Джафарова Алла
Проект «Сказка нас учит говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка 1
Цель и задача 2
Предполагаемый результат 3
Этапы работы над проектом 4
Перспективный план работы 5
Список литературы 10
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Проект «Сказка нас учит говорить» с детьми раннего возраста с использованием театрализованной деятельности элементов детского фольклора на базе МБДОУ Детского сада №8 «Зоряночка» г. Ессентуки.
Публикация «Проект „Сказка нас учит говорить“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Стимулом для написания проекта стала низкая уровень по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в непосредственно организованной деятельности в 2022году.
Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
В данном проекте представлены формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов детского фольклора.
Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по речевому развитию ребенка.
Актуальность проекта
В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.
Проблема: Современные дети второго и третьего года жизни употребляют мало слов, невнятно произносят звуки, часто вообще отсутствует мотивация разговаривать — эти проблемы в настоящее время встречаются все чаще. Поскольку многие дети нашей группы также плохо говорят, в проекте мы постарались при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире. Проект представляет собой ежедневную смену сказки в течение недели. За неделю мы погостили в таких сказках как : «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок».
Цель: Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта :
Для детей:
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
Формировать интерес детей к сказкам.
Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.
Для педагогов:
- Разнообразить развивающую среду предметными картинками и наглядно - демонстрационным материалом.
- Подготовить консультации для родителей.
Для родителей:
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОО.
- Выставка работ руками родителей на тему: «Персонажи любимых сказок»
- Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки.
Задачи с учетом областей ФГОС:
Речевое – развитие:
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
4. Привлекать родителей к развитию правильной речи ребенка.
Познавательное развитие:
1. Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям.
2. Развитие воображения и творческой активности детей раннего возраста.
3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства с фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности,
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры;
Художественно-эстетическое развитие:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия фольклорных произведений.
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведения.
3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
Физическое развитие:
1. Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений.
2. Овладение подвижными играми с правилами.
Оборудование и материалы:
- Книги со сказками.
- Картинки и иллюстрации к сказкам.
- Игрушки-персонажи сказок, пальчиковый театр, настольный театр.
- Материалы для изобразительной деятельности.
Вид проекта : Познавательно-речевой, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с сентября по май)
Участники проекта : Дети, педагоги, родители.
Формы подведения реализации проекта : «Сказка нас учит говорить» :
составление альбома лучших работ;
проведение выставок детских работ
Проект : долгосрочный, групповой.
Направленность: развитие речи посредством театрализованной деятельности, Познавательно-речевой, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с сентября по май)
Участники проекта : Дети, педагоги, родители.
Этапы реализации проекта
Вводный этап:
1. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
2. Разработка методического материала по проекту.
Обследование уровня речевого развития детей.
3. Анкетирование родителей «Читая, учим говорить?»
4. Ознакомление с литературой по теме «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста правильного произношения», «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников».
5. Создание предметно-развивающей среды в группе.
6. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.
7. Сбор материала (набор картин «Русские народные сказки», видиотека с русскими народными сказками, сборники произведений с малыми фольклорными формами, музыкальных песен, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)
8. Подготовка консультаций для родителей «Роль книги в жизни ребенка», «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье»; и педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», «Сказка глазами детей и педагогов».
Подготовка презентаций народных потешек, русских сказок.
Основной этап:
1. Накопление представлений по теме.
2. Продолжать знакомство с русскими сказками и их героями.
3. Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:
- привлечение к активному участию в праздниках и развлечениях,
- настольный театр к сказке своими руками.
Раскрыть значимость фольклора в развитии речи детей для педагогов.
4. Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.
5. Развивать исполнительские умения, учить выражать свои эмоции, развивать навыки имитации, фантазию и умение ориентироваться по ходу литературного текста.
6. Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми
Итоговый этап:
1. Выставка любимых героев
2. Публикация на сайтах «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
3. Картотеки и сборники НОД, развлечений с элементами театрализации:
• НОД по развитию речи, театральной деятельности, ознакомлению с художественной литературой;
• Праздников и развлечений по театрализованной деятельности;
• Дидактических игр по развитию речи младших дошкольников;
• Подвижных игр;
• Хороводных игр;
• Пальчиковых игр и упражнений;
Предполагаемый результат:
Дети
-заинтересованность детей темой «Сказки», проявление их познавательной активности;
- расширение и обогащение знаний детей о героях сказок.
