поведения в природной среде.
Продукт:
создание на территории ДОУ экологической тропы.
Актуальность проекта
Семья как среда развития личности оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения. Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют детям в ДОУ с точки зрения экологического образования. Например, на отдыхе родители рвут цветы для букетов, оставляют мусор и пр. Ребенок объясняет им, что так нельзя делать, добавляя: «Так говорила воспитательница». В лучшем случае родители не реагируют, в худшем — подрывают авторитет воспитателя: «Мало ли что вам там говорят». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в ДОУ, и требованиями родителей делает экологическое воспитание ребенка малоэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Поэтому одной из первостепенной задач ДОУ считается привлечение взрослых членов семьи к совместной деятельности.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предоставляют им, — лично значимой. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах не вызывает особого интереса у родителей, как и прямая агитация в виде плакатов и призывов. Также опыт показывает, что большинство родителей не имеют обширных знаний о растениях, животных, а главное — не могут использовать объекты природы для развития ребенка.
Поиск новых путей для реализации задач экологического просвещения и воспитания привел нас к осуществлению проектной деятельности, в которую должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дети, родители, педагоги. Совместная работа по оформлению экологической тропы на территории ДОУ - пошаговая подготовка к ее созданию. Сюда входят разнообразные мероприятия, постепенное накопление материала, способствующие экологическому воспитанию всех участников, обретению опыта семейного общения, выработке одинаковых требований в семье и детском саду.
Проблема
Во время совместного похода в рощу воспитателей, детей и родителей внимание всех привлек развесистый дуб. На ветках и земле дети нашли желуди. От любознательных воспитанников сразу «посыпались» вопросы: «Почему около детского сада не растет это дерево? Как его можно посадить? Нужно ли за ним ухаживать?»
Предлагаем вашему вниманию план по реализации проекта.
Подготовительный этап
Разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной деятельности
Сентябрь
1. Анкетирование родителей
Задачи: мониторинг удовлетворенности родителей знаниями детей в области экологии и степени их желания участвовать в совместной с детским садом работе
2. Поход в рощу совместно с родителями и детьми
Задачи: Знакомить детей со взаимосвязями в окружающей природе и ее влиянием на здоровье человека. Учить переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с природой, сопереживание при неосторожном обращении с ней. Дать необходимые знания о нормах поведения в природе. Способствовать обеспечению безопасного образа жизни детей
Основной этап
Осуществление практических работ и составление рекомендаций по использованию экологической тропы
В течение года
1. Посадка желудя. Наблюдение за ним, оформление журнала наблюдений
Задачи: Формировать поисково-исследовательскую деятельность.
Поощрять положительное отношение к природе по принципу «Не навреди, можешь — помоги»
2. Создание книги- энциклопедии "Экологическая тропа в детском саду"
Задачи: Собрать с помощью родителей иллюстративный и текстовой материалы для реализации данного проекта (идеи дизайна, точки экологической тропы и т. д.
3. Проект «Лукошко добрых дел»
Задачи: Активизировать желание детей совершать поступки, направленные на охрану природы. Рекламировать природоохранительную деятельность детей группы
Сентябрь
1. Фотоинтервью «Вокруг света»
Задачи: Расширять представление детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, его многообразии.
Заинтересовать детей и родителей темой проекта
Октябрь
1. Родительское собрание «Давайте знакомиться»
Задачи: Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Обогащать отношения детей и родителей опытом диалогического эмоционального общения в совместной деятельности
2. Совместное с родителями развлечение «Посиделки»
Задачи: Через малые формы фольклора, художественное слово, пение вызывать у детей и родителей чувства радости, восхищения от ознакомления с разнообразием природного окружения.
Ноябрь
1. Субботний вечер в библиотеке на тему «Поэты и писатели о природе земли Кубанской»
Задачи: Показать красоту родной северной природы, воспетой в произведениях вологодских писателей.
Содействовать общению детей и родителей через совместные занятия в библиотеке.
2. Конкурс стихотворных композиций на тему «Любим мы природу в любое время года»
Задачи: Прививать любовь к художественному слову, отражающему природу.
Развивать умение работать на равных в паре «взрослый — ребенок»
Декабрь
1. Изготовление кормушек
Задачи: Создавать и организовывать регулярную «Птичью столовую» на территории детского сада.
Привлекать пап к взаимодействию с детским садом.
2. Выставка елочек из бросового материала
Задачи: Воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к живой ели. Учить изготовлять ель из бросового материала
3. Круглый стол для родителей
Задачи: «Праздник елки в каждом доме»
Оказывать практическую помощь в подготовке и проведении праздника в домашних условиях.
Январь
1. Конференция для детей и родителей «Необычное в обычном»
Задачи: Развивать логическое мышление — формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Формировать у детей умение выступать перед публикой.
Составлять паспорт точек будущей экологической тропы.
Приблизительные темы выступлений: «Как из гусеницы появляется бабочка», «Мастер- паучок», «Где ночуют птицы?», «Почему у елки зеленые иголки?», «Чем полезны муравьи?»
Февраль
1. Родительское собрание «Традиции нашей семьи»
Задачи: Помочь родителям осознавать значимость семейных традиций в экологическом воспитании детей.
Способствовать опыту семейного общения
2. Семейные посиделки.
Задачи: Развивать познавательный интерес, знакомить с историей возникновения чая. Воспитывать у детей доброе отношение к близким людям
3. Физкультурное развлечение для детей и родителей «В гости к Лесовичку»
Задачи: Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.
Закреплять правила поведения в экстремальных условиях
Март
1. Экологический театр по рассказам В. Бианки
Задачи: Продолжить ознакомление с творчеством В. Бианки.
Воспитывать интерес к природоведческой литературе.
Развивать речевую активность детей через совместные и согласованные действия в процессе театрализованной деятельности (выступление перед воспитанниками детского сада с приглашением братьев и сестер)
2. Акция «Что умеют наши папы». Изготовление скворечников
Задачи: Формировать у детей желание заботиться о птицах.
Способствовать активному участию дедушек в жизни детского сада
Апрель
1. Конкурс экологических газет «Прикоснись к природе сердцем»
Задачи: Расширять представление детей о взаимосвязи природы и человека.
Развивать познавательные интересы
2. Экологическая викторина «Знатоки природы»
Задачи: Закрепить знания детей о явлениях, происходящих в жизни растений, животных, насекомых, птиц.
Формировать у детей умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли.
Способствовать сближению членов семьи
3. Заседание творческой группы родителей по созданию экологической тропы на территории ДОУ
Задачи: Решить организационные вопросы по созданию экологической тропы
Заключительный этап
Создание экологической тропы на территории ДОУ и ее презентация
Май — июнь
1. Создание на территории детского сада экологической тропы
Задачи: Изготовить карту территории ДОУ. Изготовить план-схему экологической тропы.
Благоустроить территорию в соответствии с планом (подсыпка дорожек, посадка цветов, расстановка указателей и пр.).
Подготовить паспорт экологической тропы. Провести с детьми группы экскурсии по экологической тропе