Ольга Асяева
Проект «Сказы Бажова»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила Асяева Ольга Леонидовна
воспитатель первой квалификационной категории
Актуальность проекта :
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.
Публикация «Проект „Сказы Бажова“» размещена в разделах
Проблема:
В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя Бажова П. П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза».
Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский.
Цель: Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова.
Задачи:
Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя Бажова П. П. в 2014 году ему 130 лет;
Расширять информацию детей об истории Урала;
Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания, поговорки);
Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
Формирование представлений о многообразии сказок Бажова П. Г., воспитывать положительное отношение к его сказкам;
Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;
Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;
Создать условия для поисковой деятельности.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
Для детей:
Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова
чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова;
конкурс рисунков «Сказы Бажова»;
создание альбома «Сказы Бажова»;
расширение кругозора детей;
сплочение детского коллектива;
оформление группы по сказке «Серебряное копытце»;
у детей развиваются коммуникативные навыки;
развивается творческое мышление и воображение;
развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;
развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов:
самореализация, повышение творческого потенциала;
повышение компетентности по использованию;
в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;
родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;
оптимизация детско-родительских отношений;
создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (одна неделя). Исходя из интереса детей, (возрастных возможностей) проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II – этап – основной (две недели). Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация (групповая).
III – этап рефлексия (итоговый). Включает в себя сбор и обрботку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям:
дети
родители
педагог
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы:
Книги писателя П. Бажова;
Картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова;
Настольно-печатные игры;
Видео и аудиозаписи;
Магнитофон, телевизор;
Компьютер;
Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения
I этап – подготовительный
1 Анкетирование родителей Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети Воспитатели 1-я неделя
2 Подбор библиотеки Развивать у детей интерес к произведениям П. Бажова Воспитатели, родители 1-я неделя
3 Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения об Уральских писателей) Пополнить библиотеку группы книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы Воспитатели, родители 1-я неделя
4 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта Просвещать родителей Воспитатели 1-я неделя
5 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П. П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова Воспитатели, родители 1-я неделя
II – этап – основной (две недели)
6 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя Воспитатели 2-я неделя
7 Оформление книжного уголка Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Воспитатели 2-я неделя
8 Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения) Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса Воспитатели 2-я неделя
9 Знакомство с творчеством писателя
Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя
10 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций и книг П. П. Бажова, иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя
11 Подбор картинок Учить детей систематизировать иллюстрационно-наглядный материал знакомых произведений Воспитатели 2-я неделя
12 Чтение произведений П. Бажова
«Хозяйка медной горы», «Огневушка-Поскакушка» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности Воспитатели 3-я неделя
13 Просмотр видеофильма «Серебряное копытце» Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес Воспитатели 3-я неделя
14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П. Бажова»
Лепка «Олененок»,
Рисование иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце». Учить отображать свои впечатления в рисунках Воспитатели 3-я неделя
15 Проведение викторины по «Сказам Бажова» Развивать творческую активность детей в творчестве, в процессе придумывания вариантов сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникативные навыки Воспитатели 4-я неделя
16 Презентация проекта «Сказы Бажова»
Создать папку иллюстраций к сказам П. П. Бажова. Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя
III – этап рефлексия (итоговый)
17 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели, родители, дети 4-я неделя
Анализ:
В результате работы над проектом «Сказы Бажова»
в группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;
произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;
выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;
отмечается рост творческой активности детей;
отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;
через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;
дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;
дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.