Анастасия Туманова
Проект социально-педагогической программы по профилактике отклонений в развитии и поведении детей и подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Любое государственное учреждение, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает.
Можно выделить основные группы проблем:
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением;
- дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
- проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
Публикация «Проект социально-педагогической программы по профилактике отклонений в развитии и поведении детей и подростков» размещена в разделах
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в
частности, школы, в связи, с чем возрастает роль социальных педагогов,
призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальным педагогом в рабочей программе используются следующие нормативно-правовые документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
Содержание программы
1. Профилактика отклонений в развитии детей и подростков.
Профилактику отклонений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребёнка. Точный диагноз и тип нарушений в развитии ребёнка можно определить с помощью диагностического обследования. Родителям необходимо получать достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребёнка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.
Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребёнок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций.
2. Цели и задачи профилактики отклонений :
Цель: профилактика отклонений в развитии детей и подростков.
Задачи:
1) изучение психических и физических составляющих ребёнка в совокупности с его медицинскими показаниями и его индивидуально-возрастными показателями;
2) коррекция отклонений в развитии детей и подростков посредством проведения профилактических мероприятий.
3. Направления работы школы по профилактике отклонений :
1) Проведение внеклассных мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в развитии детей и подростков;
2) Социально-педагогическая помощь учителя в работе с детьми;
3) Проведение занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии, с помощью сотрудничества с представителями системы профилактики.
4) Проведение оздоровительных мероприятий как вне урока, так и на уроке.
5) Организация сбалансированного и рационального питания;
6) Организация рабочего места в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
7) Сотрудничество с родителями по профилактике отклонений в развитии детей и подростков (консультации, беседы, собрания, тестирования и т. д.).
4. Показатели качества работы
1) Прогрессивные показатели как в физическом, так и в психическом развитии ребёнка.
2) Включенность ребёнка в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительное образование).
3) Включенность ребёнка в общественный процесс.
4) Степень участия родителей в процессе проведения профилактики отклонений в развитии детей и подростков.
5) Профилактика социально негативных явлений, предупреждение педагогической запущенности.
6) Открытость коллектива для ценностного освоения школьной среды.
7) Комфортный психологический климат в классе.
8) Жизненное самоопределение подростков.