Яна Холина
Проект «Становление субъектной позиции ребенка в ДОУ с использованием социо-игровой технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Составители:
Савина Яна Витальевна,
Дмитриева Мария Юрьевна.
Структура проекта
Актуальность проекта :
Одна из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, - «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Публикация «Проект „Становление субъектной позиции ребенка в ДОУ с использованием социо-игровой технологии“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Согласно исследованиям Е. В. Бондаревской, В. Петровского, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой, И. С. Якиманской, субъектность ребенка выражается в способности проявлять инициативу, самостоятельность, ставить цели и их корректировать, принимать и реализовывать решения, выстраивать свои действия, в умении оценивать свое поведение, самоизменяться и самосовершенствоваться.
Существует ряд технологий становления субъектной позиции ребенка в трудовой, игровой, художественной деятельности (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимова, О. А. Акулова, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, М. Н. Полякова и др.).
На наш взгляд, наиболее эффективной в становлении субъектности ребенка является социо-игровая технология (авторы Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатов).
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей, т. е. такой деятельности, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Социо-игровая технология Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова может стать на современном этапе востребованной и актуальной. Обусловлено это веяниями и тенденциями нашей современной жизни и психологией современного ребенка.
Несмотря на то, что современный ребенок - первооткрыватель, маленький интеллектуал все же остается ребенком, и игра остается его основным и ведущим видом деятельности. Вспоминая любимые игры своего детства и отвечая на вопрос, почему они были любимыми, и остались в нашей памяти, мы, наверное, скажем о том, что это игры, которые были с нашими друзьями, приятелями, это игры с постоянной сменной ведущего, водящего, эти игры живые, яркие, интересные, динамичные. И эти правила стали основными и получили в социо-игровой технологии понятие «золотые правила». На наш взгляд, социо-игровая технология является наиболее интересной и рациональной с позиции организации жизнедеятельности самого ребенка. Она отвечает его потребностям с одной стороны, а с другой стороны получает замечательный эмоциональный отклик в душе ребенка.
К тому же принципы социо-игровой педагогики в полном объеме соответствуют принципам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цель проекта : становление субъектной позиции ребенка в образовательном процессе ДОУ с использованием социо-игровой технологии Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова.
Задачи проекта :
1. Создать информационно-методическую базу по использованию социо-игровой технологии в образовательном процессе ДОУ.
2. Апробировать социо-игровую технологию обучения детей.
3. Установить сотрудничество с родителями по развитию субъектной позиции ребенка в деятельности.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателей по становлению субъектной позиции ребенка в образовательном процессе ДОУ с использованием социо-игровой технологии Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова.
Теоретические основы нашей работы составили:
- теории ведущей деятельности А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина,
- теория социальной ситуации развития ребенка Л. С. Выготского,
- концепция В. А. Петровского построения субъект-субъектных отношений между участниками
образовательного процесса;
- исследования по проблеме развития субъектной позиции дошкольника Е. В. Бондаревской,
В. Петровского, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой, И. С. Якиманской и др.
Активными участниками проекта являются :
- дети – воспитанники детского сада
- сотрудники детского сада
- семьи воспитанников
Этапы проекта рассчитаны на четыре года: 2017- 2021.
3. Описание проекта :
Направления
1. Образовательная деятельность:
работы а) организация совместной деятельности с детьми (в том числе непосредственно
образовательной деятельности) с использованием социо-игровых методов и
приемов обучения,
б) обогащение опыта детей по организации коллективных игр со сменой
ведущего,
в) обучение детей правилам организации работы в микрогруппе,
г) освоение детьми «законов общения» в системах «ребенок – сверстник»,«ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок», «ребенок –взрослый».
2. Информационно – методическая деятельность:
а) создание информационно-методической базы для реализации социо-игровой технологии обучения детей,
б) повышение профессионального мастерства педагогов по использованию социо-игровой технологии обучения дошкольников в образовательном процессе через разные формы методической работы.
3. Взаимодействие с родителями
а) организация коллективных форм работы с родителями на основе социо-
игровой технологии,
б) обогащение игрового опыта родителей, опыта командной работы,
в) педагогическое сопровождение родителей в вопросах становления субъектной позиции ребенка в деятельности.
