Лариса Шевелева
Проект «Слово в ладошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Слово в ладошке»
Вид: Проблемно-исследовательская деятельность.
Период: Долгосрочный.
Цель: Создание образовательного процесса, полноценного для речевого развития детей на основе развития фонематического восприятия и мелкой моторики для всесторонней подготовки к успешному обучению в школе.
Задачи:
1. Сформировать у детей умение соотносить зрительный образ буквы с ее названием – звуком.
2. Сформировать систему игровых занятий-тренингов для активизации творческой и речевой деятельности детей.
3. Формировать речевые реакции на основе тренированности пальцев.
Публикация «Проект „Слово в ладошке“» размещена в разделах
4. Включить взрослых в непрерывный процесс совершенствования способов и средств речевого образовательного процесса.
5. Сформировать систему речевых и педагогических семинаров, тренингов, консультаций для взрослых.
6. Развивать у детей способность соединять тонкие движение пальцев в соответствии с артикуляционными упражнениями.
7. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.
8. Развивать мелкую моторику.
Участники проекта :
- учитель-логопед, воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители.
Сроки проведения:
- Сентябрь - май / 2018 - 2019 учебный год
Этапы реализации:
I подготовительный – сентябрь 2018 уч. г. ;
II основной – октябрь – апрель 2018 – 2019 уч. г. ;
III заключительный – май 2019 уч. г.
Результаты:
1. Сформировать у детей умения соотносить фонематический слух и восприятие, лексико-грамматический строй речи, пространственную ориентацию.
2. Обозначить согласованную работу педагогов и родителей, детей по предупреждению дисграфии и дислексии.
Пояснительная записка:
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые фразами, благотворно действуют на развитие детей.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развить речь ребенка.
Н. А. Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пи шет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. развитие функции руки и речи у людей шло параллельно».
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат».
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Основной причиной несовершенства звукопроизношения дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим этапом в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения является работа по подготовке артикуляционного аппарата.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти. Из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения, скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки: не различают звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные; умеют правильно произносить, но не могут осуществить правильный выбор звуков.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук. О взаимосвязи этих двух органов уже отмечалось ранее. Поэтому очень эффективной методикой в развитии речевого аппарата и мелкой моторики может стать сопряженная гимнастика. Она является одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность. Способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Такая деятельность влияет на развитие артикуляционной моторики (сопряженная гимнастика, формирование фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа.
Проект «Слово в ладошке»
Сентябрь
Задача:
Формировать речевые реакции на основе тренированности пальцев.
Содержание:
1. Игра-тренинг «Покажи звук» :
Цель: Развитие тонких движений пальцев рук соответствующих развитию артикуляционного аппарата.
Задача: Сформировать у детей умения использовать в речевой деятельности элементы биоэнергопластики.
Содержание: Определить заданный звук в картинке, показать его артикуляцию, положение языка тонкими движениями пальцев.
2. Тренинг для родителей на тему «Звукопроизношение» / старший возраст.
3. Собрание для родителей на тему «Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей».
4. Консультация для воспитателей на тему «Сопряженная гимнастика».
Октябрь
Задача:
Сформировать у детей умение соотносить зрительный образ буквы с ее названием – звуком.
Содержание:
1. Игра-тест «На что похоже буква!» :
Цель: Сформировать у детей графическое знание букв и звучание звука.
Задача: Формировать у детей навык подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.
Содержание: Определить, как выглядит буква, на что похожа; как правильно действовать, чтобы ее написать, какие предметы на нее похожи;
2. Игра-тест «Где спряталась буква!
Цель: Развивать у детей способность соотносить графическое – печатное и прописное виденье буквы.
Задача: Формировать у детей знание, что звук не меняется от печатного или прописного вида буквы.
Содержание: Находить в рисунке заданный звук – букву / прописную или печатную, уметь определять по первому звуку в слове, какую букву надо искать; сопоставлять, что разные предметы в окружающем мире сходны по виду с буквами.
3. Тренинг для воспитателей на тему: «Игровые методы и приемы правильного звукопроизношения».
Ноябрь /
Задача:
1. Развивать у детей способность соединять тонкие движение пальцев в соответствии с артикуляционными упражнениями.
2. Включить взрослых в непрерывный процесс совершенствования способов и средств речевого образовательного процесса.
Содержание:
1. Игра-тренинг «Пальчиковая азбука» :
Цель: Развитие точных движений пальцев рук.
Задача: Сформировать у детей умения составлять буквы с помощью пальцев рук и всей ладони.
