Татьяна Алфёрова
Проект «Создание метеоплощадки в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации: Долгосрочный с октября 2021г - по июнь 2022г
1. Изготовление оборудования с октября 2021г по апрель 2022 г
2. Установка оборудования на площадка: май 2022г
3. Открытие «Метеоплощадки» июнь 2022г
Введение
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.
Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.
Публикация «Проект „Создание метеоплощадки в детском саду“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.
Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция.
Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с работой метеоролога, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Аннотация проекта
Проект направлен на создание условий развития детской любознательности; на обучение действовать по определенному алгоритму; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.
Работа в группах, совместное решение поставленных проблемных вопросов будет способствовать развитию умения у дошкольников ориентироваться в окружающем мире, чувствовать волшебство мира вокруг нас, вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения.
Работа над проектом способствует развитию познавательных навыков, критического мышления детей.
Проблема: У дошкольников недостаточно сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Актуальность:
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО, является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка.
Развивающая предметно- пространственная среда организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать: - познавательному развитию ребенка: эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; -формированию экологически грамотного поведения.
Коллектив ДОУ поставил перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.
Взрослые должны поощрить любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках.
Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Новым элементом развивающей среды в нашем ДОУ станет, созданная на территории ДОУ «метеоплощадка».
Метеоплощадка будет выполнена компактно, на специально отведённой на территории детского сада площадке. Что позволит детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя, вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов участка в зависимости от времени года.
Метеоплощадка обеспечит возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получат возможность определять погоду с помощью специального оборудования.
Цель проекта : Создание предметно — развивающей среды для познавательной и исследовательской и деятельности старших дошкольников «Метеоплощадки».
Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
1. Познакомить детей с метеоплощадкой, с её приборами.
2. Знакомство детей с профессией метеоролога, через представленные на метеостанции приборы.
3. Обучать детей элементарному прогнозированию состояния погоды
4. Обучать детей снятию показаний приборов;
5. Предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой;
6. Изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года;
7. Изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с изменениями в окружающей среде.
8. Обеспечение условий для проведения детьми исследований.
9. Развитие экологического мышления в процессе проведения элементарных опытов.
10. Развивать умения последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.
11. Развивать познавательную активность и любознательность.
12. Расширять словарный запас.
13. Воспитывать навыки применения знаний на практике;
14. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе.
Предполагаемые результаты:
1. Обустройство метеостанции на участке ДОУ.
2. Оснащение площадки нужным оборудованием.
3. Проведение открытия площадки.
Сценарий открытия площадки: Ответственный воспитатель
Алфёрова Т. П.
4. За время реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития
познавательной сферы,.
5. Улучшение практических навыков пользования метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов
наблюдений.
6. Дети знают простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков. Умеют работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время;
7. Знают приметы, пословицы, поговорки о погоде.
8. В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный
опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других
людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Этапы работы:
1 этап: Подготовительный:
Распределение оборудования по группам воспитателям для подбора материала и оборудования.
«Клубничка» : «Солнечные часы»
«Розочка» : «Стенд определения облачности»
Ромашка» : «Дождемер», «Снегомер»
«Брусничка» : «Метеорологическая будка»
«Колокольчик» : «Ветряной рукав»
«Василёк» : «Флюгер»
• Подбор материала и оборудования, изготовление приборов.
• Приобретение. Термометра.
• Мониторинг знаний детей по теме проекта
• Анкетирование родителей
• Консультации для родителей
• Подготовка предметно-пространственной развивающей среды
• Составление плана проекта
ll этап: Основной:
• Структурирование необходимого собранного информационного материала;
• Сбор ресурсов для реализации проекта;
• Постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке;
• Проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.
Работа с родителями:
• Организацию экспериментальной деятельности строить в тесном сотрудничестве с родителями
• . Разместить для родителей на стенды информацию:
«Удивительное в природе», «А у нас метеостанция!»
• «Познавательные опыты дома». И другое, в соответствии возраста детей и плану работы по проекту «Метеостанция»
• Пригласить родителей на открытие «Метеоплощадки»
• Для родителей организовать день открытых дверей: на тему:
«Добро пожаловать на метеостанцию».
• Консультации по теме: «Метеостанция»
• На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т. д.
• Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг, послушает голос природы.
• Домашнее задание для родителей.
• Участие родителей на открытии «Метеоплощадки» в ДОУ.
lll -этап: Заключительный.
• Открытие «Метеоплощадки»
• День открытых дверей для родителей на «Метеоплощадке»
• Мониторинг знаний детей по теме проекта
• Пополнение новым материалом предметно-пространственной развивающей среды.
Оборудование детской метеостанции :
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Термометр используется для измерения температуры воздуха.
Метеорологическая будка : Служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер - служит для измерения количества осадков.
Снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова
Компас - прибор для определения сторон света (ориентированию на местности)
Солнечные часы - позволяют детям учиться определять время по солнца.
Ветряной рукав:
Стенд для определения облачности: Служит для сравнительного определения облачности.
Результаты наблюдений фиксируются детьми в групповых календарях природы и погоды.
Практическое применение
Метеоплощадки
в воспитательно-образовательном процессе.
1. Термометр - служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +50, а пять градусов холода так: - 50
2. Флюгер.
Флюгер сделан нами в форме вращающегося на опорной оси «Лошадки», который состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В, для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.
3. «Ветряной рукав» Позволяет определить силу ветра:
•Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.
• Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав.
• Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.
• Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.
• Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.
• Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав.
• Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.