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды
а) создание в группах и на прогулочных участках благоприятных условий для
организации коллективных игр, для организации взаимодействия со
сверстниками по интересам в микрогруппах,
б) создание благоприятных условий в здании и на общей территории ДОУ для
организации межвозрастного общения детей, коллективных игр.
Средства:
1. Коллективные подвижные игры детей со сменой ведущего.
реализации
2. Разные виды совместной детской деятельности: продуктивной,
театрализованной, двигательной и др.
Принципы:
1. Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
работы отношений.
2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация Основной образовательной программы в формах, специфических
для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.
Условия:
1. Детский сад – «открытая система воспитания».
реализации
2. Личная убеждённость педагогов и родителей в важности установления
субъектных отношений между участниками образовательного процесса.
3. Повышение профессионального мастерства педагогов в установлении
субъектных отношений с участниками образовательного процесса.
4. Овладение педагогами социо-игровой технологией обучения дошкольников.
5. Создание благоприятных условий для организации коллективной детской
деятельности, деятельности по интересам в микрогруппах.
6. Тесное взаимодействие и понимание между всеми участниками проекта.
Пути
1. НОД с использованием социо-игровой технологии обучения детей.
реализации
2. Совместная детская деятельность.
3. Совместная детско-взрослая деятельность на основе социо-игровой
технологии взаимодействия.
Механизм достижения поставленных целей:
1. Изучение социо-игровой технологии обучения детей, «законов общения», способов организации малых групп; правил организации работы в микрогруппе.
2. Изучение классификации и содержания набора игр, рекомендованных авторами социо-игровой технологии.
3. Постепенное внедрение приёмов СИТ (объединение в малые группы, поддержание правил организации работы в группах и между ними, проигрывание с детьми игр, контроль собственных взаимоотношений с детьми).
4. Формулирование своих трудностей.
5. Стремление сделать эпизодическую деятельность системной.
Педагогический прогноз:
Использование социо-игровой технологии обучения детей сделает образовательный процесс более увлекательным для детей; будет способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества. Дети научатся соблюдать правила общения, подчиняться социальным нормам, станут свободно излагать свои мысли, принимать самостоятельные решения. Социо-игровой стиль научит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям даст возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
4. Рабочий план реализации проекта :
1 Вводный.
Подготовительный
1. Подготовка информационно-методической базы для реализации проекта :
а) изучение социо-игровой технологии Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова, передового опыта по использованию данной технологии в обучении дошкольников;
б) создание:
- копилки игр, рекомендованных авторами социо-игровой технологии,
- памяток для педагогов по данной теме,
в) разработка методических рекомендаций для
воспитателей:
- по развитию коллективной игровой деятельности,
- по обучению дошкольников работе в микрогруппе.
2. Повышение уровня компетентности педагогов
а) проведение цикла методических семинаров по использованию социо-игровой технологии в образовательной деятельности ДОУ,
б) самообразование
3. Повышение уровня компетентности родителей по проблеме становления субъектной позиции ребенка в деятельности, по формированию у детей навыков командной работы.
2 Основной
1. Организация НОД с использованием социо-игровой технологии обучения детей.
2. Создание условий для совместной детской деятельности по интересам, для коллективных игр.
3. Организация совместной детско-взрослой деятельности на основе социо-игровой технологии взаимодействия.
4. Педагогическое сопровождение родителей в вопросах становления субъектной позиции ребенка в деятельности, обогащения его игрового опыта, опыта командной работы через консультации, творческие встречи, родительские собрания, открытые занятия и другие формы работы.
3 Заключительный. Аналитический
1. Мониторинг становления субъектной позиции ребенка в деятельности.
2. Анализ эффективности использования социо-игровой технологии обучения детей.
3. Представление опыта работы на научно- практическом семинаре в ФГБОУ ВО ГГПИ им. В. Г. Короленко
4. Определение дальнейших перспектив работы.
5. Механизм оценки результатов.
Критерии оценки эффективности проекта :
- актуальность,
- практическая значимость для детей, социума,
- результативность (наличие конкретных и значимых конечных результатов,
- эффективность (соотношение затрат и планируемого результата).
Нашу деятельность по реализации проекта оценивают :
- администрация ДОУ,
- Управление дошкольного образования.
6. Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект может быть реализован в любом образовательном учреждении. По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счёт вовлечения в данную деятельность педагогов дошкольных учреждений города.