Надежда Ивановна Командина
Проект «Сказки творят чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказки творят чудеса!»
«Маленькие детки – маленькие бедки», - гласит народная мудрость. Чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них проблем. Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально волевой сферы детей дошкольного возраста очень низок: страхи, тревоги, печаль, гнев, раздражение, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно даже сказать в плотную идут по жизни вместе с нашими детьми.
Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку?
Публикация «Проект „Сказки творят чудеса“» размещена в разделах
«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других - форма коррекционной работы, для третьих – средство передачи основных знаний о мире. Каждому ребёнку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить её героев, поговорить о сюжете. С ребёнком третьего тысячелетия необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить сущность и жизненные уроки, понимать мораль сказки. И, в этом случае, сказки никогда не уведут ребёнка от реальности.
Цель проекта : развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи проекта :
Образовательные:
• формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
• формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
• Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
• Развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
• Совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей
Воспитательные:
• Воспитание интереса к сказкам;
• Воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Участники проекта :
дети в возрасте 4-х лет,
воспитатели,
родители.
Методическое обеспечение:
Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе //Вопросы психологии. 2000.№5 с. 23-27
Вежнович И. Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» 2005 №17 с. 14-17
Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии 1995 №2 с. 6-9
Денисова З. В. Механизмы эмоционального поведения ребёнка Л. 1978
Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев 1987
Додонов Б. И. Эмоции как ценность, М. 1978
Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. М. 1985
Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребё нка: теория и практика. М. 2004
Михайлова А. Я. Современный ребёнок и сказка : проблемы диалога. М. 2002
Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М. 2002
Поляк Л. Я. Театр сказок : сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок. С. Пб. 2001
Русанов В. Л. Занимательные задачи сказочного характера. 1987 №4 с. 13-15
Стрелкова Л. П. Роль игры-драматизации в развитии ребёнка дошкольного возраста. М. 1978
Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов на Дону, 2005
Сроки реализации проекта : октябрь 2016г. – март 2017г.
Основные формы реализации проекта :
• Релаксация;
• Подвижная игра;
• Решение сказочных задач;
• Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
• Детское творчество;
• Беседы;
• Рассказывание сказок;
• Загадки, потешки.
Ожидаемые результаты:
o Формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
o Формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;
o Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
o Выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
o Овладение навыками публичных выступлений;
o Формирование у дошкольников устойчивого интереса к сказкам;
o Формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
o Повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Этапы работы:
I Подготовительный:
Организационная работа:
• Выбор темы и разработка проекта;
• Подготовка теоретического материала, изучение новых методик
по вопросам театрализованной игры;
• Составление перспективного плана по реализации проекта;
• Обсуждение плана с родителями;
• Создание условий для реализации проекта.
II Практический:
1. Работа с детьми:
I Квартал (октябрь, ноябрь, декабрь 2016г)
Сказкотерапия «Добрая темнота»;
Сказкотерапия «Корова Бурёнка»;
Сказкотерапия «Малыш – трусиш».
Дидактические игры: «Узнай сказку по загадке», «Дождик», «Имена», «Ручка – ножка».
Игры – заводилки: «Коза», «Гуси».
Физкультминутки: «Буратино», «Репка».
Упражнения на релаксацию: «Шишки», «Настроение».
Работа с мнемотаблицами
Колыбельные: «У кота ли», «»Серенький волчок».
Потешки: «Сидит белка на тележке…», «Я телёночка ласкала».
Хороводные игры: «Паучок», «Каравай», «Карусель».
Разгадывание кроссвордов по сказкам : «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок».
Пальчиковая гимнастика «Мы слепили колобок».
Творчество детей : 1. Рисование на тему «Добрая темнота»;
2. Аппликация «Мы дарим вам букет снежинок,
волшебных цветиков - искринок».
II Квартал (январь, февраль, март 2017г.)
Сказкотерапия по русской народной сказке «Теремок»;
Игра – драматизация с элементами сказкотерапии «Происходят весной чудеса – дружит с зайчиком лиса»;
Сказкотерапия «Страна Солнца»;
Сказкотерапия «Циплёнок – хвастунишка»;
Сказкотерапия Зайка зазнайка».
Игра – заводилка «Крокодил».
Дидактические игры: «Узнай сказку по героям», «Сказочные заморочки из чудесного мешочка», «Узнай нас».
Физкультминутка «Коза».
Упражнения на релаксацию: «Клубочек», «Грибок», «Цветок».
Работа с мнемотаблицами.
Колыбельные песни: «Ветер, солнце и орёл», «Бука».
Потешки: «Пошёл котик во лесок», «У Алёнки в гостях».
Хороводные игры: «Узнай по голосу», «Весёлый хоровод».
Разгадывание кроссворда по сказке «Курочка Ряба»
Творчество детей : 1. Аппликация «Сидят на ветке снегири»;
2. Рисование на песке по русской народной
сказке «Теремок»;
3. Рисование сказок по загадкам.
2. Взаимодействие с родителями:
• Родительское собрание на тему: «Сказкотерапия, как средство снятия детской тревожности»;
• Родительское собрание на тему: «Сказка ложь, да в ней намёк – для родителей урок»;
• Анкетирование «Сказка в жизни вашего ребёнка».
• Консультации:
«Сказки научат девочек, проверят мальчиков»;
«Русская народная мудрость в пословицах»;
«Ребятам нужно верить в чудеса»;
«Сказкотерапии в семье».
• Фотовыставки:
«Гость в группе»;
«Хороводные игры детей»;
Экологическая газета на тему «Страна солнца» с элементами сказкотерапии.
• Памятки:
«Как читать детям сказки»;
«Рекомендованные сказки для детей 3-х, 4-х лет».
III Обобщающий.
Подведение итогов:
• Презентация проекта – сказкотерапия с элементами игры-драматизации «Происходят весной чудеса – дружит с зайчиком лиса»;
• Анализ результатов работы по проекту;
• Корректировка дальнейшей работы с семьёй по эстетическому развитию дошкольников;
• Подготовка отчёта по проделанной работе;
• Оформление материала.