Алёна Андреевна Федосова
Проект социального партнерства педагогов и родителей детей раннего и дошкольного возраста «Родом из детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект социального партнерства педагогов и родителей детей раннего и дошкольного возраста "Родом их детства"
«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.»
Эбнер Эшенбах
Актуальность
«Детство - этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны. Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - эту мысль в XX веке озвучил известный французский писатель, поэт, эссеист Антуан де Сент-Экзюпери и она очень актуальны для родителей и сегодня. Детство – не только уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь человека. С высоты прожитых лет детские годы многим из нас кажутся маленьким раем, когда исполнялись все желания. Но зачастую мы забываем о том, что взросление – это тоже работа. Это становление характера, это опыт. Как легко мы забываются синяки и шишки, набитые на коленках, но душевные обиды и психологические травмы детства могут остаться на всю жизнь.
Публикация «Проект социального партнерства педагогов и родителей детей раннего и дошкольного возраста „Родом из детства“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Именно поэтому очень важно, чтобы в момент взросления рядом с маленьким человеком были мудрые и любящие взрослые. Воспитать человека - всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный труд родителей и педагогов.
Проект социального партнерства педагогов и родителей детей раннего и дошкольного возраста основан на комплексном подходе, ориентирован на решение задач активизации внутреннего потенциала дошкольников и их родителей, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге. В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются, например с проблемой тяжелой адаптации ребенка в детском саду. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкание к ее условиям. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит во многом и от профессионального мастерства педагогов.
Тематика обращений разнообразна, так, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием конфликтует с педагогами, сверстниками — это несомненно очень беспокоит родителей. Все мы знаем, что поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Взрослые пытаются решить проблемы своими средствами: взывают к его совести, упрекают в отсутствии прилежания. В такой ситуации прежде всего, необходимо разобраться в причинах осложнений.
Размышления о том, как же помочь родителям и детям справится с многочисленными трудностями, возникающими в период дошкольного детства, подготовиться к встрече с новыми для них дошкольной и школьной ситуациями, и привели к разработке данного проекта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155.
В основе создания данного проекта взаимодействия с семьями в области образования лежат целевые ориентиры на этапе дошкольного образования : ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, проявляет любознательность и т. п.
Разработка проекта регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” и приложение к нему;
-Конституция РФ, ст. 43, 72;
-Конвенция о правах ребенка (1989г.);
-Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06. 1999 г. ;
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва об «Утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. №28564).
Цель проекта
Основной целью проекта является психолого-педагогическая поддержка семьи на основе социального партнерства. Проект ориентирован на сотрудничестве педагогов с семьями детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи проекта
- повышение родительской компетентности в вопросах развития, воспитания и психологической готовности детей к школе;
- обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);
- развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества и рефлексии.
Деятельность в рамках проекта основывается на следующих принципах:
- Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
- Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
- Преемственность – воспитание детей в дошкольном и школьном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания;
- Развитие и сотрудничество, т. е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);
- Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
- Вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы в зависимости от социальных потребностей;
- Личностно-ориентированный подход в работе с семьей и ребенком.
Сроки и этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта
Сроки
Мероприятия по реализации проекта
I этап
подготовительный
Апрель-май
-Анализ обращений родителей детей раннего и дошкольного возраста за психолого-педагогической помощью
-Изучение опыта работы по организации вариативных форм дошкольного образования других ДОУ;
-Определение ресурсов ДОУ для организации инновационного проекта;
-Изучение проблем и постановка цели проекта;
-Создание документальной базы, регулирующей работу инновационного проекта;
-Обоснование значимости Проекта в рамках г. о. Орехово-Зуево
-Разработка стратегии реализации Проекта
-Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса на педагогическом и управляющем совете;
-Утверждение Проекта на заседании Управляющего совета ДОУ
II этап
основной
Июнь-март
-Реализация основных направлений проекта;
-Выявление проблем и внесение корректив;
-Мониторинг реализации проекта;
-Ознакомление общественности с ходом реализации проекта (сайт МДОУ, выпуск информационных буклетов)
III этап
анализ результатов
Апрель
-Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
-Оценка проекта в целях определения его актуальности (продолжения или закрытия проекта);
-Диссеминация опыта работы среди педагогов.
Направления реализации проекта
Основное направление работы — сотрудничество педагогов ДОУ с родителями в рамках родительского клуба «Родом из Детства». Мероприятия регулярны и проводятся в ходе тематических недель.
Цель:
-повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания, развития и адаптации детей к детскому саду/школе
Задачи:
Содействие развитию коммуникативной компетенции родителей во взаимодействии с детьми;
Развитие у родителей психолого-педагогических знаний в вопросах воспитания, адаптации, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста;
Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий, вовлечения родителей в образовательный процесс.
Тесное сотрудничество педагогов с родителями ведется по тематическому плану, в рамках которого осуществляются различные формы взаимодействия в родительском клубе.
В процессе взаимодействия с родителями педагоги информируют о уровнях адаптации к дошкольному учреждению, психологической готовности детей к школе, знакомят с результатами обследования детей, дают конкретные рекомендации и прочее. В работе используются игровые приемы, способы невербального взаимодействия, элементы телесно ориентированной терапии. В каждом тематическом разделе предусмотрено проведение совместных мероприятий родителей и детей.
Несомненно наравне с сотрудничеством педагогов с родителями осуществляется и взаимодействие педагогов с детьми.
