Получи документы

Проект «Слово в ладошке»

Лариса Шевелева
Проект «Слово в ладошке»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Слово в ладошке»

Вид: Проблемно-исследовательская деятельность.

Период: Долгосрочный.

Цель: Создание образовательного процесса, полноценного для речевого развития детей на основе развития фонематического восприятия и мелкой моторики для всесторонней подготовки к успешному обучению в школе.

Задачи:

1. Сформировать у детей умение соотносить зрительный образ буквы с ее названием – звуком.

2. Сформировать систему игровых занятий-тренингов для акти­визации творческой и речевой деятельности детей.

3. Формировать речевые реакции на основе тренированности пальцев.

Публикация «Проект „Слово в ладошке“» размещена в разделах

4. Включить взрослых в непрерывный процесс совершенство­вания способов и средств речевого образовательного процесса.

5. Сформировать систему речевых и педагогических семинаров, тренингов, консультаций для взрослых.

6. Развивать у детей способность соединять тонкие движение пальцев в соответствии с артикуляционными упражнениями.

7. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

8. Развивать мелкую моторику.

Участники проекта :

- учитель-логопед, воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители.

Сроки проведения:

- Сентябрь - май / 2018 - 2019 учебный год

Этапы реализации:

I подготовительный – сентябрь 2018 уч. г. ;

II основной – октябрь – апрель 2018 – 2019 уч. г. ;

III заключительный – май 2019 уч. г.

Результаты:

1. Сформировать у детей умения соотносить фонематический слух и восприятие, лек­сико-грамматический строй речи, прост­ранственную ориентацию.

2. Обозначить согласованную работу педагогов и родителей, детей по предупреждению дисграфии и дислексии.

Пояснительная записка:

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровож­даемые фразами, благотворно действуют на развитие детей.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нерв­ной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помо­гают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, сни­мают умственную усталость. Они способны улучшить произно­шение многих звуков, а значит - развить речь ребенка.

Н. А. Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находит­ся на кончиках его пальцев».

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пи­ шет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития че­ловечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; осо­бенно велика здесь была роль руки. развитие функции руки и речи у людей шло параллельно».

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть ру­ки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат».

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре боль­ших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря разви­тию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человече­ского тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начи­нать с самого раннего детства.

Основной причиной несовершенства звукопроизношения дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим этапом в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения является работа по подготовке артикуляци­онного аппарата.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти. Из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения, скорость переключе­ния с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У таких детей задерживается усвоение системы звукопроизно­шения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смеши­вают, заменяют или искажают звуки: не различают звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные; умеют правильно произ­носить, но не могут осуществить правильный выбор звуков.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук. О взаимосвязи этих двух органов уже отмечалось ранее. Поэтому очень эффектив­ной методикой в развитии речевого аппарата и мелкой моторики может стать сопряженная гимнастика. Она является одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность. Спо­собствует не только развитию мелкой моторики руки, но и луч­шей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Такая деятельность влияет на развитие артикуляционной мо­торики (сопряженная гимнастика, формирование фонематиче­ского восприятия и первоначальных навыков звукового анализа.

Проект «Слово в ладошке»

Сентябрь

Задача:

Формировать речевые реакции на основе тренированности пальцев.

Содержание:

1. Игра-тренинг «Покажи звук» :

Цель: Развитие тонких движений пальцев рук соответствующих развитию артикуляционного аппарата.

Задача: Сформировать у детей умения использовать в речевой деятельности элементы биоэнергопластики.

Содержание: Определить заданный звук в картинке, показать его артикуляцию, положение языка тонкими движениями пальцев.

2. Тренинг для родителей на тему «Звукопроизношение» / старший возраст.

3. Собрание для родителей на тему «Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей».

4. Консультация для воспитателей на тему «Сопряженная гимнастика».

Октябрь

Задача:

Сформировать у детей умение соотносить зрительный образ буквы с ее названием – звуком.

Содержание:

1. Игра-тест «На что похоже буква!» :

Цель: Сформировать у детей графическое знание букв и звучание звука.

