Триголос Элина
Современные технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по технологии Гришаевой Н. П
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема проекта: Ситуация месяца «Я, как личность, и, как часть окружающего меня мира»
Цель проекта: Апробация и внедрение педагогической технологии социализации дошкольников в процессе общения и общего развития.
Задачи проекта:
- помочь ребёнку в осознании себя как личности;
-воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим;
-с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
-формировать умение проявлять инициативу;
Публикация «Современные технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по технологии Гришаевой Н, П» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
-формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
Решаемая проблема:
-раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей;
-развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Проектируемые результаты:
осознание себя как личности, и как части окружающего меня мира;
создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
умение слушать и слышать другого;
воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
понимание детьми, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
умение детей владеть собой;
развитие умения анализировать ситуацию;
Участники проектной деятельности:
Дети средней группы № 2 «Ромашка».
Вид проекта:
Социально-коммуникативный, творческий, краткосрочный.
Сроки реализации проекта:25.01.2022 – 05.03.2022 (один месяц)
Автор проекта: Педагог-психолог МДОУ ДС Ёлочка г. Краснослободска Триголос Элина Руслановна.
2. Актуальность выбранной темы.
Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.
1. Клубный час
2. Проблемная ситуация
3. Рефлексивный круг
4. Дети-волонтёры
5. Волшебный телефон
6. Социальная акция
7. Ситуация месяца
8. Коллективный проект
9. Развивающие обучение
В своём проекте я более подробно рассмотрю такую технологию как «Ситуация месяца».
Тема проекта: Ситуация месяца «Я, как личность, и, как часть окружающего меня мира»
2.1. Решаемая проблема:
-раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей;
-развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
2.2. Цель проекта: Апробация и внедрение педагогической технологии социализации дошкольников в процессе общения и общего развития.
2.3. Задачи проекта:
- помочь ребёнку в осознании себя как личности;
-воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим;
-с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
-формировать умение проявлять инициативу;
-формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
2.4. Проектируемые результаты:
осознание себя как личности, и как части окружающего меня мира;
создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
умение слушать и слышать другого;
воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
понимание детьми, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
умение детей владеть собой;
развитие умения анализировать ситуацию;
Участники проектной деятельности: Дети средней группы № 2 «Ромашка».
Возрастные особенности : 4-5 лет.
Вид проекта: Социально-коммуникативный, творческий, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 25.01.2022 – 05.03.2022 (один месяц)
3. Материально-технические ресурсы :
- подбор тематической литературы,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры:
- выставки рисунков,
- столы;
- стулья;
-канцелярские товары;
-медиатека;
-компьютерная и множительная техника; музыкальный центр и т. п.
-набор для рисования на воде «Эбра»
4. План основных действий по решению задач, направленных на реализацию проекта.
1 блок – лексическая тема «Я и Мы» (первая неделя)
2 блок – лексическая тема «Я-часть семьи» (вторая неделя)
3 блок – лексическая тема «Я и мои эмоции» (третья неделя)
4 блок – лексическая тема «Я-как часть окружающего меня мира» (четвертая неделя)
5. Список использованной литературы
1. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет : система реализации, формы, сценарии, Н. П. Гришаева, Л. Н. Белая Е. В. Брынцева, «Вентана-Граф», 2017.
2. Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально - коммуникативное развитие дошкольников».
Приложение (отчёт о реализации проекта)
Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.
Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста – это одна из наиболее приоритетных задач, которую ставит перед собой педагог. В настоящее время для организации воспитательного процесса большую роль играет инновационная деятельность. Переход дошкольного образования на новый уровень не может осуществляться без внедрения инновационных технологий, которые активно используются на практике
Если пронаблюдать за детьми в детском саду, то можно заметить, что многие из них сталкиваются с трудностями в общении со сверстниками. Часто они не умеют слушать собеседника, выражать свои переживания, подбирать нужные слова и решать конфликтные ситуации. Многим детям трудно адаптироваться в коллективе, найти себе друзей. На данный момент детей интересуют телевизор и телефон. Из-за этого они мало общаются с родителями и между собой, а ведь живое общение является источником различных эмоций и ощущений, которые обогащают жизнь ребенка. В связи с этой проблемой, появляются дети с низким уровнем коммуникативных навыков.
Приходя в детский сад ребёнок начинает осознавать что он личность. Наблюдая за детьми в первые годы посещения детского сада, я пришла к выводу, что необходимо уточнить и расширить у воспитанников понятие "личность". Так созрел план реализации краткосрочного проекта на тему: «Современные технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» (по технологии эффективной социализации детей 3-7 лет Натальи Павловны Гришаевой)
В проекте приняли участие воспитанники средней группы №2 «Ромашка. Реализовывался проект в течение месяца. Использовалась технология : Ситуация месяца «Я, как личность, и, как часть окружающего меня мира». Целью проекта была апробация и внедрение педагогической технологии социализации дошкольников в процессе общения и общего развития. Моей задачей как психолога было систематизировать знания детей о себе. Была проведена диагностика и наблюдение за детьми, проанализируя данные, была выстроена дальнейшая работа. Первая неделя проекта была посвящена теме: «Я и Мы». С ребятами были проведены ряд бесед и игр направленных на уточнение понятия «Я». Было обращено особое внимание на то, что мы чем-то похожи, но и многим отличаемся: цветом глаз, ростом, интересами и так далее. Для самовыражения каждого ребёнка я провела занятие по рисованию в технике эбра. В инструкции ребятам разрешалось нарисовать любое изображение разными цветами. Изучение рисунков и подбора использование цветовой гаммы детьми дало дополнительный материал о эмоциональном состоянии воспитанников. На следующем занятии. Мы с ребятами рисовали Радугу. Выполняя работу они должны были договориться в парах, о том, кто что изображает, использует и это позволило закрепить умение ребят контактировать между собой. В конце недели провели рефлексию. Где ребята высказывались, что для них было новое и интересное.
Вторая неделя проходила под девизом: «Я- часть семьи». На этом этапе в проекте у детей стояла задача рассказать о традициях в семье, о родственниках в семье, а также рассказать, о том как родители любят его и заботятся о нём. Мы с ребятами на протяжении всей недели разбирали понятия «Семья». Рисовали рисунки на тему «Семья» и устроили выставку. По концу недели была выполнена рефлексия, где мои подопечные с удовольствием рассказывали о традициях своей семьи, а также о интересах каждого члена семьи.
Третья неделя проходила под девизом «Я и мои эмоции». Моей задачей было уточнить, что каждый ребёнок испытывает определённые эмоции, как в детском саду так и в кругу своей семьи. На занятиях мы сделали акцент на разборе эмоции. Велась работа с раздаточным материалом по теме: «Мои эмоции». Это помогло ребятам понять, что человек может испытывать разные эмоции: Гнев, радость, грусть, страх, печаль и т. д. Разделившись на пары, а также на команды ребята учились определять и узнавать разные эмоции. Малыши имели возможность проговорить. При каких условиях, они испытывают те или иные эмоции. Итогом этой неделе стало умением прожевать разные эмоции и пытаться их контролировать, а также ребята поняли, что эмоции могут испытывать не только они, но и окружающие их люди. Ребята так прониклись, что выступили с инициативой устроить акцию «Подари подарок другу», чтобы испытать позитивные эмоции на практике. По концу недели была проведена рефлексия, где дети выражали только позитивный настрой.
Последняя четвё ртая неделя проекта проходила под названием: «Я как часть окружающего меня мира». Мы обратили внимание на то, что нас окружают разные предметы, и мы можем находиться в разных ситуациях. Чтобы помочь понять ребёнку, что он является частью большого мира, я использовала в своей работе: беседы о окружающем мире, просмотр видеофильмов и экскурсии в природу. Итогом нашей работы за четвёртую неделю стало изготовление плаката, на котором был изображён земной шар с отпечатками детских ладошек, как символ того, что каждый человек является частью большого мира. И участие в акция «Мы за мир, во всём мире». По концу недели была проведена рефлексия, где дети высказывались, что им было интересно.
Подведением итогов моего проекта: Ситуация месяца «Я, как личность, и, как часть окружающего меня мира», стал праздник совпавший с празднованием окончания масленичной недели. Дети с удовольствием принесли угощения для своих друзей, и мы устроили пир в кафе «Ромашка». Где обсудили, всё что делали в течение этого месяца. Дети были довольны, рассказывали, что за этот месяц узнали много для себя нового и интересного.
Подводя итог, хочется отметить - участие в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать доверительные отношения между сверстниками. Главное, чему научил проект детей, - это осознание того, что «Я не только часть окружающего меня мира, но и его полноправный участник». Ищите, удивляйтесь, открывайте новое! Цель проекта была полностью реализована.