Наталья Самодолова
Проект «Сказочный мир детского театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы – Самодолова Наталья Сергеевна и Рагулина Валентина Викторовна, воспитатели МДОУ детский сад № 1 «Аленушка», г. Тейково
Тип проекта : познавательный, социально-коммуникативный, творческий
Участники проекта : дети, родители, педагоги
Срок реализации проекта : долгосрочный.
Проблема:
Поверхностное отношение родителей и детей к театру и театральной деятельности.
Несформированные умения детей в «актерском мастерстве».
Публикация «Проект „Сказочный мир детского театра“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Поверхностные знания детей о разных видах театра.
Актуальность проекта :
Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства. Это самый распространенный вид детского творчества, близкий и понятный ребенку, потому что связан с игрой, а дети любят играть. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию. Занятия театрализованной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями, способствуют реализации творческих способностей и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Цель проекта : приобщение детей к театральной культуре и развитие интереса к театральной игровой деятельности, через ознакомление их с различными видами театра.
Задачи
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
- Формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи.
- Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.
- Вызывать интерес к самостоятельной театрализованной деятельности.
Сфера использования проекта : все образовательные области в самостоятельной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов,
Продукт совместной деятельности: презентация, театральные игры, этюды.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда дополнилась разными видами театров, пособиями.
Для родителей:
Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития.
Активное участие родителей в жизнедеятельности по организации ППРС и центра детской активности «Театр».
Выработка новых форм работы с родителями.
Установление тесного контакта с родителями.
План проведения проекта.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде. Согласно теории Е. В. Мигуновой – «театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3) развитие реальных мотивов: игра и обучение не должны быть из-под палки; внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных (актер, режиссер) и дополнительных позиций (сценарист, декоратор, костюмер);
• самостоятельная творческая деятельность.
Работа по театрализованной деятельности в проекте представлена в двух основных формах:
- специально организованная работа педагога с детьми,
- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка (она может осуществляться дошкольниками ежедневно в процессе их свободной самостоятельной деятельности).
Театральные игры дали детям возможность применять полученные знания, проявлять творчество в различных видах деятельности, а это дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовки, где каждый ребенок развивается в удобном для него темпе.
Образовательная деятельность по театрализации проводилась в рамках проекта по двум формам :
- как специально организованная деятельность педагога с детьми (2 раза в неделю в вечернее и утреннее время);
- как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка (ежедневно в утренние и вечерние часы, в процессе свободной самостоятельной деятельности).
Наши дети очень любят такой вид театра, как кукольный. Они с удовольствием берут в руки персонаж и от его имени рассказывают о своих мыслях. С помощью кукол ребята выражают и собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Работа с родителями проводилась с учетом мнения детей, и сводилась к изготовлению различного вида театров для игровой деятельности.
Работа с родителями:
- Анкетирование «Театр начинается с детского сада»
- Консультации на тему «Мир театра», «Театр и дети», «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе игровой деятельности» и т. п.
- Родительское собрание «Театрализованная деятельность в жизни ребенка»
- Мастер – класс «Изготовление домашнего театра из бросового материала» (на выбор) :
• пальчиковый театр;
• настольный театр;
• кукольный театр;
• театр Бибабо.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
Изучение литературы. Подбор методической и художественной литературы по знакомству с театром и развитию театрализованных умений дошкольников.
Составление плана работы
Разработка рекомендаций для родителей
Анкетирование родителей
Подбор наглядной информации для родителей
Разработка мероприятий по формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников и их родителей
Подготовка планов-конспектов театрализованной деятельности и театрализованных игр, спектаклей, сюжетно-ролевых игр, занятий с элементами театрализации.
Привлечение к реализации проекта родителей
Определение методов решения поставленных задач
Подбор пособий, материалов и атрибутов по теме проекта, разработка презентаций.
Основной этап:
Работа с детьми:
Использование ИКТ – просмотр видеоматериалов по теме проекта, мультфильмов, сказок.
Беседа о просмотренных в детском саду театральных постановок.
Презентация для детей о различных видах театра.
Чтение художественных произведений (сказки, рассказы о животных).
Заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр.
Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра, изготовленных родителями и педагогами из подручного материала.
Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита).
Овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей: движение, поза, мимика, жест, речевая интонация.
Свободные театрализованные и творческие этюды, ролевые игры детей.
Занятие по актерскому мастерству, подготовка к разыгрыванию сказок.
Участие детей в праздниках и развлечениях с элементами театра.
Продуктивная деятельность по этой теме, беседы, поход в театр с родителями, чтение сказок, проговаривание скороговорок, проведение различных этюдов.
Знакомство с различными видами театра.
Проведение театрализованных постановок по литературным произведениям (на выбор) и творческих спектаклях (по замыслу).
3. Заключительный этап
Пополнение центра детской активности «Театр» новыми видами театра.
Фотоматериалы
Презентация проекта
Детская театрализованная деятельность
Были получены следующие результаты:
- При проведении опроса в начале проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?», в конце проекта выявлено, что возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми.
- Многие родители изготовили для группы и домашнего использования различные виды театров.
- Родители и дети познакомились с видами, способами изготовления и обыгрывания.
Такие формы работы по театрализованной деятельности помогают формированию следующих умений и навыков детей:
Дети научились владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Взаимодействуют коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребенку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщаться к вечному и прекрасному. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших детей во время спектакля, представления, убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность.
Обеспечение проектной деятельности :
1. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
2. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
3. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
4. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
7. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М. :ВЛАДОС, 2001.
8. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
9. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000.