Содержание: Ребенок произносит букву, объясняет, как она выглядит, из каких частей состоит, на что похожа, как ее можно сложить, / показать / из пальцев рук и ладоней.
* игру можно проводить в виде соревнования: ребята, чьи имена начинаются на одну букву, показывают, как они сложили букву; чья буква больше похожа на букву из азбуки;
* сопряженная гимнастика: познакомить ребят с пальчиковой азбукой;
2. Игра-конкурс «Моя буква краше» :
Содержание: Родители вместе с детьми изготавливают буквы имени ребенка из разного материала, формы, «образа» : что похоже на букву, какие предметы начинаются с этой буквы.
Декабрь /
Задача:
1. Сформировать систему игровых занятий-тренингов для активизации творческой и речевой деятельности детей.
2. Сформировать систему речевых и педагогических семинаров, тренингов, консультаций для взрослых.
Содержание:
1. Игра-тренинг «Конструктор букв» :
Цель: Способствовать развитию у детей пространственной ориентации, а также чувство пропорциональности и симметрии.
Задача: В процессе работы с конструктором букв сформировать у детей умения запоминать буквы и четко их различать.
Содержание: Дети создают элементы букв – конструктор / палочки-линии, кружки. Из элементов конструктора складывают буквы, отмечают схожие элементы букв. Дошкольник должен постоянно сравнивать полученное начертание с образцом. Во время игры в этот конструктор ребенок находится в активной позиции, раскрываются его творческие способности.
* игра «Волшебные превращения» :
- когда одна буква превращается в другую : Т — Г, Б — Ь, Б — В, В — Ь, В — 3, А — Л, А — Д, П— Н, Д— П, К— Ж, И-Н,Д- М, Р- Ь, С- О - простые превращения; трудные (Ж — Ф, К — Б, М— Ш.
- посчитать: сколько букв сделается из А, Б и т. д.
- предложить составить буквы X, С, Ж: из палочек или из полуовалов;
- составлять большие и маленькие буквы, но при этом пропорции букв должны сохраняться правильно.
2. Тренинг для родителей на тему «Конструктор букв» :
Цель: Сформировать у взрослых умения выполнять задания по реконструированию букв.
Январь /
Задача:
1. Сформировать систему игровых занятий-тренингов для активизации творческой и речевой деятельности детей.
2. Сформировать систему речевых и педагогических семинаров, тренингов, консультаций для взрослых.
Содержание:
1. Игра-занятие «Сказка о гласных звуках» :
Цель: Корректировать умения детей соотносить звуковой образ с символами.
Задача:
1. Формировать умения детей проводить звуковой анализ на основе голоса и цветовой гаммы.
2. Помочь детям усвоить, какие гласные способствуют смягчению согласных звуков.
Содержание: В добуквенный период у младших дошкольников игры с пальчиками и символами звуков формируют навыки звукового анализа, облегчают фонематическое восприятие. Работа ведется систематически, с постепенным усложнением. В игре можно предложить использовать в работе над усвоением гласных, обозначающих твердость или мягкость согласных звуков, карточки с пальчиковой гимнастикой и изображением предметов.
*игра-упражнение «Травка» - способствовать умению детей сложить символы «веселых гласных», способствующих смягчению согласных звуков.
*игра-упражнение «Топаз» - символы «грустных гласных», придающих твердость согласным звукам.
*игра-упражнение «Домики гласных» - учить детей зрительной дифференциации согласных звуков по твердости и мягкости, запоминанию гласных, которые обозначают твердость и мягкость предыдущего согласного.
*игра-упражнение «Буквы – символы» - соединение работы рук / буквы из пальчиков и «Конструктор букв».
2. Игра-тренинг для родителей «Домики» - работа с карточками-символами.
Февраль /
Задача:
1. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Содержание:
1. Игра-занятие «Многоэтажные домики» :
Цель: Корректировать умения детей проводить звуковой анализ слова.
Задача:
1. Формировать умения детей проводить звуковой анализ на основе голоса.
2. Помочь детям овладеть умением по последующей гласной после согласной определять твердость и мягкость согласных.
Содержание:
- Гласный звук песенку поет,
В гости согласные звуки зовет.
Все звуки за руки взялись,
В слоги-песенки слились.
- Дети собираются парами, получают картинку. Определяют гласную после первой согласной, по ее звучанию решают, в каком домике поселиться это слово. В домике для грустных или веселых гласных звуков. Один ребенок из пары определяет гласную – ее этаж находит по символу, второй ребенок его проверяет. Ключ к проверке: буквы напротив символов, открываются, когда все картинки разобраны.
