Кудряшова Елена
Проект «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Скоро в школу»
Сроки реализации: долгосрочный (апрель - май).
Вид проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы.
Цель: формирование представлений о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки, помощь детям в адаптации к навыкам и условиям школы.
Актуальность проекта:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учениками начальных классов.
Таким образом, вся эта работа может быть отражена именно в долгосрочном проекте «Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
-благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный.
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д., дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику.
Второй этап – основной.
Реализовать мероприятия по формированию мотивов как компонента личностной готовности к обучению детей в школе.
Апрель
Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»
Создание положительных установок на школу.
Беседа об уроках, переменах и школьном звонке
Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.
Просмотр мультфильма «Остров ошибок»
Формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.
Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»
Формировать представления детей о важности умения считать.
Загадывание загадок, чтение пословиц о школе
Учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании.
Создание альбома «Загадки из портфеля».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»
Формировать у детей понимание того, что на уроке нужно говорить четко, внятно, громко.
Заучивание стихотворения «Читалочка» В. Берестова
Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учить самостоятельно находить решение поставленной задачи.
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка», «Я спортсмен!», «Звучит сигнал!», «Найди!»
Развивать знания и умения в сборе портфеля, выборе и проведении игр на будущих школьных переменках, игр по сигналу, на внимание. Воспитывать дружелюбие, коммуникабельность, взаимопомощь, интерес к школе.
Подготовка консультации для родителей «Подготовка детей к школе»
Беседа «Профессия — учитель»
Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых
Май
Беседа «Будьте добры (вежливые слова в жизни будущего школьника)
Приучать детей к самоконтролю своего поведения.
Экскурсия в школу
Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни
Просмотр мультфильма «Наш друг Пиши-читай»
Формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.
Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения «Филиппок» Л. Н. Толстого
Познакомить с творчеством Л. Н. Толстого, учить понимать главную мысль литературного произведения, осмысливать характеры персонажей.
Рассматривание школьных принадлежностей Познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.
НОД «Школа, школьные приднадлежности»
Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей, развивать желание учиться.
Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)
Активизация словаря, классификация предметов, развитие речи.
Интеллектуальная игра «Я знаю все»
Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности.
Выставка детских работ «Я рисую школу»
Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки.
Развлечение "Прощай, д/c! 3дравствуй, школа!"
Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу
Третий этап – заключительный.
- Презентация проекта;
- Создание альбома с детьми «Загадки из портфеля»;
- Выставка детских работ «Я рисую школу».