Задача: Формировать у детей навык подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.

Содержание: Определить, как выглядит буква, на что похожа; как правильно действовать, чтобы ее написать, какие предметы на нее похожи;

2. Игра-тест «Где спряталась буква!

Цель: Развивать у детей способность соотносить графическое – печатное и прописное виденье буквы.

Задача: Формировать у детей знание, что звук не меняется от печатного или прописного вида буквы.

Содержание: Находить в рисунке заданный звук – букву / прописную или печатную, уметь определять по первому звуку в слове, какую букву надо искать; сопоставлять, что разные предметы в окружающем мире сходны по виду с буквами.

3. Тренинг для воспитателей на тему: «Игровые методы и приемы правильного звукопроизношения».

Ноябрь /

Задача:

1. Развивать у детей способность соединять тонкие движение пальцев в соответствии с артикуляционными упражнениями.

2. Включить взрослых в непрерывный процесс совершенство­вания способов и средств речевого образовательного процесса.

Содержание:

1. Игра-тренинг «Пальчиковая азбука» :

Цель: Развитие точных движений пальцев рук.

Задача: Сформировать у детей умения составлять буквы с помощью пальцев рук и всей ладони.

Содержание: Ребенок произносит букву, объясняет, как она выглядит, из каких частей состоит, на что похожа, как ее можно сложить, / показать / из пальцев рук и ладоней.

* игру можно проводить в виде соревнования: ребята, чьи имена начинаются на одну букву, показывают, как они сложили букву; чья буква больше похожа на букву из азбуки;

* сопряженная гимнастика: познакомить ребят с пальчиковой азбукой;

2. Игра-конкурс «Моя буква краше» :

Содержание: Родители вместе с детьми изготавливают буквы имени ребенка из разного материала, формы, «образа» : что похоже на букву, какие предметы начинаются с этой буквы.

Декабрь /

Задача:

1. Сформировать систему игровых занятий-тренингов для акти­визации творческой и речевой деятельности детей.

2. Сформировать систему речевых и педагогических семинаров, тренингов, консультаций для взрослых.

Содержание:

1. Игра-тренинг «Конструктор букв» :

Цель: Способствовать развитию у детей пространственной ориентации, а также чувство пропорциональности и симметрии.

Задача: В процессе работы с конст­руктором букв сформировать у детей умения запоминать буквы и чет­ко их различать.

Содержание: Дети создают элементы букв – конструктор / палочки-линии, кружки. Из элементов конструктора складывают буквы, отмечают схожие элементы букв. Дошкольник должен постоянно сравнивать полученное начертание с образцом. Во время игры в этот конструктор ребенок находится в активной позиции, раскрываются его творческие способности.

* игра «Волшебные превращения» :

- когда одна буква превращается в другую : Т — Г, Б — Ь, Б — В, В — Ь, В — 3, А — Л, А — Д, П— Н, Д— П, К— Ж, И-Н,Д- М, Р- Ь, С- О - простые превращения; трудные (Ж — Ф, К — Б, М— Ш.

- посчитать: сколько букв сдела­ется из А, Б и т. д.

- предложить составить буквы X, С, Ж: из палочек или из полуовалов;

- составлять большие и маленькие буквы, но при этом пропорции букв должны сохраняться правильно.

2. Тренинг для родителей на тему «Конструктор букв» :

Цель: Сформировать у взрослых умения выпол­нять задания по реконструированию букв.

Январь /

Задача:

1. Сформировать систему игровых занятий-тренингов для акти­визации творческой и речевой деятельности детей.

2. Сформировать систему речевых и педагогических семинаров, тренингов, консультаций для взрослых.

Содержание:

1. Игра-занятие «Сказка о гласных звуках» :

Цель: Корректировать умения детей соотносить звуковой образ с символами.

Задача:

1. Формировать умения детей проводить звуковой анализ на основе голоса и цветовой гаммы.

2. Помочь детям усвоить, какие гласные способствуют смягчению согласных звуков.

