Гребенщикова Ирина
Проект «Создание мини-музея «Ложки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Зимовская основная общеобразовательная школа»
2024г.
Проект «Создание мини- музея «Ложки»
во второй младшей группе «Звездочки
Автор проекта : Гребенщикова Ирина Алексеевна
воспитатель 1 кв. категории.
Информационная карта проекта
Тема проекта : «Создание мини-музея «Ложки».
Публикация «Проект „Создание мини-музея „Ложки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели (29 января- 9 февраля 2024г.)
Тип проекта : педагогический, познавательно- исследовательский, творческий, практико-ориентировочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3-4года.
Цель проекта : Формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете – ложке; создание условий развития художественно-творческой активности детей средствами музейной педагогики (создание мини-музея «Ложки»).
Задачи проекта.
Образовательные задачи:
-Обогатить представления детей:
- об истории возникновения и временных изменениях ложки;
- о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, внешнему облику, функциям);
Развивающие задачи:
-Содействовать развитию эстетического восприятия, творческих способностей и фантазии дошкольника;
-Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение
-Способствовать развитию речи (расширять словарный запас детей -части ложки и материал, народные промыслы: роспись);
Воспитательные задачи:
-Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, любовь к истории; умение видеть прекрасное в окружающем мире;
-Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;
-Повысить общий культурный уровень родителей;
-Оптимизировать предметно-развивающее пространство группы.
Актуальность проекта. Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, росписи, музицировании.
Значимость на уровне ДГ. Проект мини-музей «Ложки», реализуемый в ДГ, дает возможность осуществлять образовательную деятельность ; привлечь к образовательному процессу родителей и детей.
Значимость на уровне семьи. Вовлечение родителей в процесс обогащения предметно-развивающее пространство группы. Проект будет способствовать повышению педагогической компетентности родителей, обеспечивающей целостное развитие личности дошкольника, а также взаимодействие «детский сад-семья».
Личностная ориентация детей. Проект создаст необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, художественно- эстетического вкуса, выявит творческие способности воспитанников, заложит первоначальные основы общей культуры будущего человека. В ходе реализации проекта дети узнают историю возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов, что будет способствовать развитию их познавательного интереса.
Значимость на уровне ДГ. Проект по созданию мини-музея «Ложки» позволит реализовать познавательно направление в более интересном и многогранном аспекте. Обеспечит высокое качество дошкольного образования, а также рост профессионализма педагогов в вопросах использования интерактивного оборудования в совместной деятельности с детьми для успешной реализации ФГОС дошкольного образования.
1 Рождение проблемы: Создать проблемную создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось ложки, как познакомить детей с деревянной ложкой (что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего и как изготавливают ложки, можно ли на них играть и как это делать, как помочь детям развить представления о величине ложки, её назначении?
2. Проблема: Такая знакомая и незнакомая ложка- какая она?
3. Виды деятельности: художественно-творческая; музыкальная, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, игровая, коммуникативная.
4. Методы и приемы:
словесные (объяснение, художественное слово, чтение стихов, потешек, заучивание поговорок, загадывание загадок и др.);
игровые (театрализованные игры, русская народная игра, праздники и досуги);
наглядные (рассматривание иллюстраций, альбомов о русской ложке, показ презентаций, иллюстраций др.);
практический (игра на ложках).
5. Формы деятельности:
поисковая;
фондовая;
научная;
экспозиционная;
познавательная.
6. Обеспечение проекта :
- методическая литература;
- информационный материал по теме;
- фотографии, иллюстрации;
- музыкальное сопровождение (русская народная музыка, хороводы, игры, песни, пляски);
- интернет ресурсы.
7. Предполагаемый результат. Мини-музей станет неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они приносят из дома экспонаты. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее «Ложки» не только можно, но и нужно! Наш мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
-изучение проблемы, постановка цели и задач проекта;
-изучение нормативных документов и литературы по данной теме;
-анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами;
-разработка проекта организации пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности;
2 Практический этап
-Консультация для педагогов ДОУ по теме проекта;
-Сбор экспонатов;
Оформление:
- мобильный сундучок для экспонатов мини-музея «Ложка»;
- папка-макет «Эволюция ложки»;
- альбома «История создания ложки в картинках»;
- игры «Ложки – эмоции»;
-театра на ложке;
Изготовление:
- «Ложки-куклы»;
- карточки для моделирования;
Создание :
- картотеки частушек о ложках;
-картотеки музыкальных произведений;
-картотеки игр;
-лепбук «Ложка- русский сувенир»;
Оформление паспорта мини-музей «Ложки».
3. Заключительный этап
-завершение создания мини-музея (систематизация и упорядочение накопленного материала);
-участие в районном конкурсе мини-музеев;
- проводится выставка экспонатов мини-музея;
-проводится самоанализ по проделанной работы;
-намечается перспектива развития мини-музея.
Ожидаемые результаты
Для детей:
-сформировать культурно-гигиенические навыки при пользовании ложкой во время еды;
-освоение доступных знаний о разных видах ложек;
-повышение познавательной активности.
Для педагогов:
-повышение уровня педагогической компетенции в освоении современных образовательных технологий;
-распространение педагогического опыта;
-систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
-повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями воспитанников;
- удовлетворённость работой.
Для родителей:
-установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
-совместный поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых;
-обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
-приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.
Продукты проекта
Для детей:
-знакомство с потешками и загадками о ложке;
-использование ложки как музыкального инструмента в танце «Тук,тук, перестук»;
-роспись ватными палочками готовых форм ложек элементами хохломской росписи;
-ННОД лепка из глины «Ложка для Антошки»;
-сюжетно-ролевая игра «Касса»;
-освоение умения правильно держать ложку;
- ННОД «День рожденья ложки».
Для педагогов:
-разработка тематического проекта по теме : «Создание мини-музея «Ложки»;
-создание презентации;
-выставка книг с потешками и загадками о ложке;
-подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
-постановка ложкового театра «Теремок»;
Для родителей:
-выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
-организация выставки «Чудо-ложки», поделок из одноразовых ложек изготовленных детьми совместно с родителями;
- мастер- класс «Театр за пять минут».
-досуг «Открытие мини-музея «Экскурсия в мини-музей «Ложки»
Продукт проектной деятельности :
1. Мобильный мини-музей «Ложки».
2. Презентация на совещании педагогов МКОУ «Зимовская ООШ» «Мобильный мини-музей «Ложки».
Литература:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2004
2. Дыбина О. В. Что было до. : Игры-путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ Сфера, 1999
3. Использование коллекционирования как средства познавательного и речевого развития дошкольников. История научных открытий и создания вещей. Парциальная образовательная программа. Под общей редакцией Е. Ф. Купецковой. Пенза, 2016
4. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт. -сост. В. Н. Косарева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2018
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: Детство-пресс, 2004.
6. Федоров В., Мошков Н. Сказ о ложке и ложкарях. — Нижний Новгород: Литера, 2014.