Юлия Анатольевна Гудожникова
Проект «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : Развитие творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных тем. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является восприимчивым для развития формирования творческой личности.
Публикация «Проект „Сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью, свежестью выражения.
В Федеральном государственном стандарте ДОУ выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с 01.01.2021 года.
- От 15 сентября 1990 года «Конвенция о правах ребёнка».
В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельностями, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя.
Проблема: Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование, аппликация и лепка доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, проявлять свою индивидуальность. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Новизна проекта : Новизной программы «Мини-музей: Гжель» по рисованию является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются методы и способы развития детского художественного творчества. Рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Основная цель проекта : создать условия для развития творческих способностей детей через художественно-продуктивную деятельность.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующие задачи:
Обучающие - обучать приемам: рисования, лепки, аппликации; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
Развивающие - развивать художественно – творческие способности детей; развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление дошкольников через занятия; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к вещам; воспитывать отзывчивость, аккуратность, самостоятельность.
Объект исследования: Художественно-продуктивная деятельность детей второй младшей группы (3-4 года).
Предмет исследования: Многообразие предметного мира в творческом развитии детей.
Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка.
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тип проекта :
По доминирующей деятельности: познавательный, игровой, творческий.
По количеству участников: коллективный.
По времени проведения: долгосрочный 5 лет.
Участники проекта : воспитанники группы, воспитатель.
Основные формы, средства и методы реализации проекта :
Формы: НООД, совместная деятельность педагога и детей в ходе режимных моментов.
Средства: дидактические игры, продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация.
Методы: наглядный, словестный, практический.
Методическое обеспечение: ЛЭП Бук; альбом на тему: «Гжель»; конспекты занятий; консультации; работы детей; образцы (продукт) полученный при реализации проекта; дидактические игры.
Материально-техническое обеспечение: музыкальная колонка, флешка.
Этапы проекта :
Подготовительный: сентябрь 2020 год: обзор литературы по данной проблеме; разработка и подбор материалов для ООД; диагностика.
Исследовательский: октябрь 2020 год по май 2025 год: реализация проектной деятельности.
Заключительный: по май 2025 год: подведение итогов; диагностик; конечный продукт деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Созданная предметная среда с учетом темы проекта.
2. Методический материал, в свете современности нацеленный на развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка и родителя.
3. Диагностирование детей.