Содержание: В добуквенный период у младших дошкольников игры с пальчиками и символами звуков формируют навыки звукового анализа, облегчают фонематическое восприятие. Работа ведется систематически, с постепенным усложнением. В игре можно предложить использовать в работе над усвоением гласных, обозначающих твердость или мягкость согласных звуков, карточки с пальчиковой гимнастикой и изображением предметов.

*игра-упражнение «Травка» - способствовать умению детей сложить символы «веселых гласных», способствующих смягчению согласных звуков.

*игра-упражнение «Топаз» - символы «грустных гласных», придающих твердость согласным звукам.

*игра-упражнение «Домики гласных» - учить детей зрительной дифференциации согласных звуков по твердости и мягкости, запоминанию гласных, которые обозначают твердость и мягкость предыдущего согласного.

*игра-упражнение «Буквы – символы» - соединение работы рук / буквы из пальчиков и «Конструктор букв».

2. Игра-тренинг для родителей «Домики» - работа с карточками-символами.

Февраль /

Задача:

1. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Содержание:

1. Игра-занятие «Многоэтажные домики» :

Цель: Корректировать умения детей проводить звуковой анализ слова.

Задача:

1. Формировать умения детей проводить звуковой анализ на основе голоса.

2. Помочь детям овладеть умением по последующей гласной после согласной определять твердость и мягкость согласных.

Содержание:

- Гласный звук песенку поет,

В гости согласные звуки зовет.

Все звуки за руки взялись,

В слоги-песенки слились.

- Дети собираются парами, получают картинку. Определяют гласную после первой согласной, по ее звучанию решают, в каком домике поселиться это слово. В домике для грустных или веселых гласных звуков. Один ребенок из пары определяет гласную – ее этаж находит по символу, второй ребенок его проверяет. Ключ к проверке: буквы напротив символов, открываются, когда все картинки разобраны.

2. Игра-тренинг «Слово в слове» :

Цель: Развивать фонематическое восприятие.

Задача:

1. Развивать звуко-буквенный анализ слова.

2. Развивать зрительное внимание и умение работать со схемой.

Содержание:

* «Шесть ос» - Дети проводят звуко-буквенный анализ слова «оса». Детям читается задание-загадка и предлагается схема слова, в котором вписано слово «оса»; буквы находятся на определенных местах так, что бы при добавлении нужных букв из отгадки получилось новое слово.

3. Игра-тест для родителей «Пять уток» / аналог игры «Шесть ос».

Март /

Задача:

1. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Содержание:

1. Игра-занятие «Звуковой паровоз» :

Цель: Корректировать умения детей проводить звуковой анализ слова.

Задача:

1. Формировать умения детей проводить звуковой анализ на основе голоса.

2. Развивать у детей умения проводить звуковой анализ слова : согласные – звонкие, глухие - мягкие, твердые.

3. Развивать умения детей работать с цветными карточками – символами звуков-букв.

Содержание: Дети получают картинку – билет, по первому согласному звуку должны определить свое место в поезде. Поезд: паровоз, 1 – вагон: 1 - знак – / карточка с колокольчиком – согласный звонкий звук, 2- знак / карточка красного цвета с синим кругом, гласная, придающая твердость согласным звуком; 2 – вагон: 1 - знак – / карточка с колокольчиком – согласный звонкий звук, 2- знак / карточка красного цвета с зеленым кругом, гласная, придающая мягкость согласным звуком; 3 – вагон: 1 - знак – / карточка с перечеркнутым ухом – согласный глухой звук, 2- знак / карточка красного цвета с синим кругом, гласная, придающая твердость согласным звуком; 4 – вагон: 1 - знак – / карточка с перечеркнутым ухом – согласный глухой звук, 2- знак / карточка красного цвета с зеленым кругом, гласная, придающая мягкость согласным звуком.

2. Игра-тест для родителей «Путешествие» :

Цель: Развивать фонематическое восприятие.

Задача: Способствовать совместной деятельности взрослых и детей, формировать умения определять и объяснять свой выбор, действия.

Апрель

Задача:

1. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Содержание:

1. Игра-занятие «Ребусы» :

Цель: Развивать речевые и творческие способности детей.