Цель: профилактика и коррекция возможных трудностей развития ребенка в период раннего и дошкольного детства
Задачи:
Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников;
Развитие коммуникативных навыков, рефлексии и сотрудничества на каждом этапе дошкольного детства;
Построение индивидуального маршрута по профилактике и коррекции проблем в детском развитии.
В работе предпочтение отдается индивидуальной и групповой формам взаимодействия. Интеракционный метод работы предполагает формирование группы как единого целого, создание специфических групповых форм и правил поведения, акцент на действии механизма обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения. Взаимодействие с детьми ведется по тематическому плану, в рамках которого планируются различные формы работы. В процессе работы дошкольниками осуществляется диагностика развития.
Формы сотрудничества с родителями
-Консультации (традиционные индивидуальные и групповые,
планируется так же использование онлайн-консультирования в сети Интернет, с помощью почтовых ресурсов и скайп-трансляций и пр.)
-Мастер-классы,
Лектории для молодых мам
-«Тренинги родительского роста»
-«Родительский форум»,
«Творческая родительская гостиная»
(выбор тем встреч определяется в процессе работы)
-Выездные совместные мероприятия
-Почтовый ящик для связи родителей с педагогами
-Брошюры «Советы психолога»,
Информационные буклеты с рекомендациями педагогов
-Сайт дошкольного учреждения,
Личные сайты и странички специалистов детского сада
-Ежемесячная родительская газета «Мой любимый детский сад»
(выпускается творческой группой родителей под девизом «То, чего мы добились и то, чего добьемся вместе»).
Формы взаимодействия с детьми
-Групповые и индивидуальные занятия с воспитанниками ДОУ
-Занятия с детьми группы кратковременного пребывания
-Детские мастер-классы
-Тематические развлечения
-Тематические этюды и постановки
-Эвристические беседы
-Экскурсионные мероприятия (в том числе и в школу)
-Совместные мероприятия со школьникам
- Конкурсы, выставки
Примеры тематических недель
«Здравствуй, детский сад!» - адаптация к детскому саду, экскурсия по детскому саду
«Вместе – разом, вместе - дружно» - особенности работы по коррекции
«Мама – а я готов к школе?» - психологическая и интеллектуальная готовность ребенка к школе
«Внимательные ушки» - развитие внимания, памяти и фонематического слуха
«Детские интересы. Как их развивать» - способы развития талантов и способностей
«Ум ребенка на кончиках его пальцев» - развитие моторики (оригами, рисование пальцами, лепка, демонстрация пособий по развитию, картотека игр
«Дома весело играть» - ребенок на каникулах
«Мой ребенок – будущий первоклассник» - адаптация ребенка к школе
«Я и моя семья» : «Единственный ребенок в семье»; «Рождение второго ребенка»; «Старший ребенок в семье»; «Детская ревность»
«Ох уж эти детки» - межличностное общение (отношение) в семье, как устанавливать запреты, наказания
«Приемные родители», «Совместный и не родной ребенок» - индивидуальное консультирование в течении года
«Мама – а мы все разные!» - активный ребенок, пассивный ребенок, агрессивный ребёнок.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта
Показатели
Средства контроля
Единицы измерения
Дети
Количество детей охваченных дошкольным образованием
Мониторинг
Абсолютные величины, проценты
Эмоционально-положительное состояние ребенка
Наблюдение, мониторинг
Абсолютные величины, проценты
Показатели посещаемости и заболеваемости
Наблюдение, мониторинг
Абсолютные величины, проценты
Уровень освоения образовательной программы
Наблюдение, мониторинг
Абсолютные величины, проценты
Уровень развития игровой деятельности
Наблюдение, мониторинг
Абсолютные величины, проценты
Родители
Удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования
Анкетирование
Абсолютные величины, проценты
Количество родителей, участвующих в различных формах сотрудничества
Мониторинг
Абсолютные величины, проценты
Уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста
Анкетирование
Абсолютные величины, проценты
Педагоги
Уровень развития профессиональных компетенций педагогов в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста
Анкетирование
Проценты
Уровень развития профессиональных компетенций педагогов в вопросах социального партнерства с семьями воспитанников
Анкетирование
Проценты
Ожидаемые результаты
1. Развитие механизма социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи;
2. Разработка новых приемов и способов взаимодействия родителей и детей;
3. Повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
4. Расширение сферы психологических знаний родителей о развитии детей раннего и дошкольного возраста;
5. Повышение активность участия семей воспитанников в жизни детского сада;
6. Совершенствование профессиональных компетентностей педагогов во взаимодействии с родителями.
Автор:
Федосова Алена Андреевна
Используемая литература:
Беслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2002.
Деревянкина Н. А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями развития. Детский сад - День открытых дверей. - 2003. - № 2.- с. 20-22.
Калинина Р. Р. Прикоснись к душе ребенка. - СПб. : Речь, 2011. - 160 с.
Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. - СПб. : Речь, 2011. - 139 с. 5.
Ньюмарк Дж. Как воспитать эмоционально здоровых детей / Перев. С англ. - М. : София, 2008. - 192 с.
Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб. : Речь, 2005. - 373 с.
Стишенок И. В. Трудный ребенок: Практическое пособие для психологов и родителей. - М. : Чистые пруды, 2010. - 32 с.
Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. - СПБ. : Речь, 2005. - 144 с.
Ульенкова У. В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении. Дефектология. - 2001. - № 5. - с. 35 - 43.
Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - СПб. : Речь, 2011. - 128 с.