4. Осадкомер (Дождемер) состоит из ведра, крышки—защиты и измерительного стакана. Ведро осадкомера имеет форму цилиндра. Внутри ведра впаяна диафрагма, имеющая форму усеченного конуса, с отверстием для стока. Для уменьшения испарения осадков из ведра в теплое время года отверстие диафрагмы закрывается пробкой—воронкой. В зимний период пробка— воронка вынимается. С внешней стороны к ведру припаян носок для слива собранных осадков. Носок закрывается колпачком. Измерительный стакан служит для измерения количества осадков, попавших в ведро осадкомера, имеет деления. Цена деления равна 2 см3 ( 100 делений: одно деление стакана соответствует слою воды в ведре высотой 0,1 мм). Осадкомер установлен на деревянном столбе высотой 1,6 см так, чтобы приемная поверхность находилась на высоте 2,0 м от земли и была строго горизонтальна. Диаметр столба должен быть равен 16—17 см. При измерении количества твердых осадков (снег) снятое ведро на некоторое время оставляют в теплом помещении, чтобы дать осадкам растаять.
5. Стенд магнитно-маркерный Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом. Так же можно вести таблицу прогноза погоды на каждый день.
. Метеорологическая будка. (В ней барометр, термометр, еловая веточка, шишка, для определения погоды)
Температура воздуха. Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру.
6. Термометр помещен в жалюзийной метеобудке.
Будка состоит из четырех жалюзийных стенок, пола, потолка и крыши, укрепленных на деревянном остове.
Стенки представляют собой двойной ряд тонких деревянных планок—жалюзи, наклоненных внутрь и наружу будки под углом к горизонту. Одна из стенок (передняя) укреплена на петлях и служит дверцей. Пол будки состоит из трех досок, причем средняя доска укреплена несколько выше двух крайних для улучшения вентиляции будки. Потолок будки горизонтальный, сплошной, крыша наклонена в сторону, противоположную дверце, и немного выдается со всех сторон будки. Крыша укреплена над потолком так, чтобы между нею и потолком свободно протекал воздух. Будка с внутренней стороны и наружной стороны хорошо окрашена насыщенной краской. Будка установлена на метеоплощадке так, чтобы вокруг нее был свободный обмен воздуха. Укреплена на деревянной подставке прочно, не должна колебаться даже при сильном ветре. Стенки будки надо протирать или мыть от пыли по мере загрязнения.
7. Солнечные часы. Прибор для измерения времени по Солнцу. Знакомство детей старшего возраста с определением времени, характерному нашему краю. Дневник наблюдений за погодой для каждодневного учета погодных явлений
Модель образовательной системы
Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводить наблюдение за погодой. Данные заносить в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализировать результаты, делать выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В живой природе наблюдать за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждать, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
В начале каждого месяца знакомить детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверять достоверность примет. Такой подход позволит приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробовать рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Работа с детьми
Образовательная деятельность
Формирование представлений о погоде и ее признаках, познакомить с профессией метеоролога.
Воспитывать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.
Народные приметы.
Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.
Опыты - эксперименты с водой, воздухом.
Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.
Сюжетно-ролевая игра «Метеобюро».
Расширять знания детей о профессии метеоролога, связанных с исследованием погоды.
Пословицы, поговорки и загадки о природе.
Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность.
Воспитывать любовь к природе.
Дидактическая игра «Прогноз погоды».
Формировать представления о погодных изменениях в природе.
Чтение художественной литературы
Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.
Систематизировать и углублять представления детей о погоде, о приметах.
Родители получают задания на дом: Например:
1)Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес.
Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями 2)и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.
3)Просим обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы. Поговорите с детьми: Когда на улице дождь, какое у тебя настроение? Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал – грустную или веселую? Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Создание родителями книги «Народные приметы о погоде».
Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.
Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут
детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность,
самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время
реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития
познавательной сферы, улучшение практических навыков пользования
метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов
наблюдений.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный
опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других
людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Пример детских рифмовок : «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»; «Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветра плывут – ненастье несут». Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе.
Детское творчество оформлять в книжках – самоделках
Работа с родителями
Создание родителями книги «Народные приметы о погоде».
Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.
Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут
детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность,
самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время
реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития
познавательной сферы, улучшение практических навыков пользования
метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов
наблюдений.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный
опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других
людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Материальная база проекта.
1. Термометр : Приобретение термометра. Стоимость 100 рублей
2. Метеорологическая будка : Подстамент. Доска строительная, 2м -4 штуки.
3. Флюгер: Две палки высотой 3 м и 2.5. для двух флюгеров. Металлопрофиль листа.
4. Дождемер : Бутылки из под воды (6 штук). Палка высотой: 2м. Воронки в количестве 2 шт. Ведёрко.
5. Снегомер : Линейка с делениями. Высота 1 метр. Приобретение Цена 150 рублей.
6. Солнечные часы : Бревно длина 3м 40 см. Доска (5) длина 2,5 м. Квадрат ДВП 1м/2, краска жёлтая 1 банка.
7. Ветряной рукав: Длина готового рукава 1м 50 см. Диаметр рукава 30 см. Каждый цвет по 30 см. Железная труба диамрт-7 см, высота -4м.
Ткань подкладочная 5 цветов (красная, жёлтая, зелёная, синяя, оранжевая)
Цемент 3 кг для установки трубы. Стенд для определения облачности: Две потолочные пластиковые панели.
Стоимость одной 300 рублей. Всего: (600 рублей) Угол для панели 2 штуки по цене 150 руб. (300 рублей), 8 картиин А-4 размером, ламинированных. Стоимость листа 25 рублей. Всего: (200 рублей)
Труба металлическая: 3 метра., крыша из металлочерепицы.
Список использованной литературы
1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке
детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с. 76.
2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании
дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения. – 2009. - №5 – с. 19-21
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных
учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в
экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.
№6. – с. 54-57
5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :
Детство – пресс, 2003.