Задачи:

1. Развивать конструкторские способности детей.

2. Формировать умения детей образовывать слова на основе слова путем прибавления гласного / согласного слова в начале или в конце слова.

3. Способствовать умению детей проводить слоговой анализ слов.

4. Активизация мышления, восприятия, внимания у детей.

Содержание: 1-й вариант: детям предлагается решить ребус, картинка + буква (она может стоять перед или после картинки); дети произносят слова, соединяют с буквой, производят слияние; на обратной стороне карточки – задуманное слово;

2-й вариант: детям предлагается картинка и образованное слово : детям необходимо в обратном порядке определить: какую букву добавили, место этой буквы в слове; дети из образованного слова «вычитают» слово на картинке.

2. Игра «Ребусы» для родителей:

Цель: Совместная деятельность родителей и детей.

Задача:

1. Побуждать в детях желание развивать свои речевые способности.

2. Развивать умения проводить более сложный процесс: отнимать две буквы или добавлять.

3. Праздник «Книга Сказок Василисы Премудрой».

4. Викторина для родителей и детей «А Вы знаете!» о занимательных и поучительных автобиографических данных из жизни детских писателей и поэтесс.

Май

Задача:

1. Формировать у детей умения и навыки определять и применять полученные знания при выполнении заданий.

Содержание:

1. Коррекционно-речевое занятие «Карлсон и волшебное слово» :

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе

закрепления графического изображения букв русского алфавита, их акустического образа.

Создание образовательного процесса, полноценного для речевого развития детей на основе развития фонематического восприятия.

Задачи:

1. Способствовать умению детей проводить анализ: соотносить зрительный образ буквы с ее названием – звуком.

2. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

3. Создание образовательного процесса, полноценного для речевого развития детей на основе развития фонематического восприятия.

4. Развивать мелкую моторики рук, моторно-двигательную активность,

графомоторные навыки детей.

2. Мониторинг:

*диагностика графомоторных знаний и умений детей.

3. Игра-тест для родителей по заданиям коррекционно-речевого занятия «Карлсон и волшебное слово».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Cердечко на ладошкеCердечко на ладошке Дети в моей группе совсем ещё малыши, некоторым нет и трех лет. Им сложно понять, что означает праздник - День Святого Валентина, но своих.

Фотоотчет об участии в акции «Книжка на ладошке»Фотоотчет об участии в акции «Книжка на ладошке» 29 августа в 10 часов утра наша группа совместно с Обской детской библиотекой приняла участие в Межрегиональной акции "Книжка на ладошке",.

Консультация для родителей «Чудеса на ладошке»Консультация для родителей «Чудеса на ладошке» Хочется порисовать с ребёнком, а бумаги нет под рукой. Ничего страшного, ведь именно собственная ладонь и ладошка вашего ребёнка - это прекрасный.

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет)Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет) МАМА — первое слово, главное слово в каждой судьбе Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила.

Пластилиновое чудо на ладошкеПластилиновое чудо на ладошке Божья коровка, Улети на небо, Принеси мне хлеба, Черного и белого, Только не горелого. Каждый из нас помнит этот стишок из далёкого детства,.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Проект «Победа! Великое слово»Проект «Победа! Великое слово» Актуальность проекта: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов.

Проект в подготовительной логопедической группе «Мама — слово-то какое!»Проект в подготовительной логопедической группе «Мама — слово-то какое!» Проект в подготовительной логопедической группе «Мама – слово то какое!» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Проект «Вежливое слово»Проект «Вежливое слово» Проект «Вежливое слово» Актуальность темы: У детей 7-года жизни своевременно надо сформировать навыки общения, чтобы поступление в школу.

«Счастье в ладошке». Фотоотчет«Счастье в ладошке». Фотоотчет Что может быть прекраснее подарка ребенка,который сделанный своими руками?Его открытое сердце и желание делать добро. Мы с детьми,с Дома.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Слово в ладошке»
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 19:55
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Слово в ладошке»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шевелева (УИ 147811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД