Марина Муллагалиева
Проект по сплочению родителей и педагогов детского сада «Содружество»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Сплочение родителей и педагогов детского сада и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
ЗАДАЧИ:
1. Повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры;
2. Выработка общих взглядов и педагогических установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров средствами приобщения к традиционной культуре;
Публикация «Проект по сплочению родителей и педагогов детского сада „Содружество“» размещена в разделах
3. Выявление эффективных форм сотрудничества с родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей.
Достижению цели и решению перечисленных задач способствуют следующие принципы работы ДОУ:
• Функционирование детского сада как открытой системы;
• Соблюдение принципов понимания, признания и принятия ребенка и его семьи;
• Приоритет культурологического подхода к определению целей и содержания воспитания детей;
• Переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных ориентиров и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению;
• Формирование ценностно-смысловых ориентиров (истины, добра, красоты и справедливости, моральных и эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной (русской) культуре;
• Амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми;
• Тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
Проект ориентирован на формирование содружества с семьей, поэтому в качестве дополнительных (но не менее значимых) принципов работы с дошкольниками и родителями используются : соблюдение во взаимоотношениях личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия», построение взаимодействия с родителями в интерактивных, интересных и содержательных формах, поддержка традиций коллективизма, взаимопомощи среди сотрудников.
Содружество основывается на соблюдении всеми участниками следующих принципов:
• Доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
• Открытости: на сайте и блоге детского сада можно ознакомиться с уставом, и иными локальными актами, с исторической справкой учреждения и текущей информацией. Родители могут обратиться с вопросами к руководителю учреждения по электронной почте ДОУ.
• Доброжелательности всех участников содружества;
• Добровольности: в процессе реализации задач и содержания программы не допускается никакого принуждения.
Участники проекта : дети, родители, педагоги ДОУ.
Воспитатели всех возрастных групп совместно с узкими специалистами, реализуя сотрудничество и партнерство, разрабатывают учебно-тематический план работы с детьми, родителями и педагогами.
Сроки реализации проекта : 2015-2016 уч. год
Этапы реализации проекта
Цель Организация Примерное содержание
I этап
Изучение возможностей семьи и ее воспитательного потенциала (на основе оценки сформированности у детей ценностных ориентиров) Использование Опросника Н. В. Микляевой о позитивных и негативных личностных качествах. Опрос проводят одновременно родители и педагоги - в условиях семьи и детского сада.
Беседы, тематические занятия с детьми, детско-родительские праздники и досуги. Формирование семейных ценностей: Цикл тематических занятий «Семейные традиции»
Формирование ценностей ЗОЖ
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Формирование ценностей познания и красоты
«Играем вместе»
Формирование ценностей добра
«Осенние праздники», «День защиты детей»
Формирование общечеловеческих ценностей
«Колыбельные со всего света», «Сказки народов мира»
II этап
Повышение педагогической культуры родителей в процессе приобщения семей к традиционной культуре. Семейные экскурсии, творческие мастерские, родительский лекторий, совместные занятия и тренинги, детско-родительские праздники и досуги. Формирование семейных ценностей: «Мои родные»
Формирование ценностей ЗОЖ
«Азбука здоровья»
Формирование ценностей познания и красоты
«Рябиновые бусы» «Храмы города»
Формирование ценностей добра
«Рождество Христово»
Формирование общечеловеческих ценностей
«Сказка как выразитель общечеловеческих ценностей»
III этап
Организация совместной детско-родительской деятельности в процессе осуществления социально-нравственного и патриотического воспитания Организация практики коллективных творческих дел Формирование семейных ценностей: «Моя родословная»
Формирование ценностей ЗОЖ
«В здоровом теле – здоровый дух: ценности ненасилия»
Формирование ценностей познания и красоты
«Циклы занятий «Святые наши имена», «Мы идем смотреть Родину»
Формирование ценностей добра и миролюбия
«День победы»
Формирование общечеловеческих ценностей
Совместные детско-родительские проекты «Города мира»
IV этап
Формирование родительских общественных объединений, направленных на формирование у дошкольников ценностных ориентиров социально-нравственного и патриотического характера Конкурсы детско-родительских проектов, организация работы фольклорного ансамбля детей и родителей, участие родителей в работе семейного клуба. Формирование семейных ценностей: «Мой мир и мир другого человека»
Формирование ценностей ЗОЖ
«Если хочешь быть здоров»
Формирование ценностей познания и красоты
«Дорогая моя столица»
Формирование ценностей добра и сотворчества
«Народная кукла»
Формирование общечеловеческих ценностей
Создание «Музыкальной шкатулки», создание «Волшебной библиотеки сказок»
V этап
Комплексное решение задач формирования у дошкольников ценностных ориентиров в процессе активного взаимодействия родителей, детей и педагогов. Семейные гостиные, участие родителей в общесадовских мероприятиях Формирование семейных ценностей: «Ценности добра, красоты и правды в нашей семье»
Формирование ценностей ЗОЖ и ненасилия
«Азбука здоровья», «Летняя Олимпиада»
Формирование ценностей познания и красоты, сотворчества
«Ребенок – путешественник»
Формирование ценностей добра и миролюбия
Цикл занятий «Годовой цикл праздников» (Рождество Христово, Пасха, Праздник русской березы)
Формирование общечеловеческих ценностей
Конкурс детско-родительских проектов «Мир спасает доброта»
Ожидаемые результаты:
1. Портфолио и фотоальманахи для молодых специалистов детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников средствами традиционной культуры;
2. Учебно-тематический план формирования у дошкольников ценностных ориентиров в процессе взаимодействия родителей, педагогов и детей;
3. Цикл комплексных и интегрированных совместных занятий с детьми и родителями в рамках работы семейных гостиных.
4. Детско-родительские творческие проекты различной тематики, создание мультимедийной презентации работы педагогической мастерской для практических работников системы дошкольного образования.
Социальный эффект
• Создание условий, физического, психического и эмоционального благополучия детей, качественно осуществлять реабилитацию детей с отклонениями в развитии.