Светлана Кулакова
Проект средней продолжительности в подготовительной к школе группе «Бородино — Слава России. 1812 год»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Бородино — слава России. 1812 год»
Название проекта : «Бородино — слава России. 1812 год»
Тема проекта : патриотическое воспитание как основа формирования нравственного облика ребёнка.
Авторы проекта : Кулакова Светлана Игоревна и Борисова Ирина Александровна; МДОУ д/с №12.
Участники проекта :
- дети подготовительной группы;
- воспитатели,
- родители.
Публикация «Проект средней продолжительности в подготовительной к школе группе „Бородино — Слава России, 1812 год“» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Моя Родина Россия
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Вид проекта : тематический, коллективный и информационно-развлекательный.
База проекта : МДОУ д/с № 12.
Срок реализации: сентябрь – ноябрь 2020 года. (с 01.09. – 06.11).
Характеристика проекта :
Противоречия: патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Для ребёнка - дошкольника это прежде всего любовь к родным местам: к родному городу, Можайскому краю, своей стране. Это гордость за свой народ и его многовековую историю. Но в силу последних перемен, становится всё более заметной утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания.
Проблема: Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в истории нашей страны, поэтому важно довести до детей мысль, что народ России всегда защищал своё Отечество от врагов.
Актуальность: исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Задачи патриотического воспитания дошкольников прописаны в общеобразовательной программе.
Цель: Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности, интереса к истории своей Родины и её защитниках.
Задачи:
1. Изучить имеющийся печатный материал, информацию в периодических изданиях и интернете.
2. Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей старшего возраста и потребность детей в получении исторических знаний.
3. Сотрудничество с родителями и вовлечение родителей в образовательный процесс своих детей.
4. Познакомить с многообразием окружающего мира и своей страны.
5. Познакомить с историей своего города и культурным наследием.
6. Познакомить с Днем воинской славы России - 8 сентября 1812 года - Бородинское сражение.
7. Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.
8. Развитие интеллектуальной компетентности детей.
9. Подобрать и оформить наглядный материал, разработать перспективный план, включающий беседы, тематические занятия.
Предполагаемый результат:
1. Готовность педагогов к изучению и использованию в работе полученных знаний в ходе реализации проекта. Повышение профессиональной компетентности.
2. Повышение уровня знаний детей об истории нашей Родины и её защитниках. Развитие познавательной активности, способности детей отражать свои знания и впечатления в играх, изодеятельности в ходе реализации проекта.
3. Эффективность работы по формированию чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста от реализации проекта.
Механизмы реализации:
- работа с литературой;
- сбор информации;
- обработка собранной информации;
- изучение материалов по теме;
- беседы;
- разработка проекта;
- разработка перспективного плана;
- оформление стенда;
- оформление выставки поделок;
- подготовка костюмов;
Содержание проекта.
I этап – подготовительный
Сроки реализации: сентябрь.
Цель:
1. Подобрать необходимый по теме материал, систематизировать и подготовить к применению в рамках реализации проекта.
2. Собрать методическую, научно - популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Бородино – слава России».
3. Готовность педагогов к применению собранного материала в работе с детьми.
4. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
5. Подобрать материалы для игровой и познавательной деятельности.
6. Внесение изменений и дополнений в организацию развивающей среды. Оформление стенда «Аты - Баты»
7. Размещение в книжном уголке книг и иллюстраций по теме проекта. 8. Разработка проекта (системы занятий, бесед,).
Тема: «Дни воинской славы России. Бородинское сражение»
9. Конспекты занятий, связь с социумом.
II Этап. Практический этап:
Срок реализации: октябрь.
Цель:
Реализация проекта. Для своего рода путешествия в исторические даты и события нами было выбрано очень яркое, на наш взгляд сражение - ,Бородинское сражение’’. Но перед тем как окунутся в 1812 год нами проведен целый цикл занятий.
,Мы патриоты’’
Мир вокруг нас (формируем представление об окружающем мире, о его многообразии, о разных странах и о России как о родной стране)
Наша страна Россия (формируем в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитываем патриотические чувства).
Богатыри (беседы об истории возникновения Руси, знакомим с русскими былинными богатырями и с тем, как они защищали свою Родину).
Символы России - флаг, гимн, герб (рассказать о государственных символах России, объяснить значение цветов государственного флага и формировать уважительное отношение к государственным символам своей страны).
Столица нашей Родины (рассказать о столице России, формируем представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитываем гражданско-патриотические чувства).
