Белла Савельева
Проект «Содружество» для работы с родителями 4–5 лет
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65»
Проект
"Содружество"
Разработчик : воспитатель
высшей квалификационной категории
Б. Н. Савельева
2021 г.
Пояснительная записка
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
Публикация «Проект „Содружество“ для работы с родителями 4–5 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность проблемы
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке, понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют 2 основных направления взаимодействия с семьей:
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей :
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Ожидаемые результаты:
1. Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия педагогов, узких специалистов с родителями.
2. Обогащен опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Семьи вовлечены в единое образовательное пространство.
4. Возросла роль ДОУ, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные:
1. коллективные – родительские собрания, круглые столы и др. ;
2. индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
3. наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
1. информационно - аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т. д.);
2. досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)
3. познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
4. информационно - ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
5. информационно - просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Тип проекта : долгосрочный, открытый, практико - ориентированный, коллективныЙ.
Цель проекта : организовать методическую работу по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи проекта :
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
- создать условия для повышения психолого - педагогической культуры родителей;
- активировать и обогащать воспитательные и образовательные умений и навыки родителей и законных представителей;
- развивать творческие способности детей и родителей.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и родители.
Работа по плану проекта :
1. Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.
2. Информационные общие стенды, оформление родительских уголков.
3. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.
4. Анкетирование родителей.
5. Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы.
6. Родительские собрания в группах : организационное «Что должен знать ребенок 4-6 лет»; «С любовью к маме»; «Итоги года».
7. Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Урала».
8. Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.
Организация выставок работ детей и родителей :
1. Конкурс поделок «Ребятки с грядки», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками;
2. Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа – самый сильный!», «Этот День Победы», «Ах, лето!»;
3. Фото - отчеты: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»;
4. Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной.
5. Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
6. Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться?», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
7. Анализ информации о семьях дошкольников.
8. Сбор сведений о родителях.
9. Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома.
10. Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!».
11. Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка.
12. Совместные консультации с логопедом ДОУ.
Этапы работы
I Общественное мнение
Срок проведения: сентябрь 2021 - 2022 учебного года.
• Проведение анкетирования родителей воспитанников групп среднего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
• Составление перспективного плана мероприятий;
• Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.
II Проведение мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми
Срок проведения: сентябрь – апрель 2020-2021 учебный год
Формы проведения мероприятия:
• родительские собрания,
• папки-передвижки,
• выставки творческих работ детей и родителей,
• фотовыставки,
• консультации,
• мастер-классы,
• индивидуальные беседы.
III Подведение итогов
Срок проведения – май 20 __г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Мы не останавливаемся на достигнутом. Продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. У нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2021-2022 год
Сентябрь
- Оформление стендов к учебному году и другой наглядной информации
- Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ
- Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»
- Оформление папки - передвижки «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»
Октябрь
- Спортивное развлечение «Веселые старты»
- Консультация «Грипп. Меры профилактики»
- Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»
- Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»
- Развлечение «Праздник осени»
Ноябрь
- Выставка рисунков «Выходные в семье»
- Консультация «Одежда детей в группе»
- Родительское собрание «С любовью к маме»
Декабрь
- Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.
- Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.
- Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.
- Подготовка и проведение новогоднего праздника.
Январь
- Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
- Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
- Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»
Февраль
- Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»
- Выставка детских рисунков «Мой папа – Самый сильный»
- Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
Март
- Фотовыставка «Моя любимая бабушка»
- Папка-передвижка «Традиции и культура Уральского региона»
- Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться?»
Апрель
- Фотовыставка «Все профессии важны…»
- Консультация «Все о компьютерных играх»
- Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»
- Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.
Май
-Выставка творческих работ «Этот День Победы!»
-Праздник «9 МАЯ - День Победы»
-Родительское собрание «Итоги года»
-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»
-Выставка детского творчества «Скоро лето!»