Елена Суркова
Проект «Совершенствование художественно-речевых исполнительных навыков детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная речь открывают ребёнку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений. К. И. Чуковский
Дошкольный период самая благоприятная пора для всестороннего развития ребёнка, усвоения разговорной связной речи. Происходит развитие важнейших психических процессов: формирование устойчивой памяти и внимания, запоминания и анализа происходящего вокруг себя мира, развитие воображения и эмоционально-окрашенной связной речи, все они формируются стихийно в период становления ребёнке.
Публикация «Проект „Совершенствование художественно-речевых исполнительных навыков детей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
ФГОС ДО содержит область «Речевое развитие», в которой стоит цель развития речевого творчества ребёнка. Речевое творчество – это самостоятельная деятельность ребёнка по построению связных выражений, стимулируемых восприятием произведений искусства, вызванных применением ребёнком различных выразительных речевых средств, передающих эмоции от художественной информации. Оно проявляется в разных формах: в сочинении повествований, рассказов, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, сказок; в словотворчестве - придумывании новейших для ребёнка слов - новообразований.
Под художественно – речевым развитием мы понимаем деятельность, возникающую у ребёнка под влиянием литературного или фольклорного произведения.
Она включает в себя следующие компоненты:
• восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними.
• воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция, то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного, участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т. п.).
• воспроизведение авторского текста по-своему (интерпретация, с использованием средств художественной выразительности (пересказ прочитанных произведений, воспроизведение авторского текста по иллюстрациям и т. п.).
• создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т. п.).
Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений способствует формированию у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание, знакомству детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).
Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщённого смысла малых фольклорных форм.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Для успешного развития художественно-речевой навыков педагогу необходимо помнить, что они всегда связаны с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.
Этому способствует игра – драматизация, инсценирование литературных текстов, через использование разных видов театра (настольный, пальчиковый, марионетки, петрушки и. т. п., а затем придумывание своих литературных произведений и их воплощение в театрализованных играх.
Проект «Драматизация сказок как средство художественно-речевого развития детей» осуществляется, как увлекательная игровая и творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения, эмоциональное развитие.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.
Продолжительность проекта : долгосрочный, два года.
Предмет исследования: детская художественная литература- сказки.
Методы и приё мы реализации: беседа с детьми и родителями; консультации для родителей через папки-передвижки; инсценирование сказок; игровая деятельность; выполнение работ по изобразительной деятельность; чтение, прослушивание и просмотр сказок; совместная деятельность по конструированию; организация досугов.
Ожидаемый результат:
в процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь;
ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности;
у детей появится интерес к играм, драматизациям;
родители принимают активное участие в проектной деятельности;
родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребёнка.
Таким образом, игра-драматизация – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы. Художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности. Благодарим за внимание!