Ирина Ерошенко
Проект «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро в школу мы пойдем
Проект
2020-2021 уч. год
Содержание
Паспорт проекта….3
Актуальность проекта…. 5
Цели и задачи проекта….9
Этапы реализации проекта. …10
Ожидаемые результаты…10
Краткое описание проекта по этапам….11
Объем и содержание работы…13
Формы представления проекта…17
Список литературы…. 18
Приложение…. 19
Паспорт проекта
Наименование проекта «Скоро в школу мы пойдем»
Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах
Основные разработчики проекта Ерошенко Ирина Николаевна– воспитатель МБДОУ детский сад №32 города Белово
Цель и задачи проекта Цель : Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.
Задачи: формировать представления детей о школе и её значении;
-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;
-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);
-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;
-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.
-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;
- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки
- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо-эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.
Сроки и этапы реализации проекта
I Этап. (Сентябрь 2020г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (Октябрь 2020г – апрель 2021г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май 2021г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Перечень основных мероприятий Составление плана работы по реализации проекта
Создание и внедрение программ и методических разработок
Исполнители проекта и основных мероприятий
Воспитатели, учитель - логопед, психолог, воспитанники и родители (законные представители)
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта - Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- Накопление большого багажа знаний о школе;
- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
- Подготовка руки к письму;
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Целевая группа проекта Воспитанники подготовительной группы, родители (законные представители, педагоги МБДОУ № 32 «Родничок» города Белово
Актуальность.
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цели и задачи проекта
Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.
Задачи: формирование положительной учебной мотивации;
- формировать представления детей о школе и её значении;
-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;
-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);
-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;
-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.
-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;
- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки
- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушении
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2020г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (Октябрь 2020г – апрель 2021г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май 2021г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые результаты
- Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- Накопление большого багажа знаний о школе;
- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
- Подготовка руки к письму;
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Краткое описание проекта по этапам
Подготовительный этап (сентябрь- 2020г.)
Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.
Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;
Подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;
Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»
Анкетирование родителей;
Создание условий для реализации проекта;
Разработка необходимых консультаций и рекомендаций;
Составление перспективных планов и конспектов занятий.
Практический этап (октябрь– апрель 2021 г.) Проведение индивидуальных и групповых занятий;
Подготовка и проведение мастер-классов для родителей и педагогов;
Подготовка и проведение консультаций для родителей;
Работа лектория для родителей;
Заключительный этап (май- 2021 г.) Обработка результатов проекта;
Обобщение опыта работы;
Подведение итогов реализации проекта
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
Накопление большого багажа знаний о школе;
Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
Подготовка руки к письму;
Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Целевая группа проекта Воспитанники подготовительной группы;
Родители дошкольников (законные представители);
Педагоги. (Воспитатели, логопед, психолог)
Объем и содержание работ
Направление деятельности Содержание деятельности Сроки реализации Исполнители и соисполнители
Подготовительный этап (сентябрь 2020 г.)
Работа с детьми
Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми
Сентябрь 2020 г.
Воспитатели группы, логопед
Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.
Подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;
Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
Составление перспективного плана работы по реализации проекта с детьми
Разработка конспектов занятий
Разработка диагностических заданий
Работа с родителями
Составление анкет
Анкетирование
Проведение родительского собрания: знакомство родителей с проектом, формулирование цели проекта и его составляющих
Практический этап (октябрь– апрель 2021 г.)
Совместные мероприятия с детьми Знакомство детей с литературными произведениями (чтение, прослушивание и просматривание видео и аудио записей) 1 раз в неделю
Воспитатели группы
Беседы с детьми, подвижные и дидактические игры, занятия. Воспитатели группы
Экскурсия в школу (презентация) Воспитатели группы
Словесные и дидактические игры школьной тематики Воспитатели группы
Рассматривание иллюстраций Воспитатели группы
Слушание музыкальных произведений Воспитатели группы
Физкультминутки Ежедневно, Воспитатели группы
Индивидуальная работа Ежедневно во вторую половину дня Воспитатели группы
Создание и пополнение уголка школьника В течении реализации проекта Воспитатели группы
Работа с родителями Практикум для родителей:
• «Каким я представляю своего ребёнка в школе»
• «Игры со звуками и буквами»
Октябрь
Ноябрь Воспитатели группы,
психолог, учитель-логопед
Памятки для родителей:
• «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»
• «Особенности психологии старших дошкольников»
Октябрь
Ноябрь Воспитатели группы
психолог
Анкетирование родителей:
• «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
• «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?
Октябрь
Январь 2021 г. Воспитатели группы,
Психолог, учитель-логопед
Папка-передвижка для родителей:
• «Скоро в школу».
• «Ваш ребенок первоклассник»
Октябрь
Февраль
Родительское собрание:
• «Здоровье будущего первоклассника»
• «Самый умный первоклассник: интеллектуальная готовность к школьному обучению»
• «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».
Ноябрь
Февраль
Апрель 2021 г. Воспитатели группы
Логопед, психолог
Консультации:
• «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность».
• «Готовим руку к письму»
• Что значит «Быть готовым к школе»?
• «Шесть правил адаптации ребенка к школе.»
Декабрь 2020г.
Февраль
Март Воспитатели группы,
психолог,
учитель-логопед
Заключительный этап (май-2021г.)
Работа с детьми
Мониторинг готовности детей к школе
Составление методических рекомендаций и сборников
Май 2021 г.
Воспитатели группы
Работа с родителями
Анкетирование
Проведение родительского собрания по подведению итогов проекта Воспитатели группы, психолог,
учитель-логопед
Формы представления проекта
Сборник консультаций «Скоро в школу я пойду»
Сборник Сборник анкет для родителей
Сборник дидактических игр
Сборник физкультминуток
Сборник родительских собраний и рекомендаций для родителей
Сборник бесед о школе
Сборник песен о школе
Создание «Шкатулки вопросов».
Памятки и буклеты для родителей, будущих первоклассников.
Список литературы:
1. Абашина В. В., Шайбакова С. Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М. : 3. Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. ; перераб. и дополн. – СПб. : Питер, 2004. – с. 208.
5. Кудрявцева Е. А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.
6. Лагутина Н. Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106.
7. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа : проблема преемственности // Дошкольное воспитание. -1998.-№4.
8. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
9. Соколова Т. П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.
10. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : Пособие для работников ДОУ. -М. : АРКТИ, 2004.
11. Трубайчук Л. В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 6–12.
12. Фомина В. П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В. П. Фомина // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – с. 13–20.