2. Игра-тренинг «Слово в слове» :
Цель: Развивать фонематическое восприятие.
Задача:
1. Развивать звуко-буквенный анализ слова.
2. Развивать зрительное внимание и умение работать со схемой.
Содержание:
* «Шесть ос» - Дети проводят звуко-буквенный анализ слова «оса». Детям читается задание-загадка и предлагается схема слова, в котором вписано слово «оса»; буквы находятся на определенных местах так, что бы при добавлении нужных букв из отгадки получилось новое слово.
3. Игра-тест для родителей «Пять уток» / аналог игры «Шесть ос».
Март /
Задача:
1. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Содержание:
1. Игра-занятие «Звуковой паровоз» :
Цель: Корректировать умения детей проводить звуковой анализ слова.
Задача:
1. Формировать умения детей проводить звуковой анализ на основе голоса.
2. Развивать у детей умения проводить звуковой анализ слова : согласные – звонкие, глухие - мягкие, твердые.
3. Развивать умения детей работать с цветными карточками – символами звуков-букв.
Содержание: Дети получают картинку – билет, по первому согласному звуку должны определить свое место в поезде. Поезд: паровоз, 1 – вагон: 1 - знак – / карточка с колокольчиком – согласный звонкий звук, 2- знак / карточка красного цвета с синим кругом, гласная, придающая твердость согласным звуком; 2 – вагон: 1 - знак – / карточка с колокольчиком – согласный звонкий звук, 2- знак / карточка красного цвета с зеленым кругом, гласная, придающая мягкость согласным звуком; 3 – вагон: 1 - знак – / карточка с перечеркнутым ухом – согласный глухой звук, 2- знак / карточка красного цвета с синим кругом, гласная, придающая твердость согласным звуком; 4 – вагон: 1 - знак – / карточка с перечеркнутым ухом – согласный глухой звук, 2- знак / карточка красного цвета с зеленым кругом, гласная, придающая мягкость согласным звуком.
2. Игра-тест для родителей «Путешествие» :
Цель: Развивать фонематическое восприятие.
Задача: Способствовать совместной деятельности взрослых и детей, формировать умения определять и объяснять свой выбор, действия.
Апрель
Задача:
1. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Содержание:
1. Игра-занятие «Ребусы» :
Цель: Развивать речевые и творческие способности детей.
Задачи:
1. Развивать конструкторские способности детей.
2. Формировать умения детей образовывать слова на основе слова путем прибавления гласного / согласного слова в начале или в конце слова.
3. Способствовать умению детей проводить слоговой анализ слов.
4. Активизация мышления, восприятия, внимания у детей.
Содержание: 1-й вариант: детям предлагается решить ребус, картинка + буква (она может стоять перед или после картинки); дети произносят слова, соединяют с буквой, производят слияние; на обратной стороне карточки – задуманное слово;
2-й вариант: детям предлагается картинка и образованное слово : детям необходимо в обратном порядке определить: какую букву добавили, место этой буквы в слове; дети из образованного слова «вычитают» слово на картинке.
2. Игра «Ребусы» для родителей:
Цель: Совместная деятельность родителей и детей.
Задача:
1. Побуждать в детях желание развивать свои речевые способности.
2. Развивать умения проводить более сложный процесс: отнимать две буквы или добавлять.
3. Праздник «Книга Сказок Василисы Премудрой».
4. Викторина для родителей и детей «А Вы знаете!» о занимательных и поучительных автобиографических данных из жизни детских писателей и поэтесс.
Май
Задача:
1. Формировать у детей умения и навыки определять и применять полученные знания при выполнении заданий.
Содержание:
1. Коррекционно-речевое занятие «Карлсон и волшебное слово» :
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе
закрепления графического изображения букв русского алфавита, их акустического образа.
Создание образовательного процесса, полноценного для речевого развития детей на основе развития фонематического восприятия.
Задачи:
1. Способствовать умению детей проводить анализ: соотносить зрительный образ буквы с ее названием – звуком.
2. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.
3. Создание образовательного процесса, полноценного для речевого развития детей на основе развития фонематического восприятия.
4. Развивать мелкую моторики рук, моторно-двигательную активность,
графомоторные навыки детей.
2. Мониторинг:
*диагностика графомоторных знаний и умений детей.
3. Игра-тест для родителей по заданиям коррекционно-речевого занятия «Карлсон и волшебное слово».