Проведено комплексное интегрированное занятие «Бородино»
Знакомство ребят с историческим событием - Бородинским сражением, рассказать о героях этого сражения).
- показ слайдов,Бородинское сражение’’
- защитники русской земли;
- Имена героев и их подвиги;
- беседа : Кто такой М. И. Кутузов и Наполеон Бонапарт?
- пение песни «Солдатушки, браво ребятушки…»
Чтение художественной литературы:
•«Бородино» (М. Лермантов)
•«История России в рассказах для детей» (А. Ишимова)
•«Москва в войне 1812 года» (Л. Зайченко)
• «Кутузов» (Л. Раковский)
•Чтение пословиц и поговорок
1. Размещение в книжном уголке книг и иллюстраций по теме проекта.
2. Проведение игр, направленных на воспитание патриотических чувств у дошкольников
Работа с детьми
Информация о событиях 1812 года; узнаем рода войск;
- Раскрашивание в уголке рисования заготовок: костюм гусара
- Дает информацию о балах того времени, учим танцы тех лет «Полонез», «Мазурка».
- Готовим костюмы; учим песню, свой флаг; физическая подготовка;
Взаимодействие с родителями
- Привлечение родителей к сбору информацию о событиях 1812года по теме проекта.
- Помощь в изготовлении костюмов к балу
III Этап. Заключительный:
Срок реализации: ноябрь.
Цель:
Обобщение опыта работы. Определение результата работы по формированию чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, развитию познавательной активности, интереса к истории своей Родины и её защитниках.
Выявление уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели провели тематическое занятие «Недаром помнит вся Россия», рассказали о ходе войны, о героях и полководцах того времени, показывали слайды, ребята слушали музыку посвященную войне 1812 г, смотрели видео фильмы, читали стихи, пели песни, исполнили марш гусаров.
Звучит музыка «Бородинский Марш»
Слайд 1 Звучит трек № 1
(в зал входят дети и садятся на стульчики).
Ведущая1. Сколько Россия пережила бед и нападений на свою землю, но великий русский народ — сильный и могучий! И никому еще не удавалось сломить его.
Испокон веков русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли.
Ведущая 2. Кому не известны великие события русской военной истории — Бородино.
В 1812 году на Бородинском поле под Москвой, столкнулись две армии русская и французская, а том как это было расскажет нам отважный солдат:
Слайд 2 Звучит трек 2 «Аты — баты»
Ведущая 1. 14 декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России. Начался распад империи Наполеона.
Гусар — герой он той войны
Отважный смелый воин!
России верные сыны -
Ведущая 2. Гусары смело бросались в бой на своих быстрых конях, отлично владели шпагой, саблей. Побеждали врага не количеством народа, а умением. Гусары защищали нашу страну от врагов.
Дети исполняют песню «Солдатушки, браво ребятушки»
Слайд 3 Звучит трек 3 «Солдатушки, браво ребятушки».
Ведущая 1. Гусаров в России всегда любили. Тех, что «все могли» и на поле брани, и в мирной жизни, легко покоряя сердца барышень. После сражений их торжественно встречали в городах, устраивали парады, балы.
Дети исполняют танец:
Слайд 4 Звучит трек 4 «Танец гусаров»
Ведущая 1. Все это сражение походило близ деревни Бородино. Здесь и произошло большое сражение, где русские войска сумели нанести поражающий удар французам. Это сражение в истории нашей страны получило название Бородинское;
Ведущая 2. Кутузов возглавил войско самых отважных и смелых гусар.
Он понимал, что с каждым шагом в глубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск — возрастать.
И в память о великом сражении был написан Гимн Бородино
Дети читают стихи:
1-й гусар:
Наполеон не сразу понял,
Что с Россией войну он проиграл.
2-й гусар:
И что Россия — это сила!
Все вместе: Тайком во Францию бежал!
3-й гусар:
Своим врагам мы скажем честно:
Не знаем страха мы в бою!
Все вместе: Уж постоим мы головою за Родину свою!
Слайд 5 Звучит трек 5 «Гимн Бородино»
Ведущая 1. В сраженьях всякое бывает,
И каждый знает, что сраженье не кино.
Там храбрость, смелость выручает
Давным — давно, давным — давно!
Ведущая 2. Пусть враг забудет про Россию
Но будем помнить, будет помнить лишь одно:
Его прогоним, как и прежде
Давным — давно, давным — давно!
Дети исполняют танец:
Слайд 6 Звучит трек 6 «Баллада о гусаре»
Ведущая 1. Прошло уже больше две сотни лет, как мы французов гнали.
И у села Бородино мы многих потеряли.
Хоть двести лет прошло с тех пор,
геройский подвиг не забудем.
И через триста лет его.
Все также будут ПОМНИТЬ люди!
Ведущая 2. В честь победы над врагом
Торжествует все кругом!
Во славу доблести и чести!
Звучит песня «Долгожданная Победа!»
Слайд 7 Звучит трек 7 «Долгожданная Победа!»
Ведущая 1. Спасибо за внимание.
Мы надеемся, что в ваших сердцах останется память и
чувство гордости за наш непобедимый народ,
За нашу величественную державу!
Итоги проекта :
«Бородино – слава России. 1812 год» позволил детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды деятельности детей, проходила в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.
В основе данного проекта лежала жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а наша задача, как педагогов, удовлетворить потребности детей, что в свою очередь привело к интеллектуальному, эмоциональному развитию дошкольников.
Данный проект был направлен на развитие кругозора детей,
формирование у них познавательной активности,
воспитание патриотических чувств (гордость за российскую армию, ее полководцев, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
• для педагогов – было создание единого образовательного пространства «детский сад – семья», направленного на формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне 1812 года, придерживаясь принципа научности, достоверности, последовательности, принципа от простого к сложному; формирование основы творческой личности.
•Для детей – развитие интереса к истории Отчизны на примере истории Отечественной войны 1812 года.
Для родителей – повышение родительского авторитета в патриотическом воспитании и обучении детей дошкольного возраста, расширение знаний о событиях 1812 года.
Результатом работы над проектом стало :
• оформление выставок рисунков на тему: «Бородино Слава России»
• а так же организация в группе музея «Герои Бородина».
Рассматривая их экспозиции, дети познакомились с героями Отечественной войны 1812 года (П. Багратионом, М. Барклаем-де-Толли, Н. Раевским). Рассматривали их фотографии, репродукции картин с их изображением, слушали рассказы педагогов о художниках, написавших эти картины.
• так же были организованы литературные чтения отрывков из произведений разных писателей. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», с показом иллюстраций и слайдов с изображением поля до и после сражения.
• На занятиях продуктивными видами деятельности дети создавали сюжеты Отечественной войны, которые им наиболее запомнились.
• Дети узнали о том, что многие улицы и проспекты, станции метро
г. Москвы названы именами героев Отечественной войны 1812 года. Также в их честь установлены памятники и монументы, открыты исторические музеи. Благодаря проекту мы привили детям чувства любви к Родине, гордости за свое Отечество, уважение к людям, защищавшим свою страну, пополнили знания об истории России и организовали тесное сотрудничество педагогического коллектива с родителями. Можно с уверенностью сказать, что в рамках данного проекта была проделана большая работа, благодаря чему все участники образовательного процесса были готовы к празднованию этой знаменательной даты.
Используемая литература:
1.«Дошкольникам о защитниках отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ «Сфера», 2005
2. Детская энциклопедия «Все обо всем»
3. Ю. Г. Степанов «1812 год: Отечественная война. Кутузов. Бородино.» Москва 2012
4,М. Ю. Лермонтов «Бородино» Москва, Детская литература 1989
5. Безлепкин Б. Г., Шишов А. В., «Гордиться славою предков» - Дошкольное воспитание. – 2002 г. -№ 2, 3.
Источники мультимедийных материалов:
1. Аты — Баты. https://yandex.ru/efir?stream_id=454f345270862c1f96b983e8f6408be5
2. Стихотворение М. Ю. Лермонтов «Бородино» https://www.youtube.com/watch?v=JK5m_rsE4pU&feature=emb_logo
3. Информационный материал «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» https://www.youtube.com/watch?v=mYE42Y0Mmjc&feature=emb_logo
4. Песня «Солдатушки браво рябятушки» https://www.youtube.com/watch?v=-FYvZ96_C3Q&feature=emb_logo
5. Гимн Бородино https://www.youtube.com/watch?v=jNKXoqFESaQ
6. https://audio-vk4.ru/?artist=к%2Fф+Гусарская+баллада+%28Т. Хренников+-+А. Гладков%29
7. Песня «День Победы» https://lightaudio.ru/mp3/победа%20долгожданная
8. Танец гусаров https://music.yandex.ru/album/3081542/track/25987132?from=serp