- развитие речи детей, обогащение её новыми словами и выражениями
- развитие самостоятельности, инициативы: рассматривают иллюстрации, учувствуют в играх подражая взрослому.
Родители
- участие вместе с детьми в театрализованной деятельности
- активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе с позиции сотрудничества.
План работы проекта :
Месяц Содержание Работа с детьми Работа с родителями
СЕНТЯБРЬ Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
Разработка методического материала по проекту. Диагностика детей на начало учебного года. Обследование уровня речевого развития Анкетирование родителей «Читая, учим говорить»
ОКТЯБРЬ Формировать цель, задачи. Составляет поэтапный план работы, подбирает материал к играм и беседам.
Подбирает, книги, фото, иллюстрации, картины, материал к беседам на тему проекта. Чтение сказок «Репка», «Колобок».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Показ настольного, театра «Репка».
Ознакомление с художественной литературой: «Репка».
Дидактическая игра «Узнай овощ».
НОД по развитию речи: «Наша дружная семья» по мотивам русской народной сказки «Репка»).
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры. Выступление на родительском собрании «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье».
Буклет «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье».
Самодельный театр «В гостях у сказки»
Организация выставки работ детей и взрослых «Персонажи любимых сказок».
НОЯБРЬ развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей, их родителей и воспитателей группы. Показ кукольного театра «Колобок».
НОД по развитию речи: «Колобок» (игра-инсценировка, «Путешествуем с Колобком».
Театрализованная деятельность: «Путешествие по сказкам к бабушке в деревню», Игра-инсценировка: «Мой мишка».
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры. Консультация: «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка».
Самодельный театр «В гостях у сказки»
ДЕКАБРЬ Продолжать знакомить со сказками, воспитывать культуру речи детей. Формировать умение инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать мнение обсуждать с ним предстоящую работу. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. Чтение сказок «Теремок», «Варежка», «Курочка Ряба».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Показ настольного, пальчикового театра «Теремок», настольных «Варежка», «Курочка Ряба».
Конструирование «Построим теремок»
Ознакомление с художественной литературой: «Сказочный сундучок».
НОД по развитию речи: «Кто как кричит?», «В гости к бабушке»,
Театрализованная деятельность «Кто, кто в теремочке живёт?», «Веселый теремок».
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры. Мастер-класс «Домашний кукольный театр».
Организация конкурса - выставка «Моя книжка малышка»
ЯНВАРЬ Содействовать развитию интереса к сказочному персонажу и друг к другу, желание запомнить имена сверстников, способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласованно. 1. Чтение сказки «Заюшкина избушка»
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Показ настольного театра «Заюшкина избушка»
НОД для детей по развитию речи: «Заюшкина избушка», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки!»
4. Театрализованная игра по сказке «Заюшкина избушка».
5. Театрализованное развлечение «Сказочные узелки».
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.
Игротека «Театр, театр, театр» (показ самодельных театров) Консультации для родителей «Читаем детям», «Какие книги читать детям 1–3 лет»;
ФЕВРАЛЬ Подборка дидактических игр 1. Беседа «Какие бывают книги»
2. Дидактическая игра
«Сложи картинку» и определи сказку («Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», «Репка»)
3. Дидактическая игра (кубики) «Собери сказку»
4. Дидактическая игра (по мотивам русских народных сказок) «Кто за кем»
Консультация:
«Какие книги читать детям 1–3 лет»;
МАРТ Иллюстрации по теме.
Прослушивание музыкальных произведений,
Показ настольного театра 1. Игра –драматизация. Показ театра по сказке «Гуси -лебеди»
2. Сказкотерапия «Корова Буренка» 3. Показ настольного театра «Кот, петух и лиса»
4. Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
5. «Мешок с сюрпризом» (обыгрывание персонажей) Выставка рисунков любимых героев
Консультация «Домашний кукольный театр».
АПРЕЛЬ Подготовить конспект занятия по лепке и рисованию
Оформить выставку рисунков 1Лепка «Зернышки для Рябы
2. Чтение сказки «Колобок» с показом иллюстрации.
3. Рисование «Колобок»
4. Выставка рисунков «Колобок» День открытых дверей
Изготовление масок, героев сказок.
Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки – передвижки.
МАЙ Диагностика детей на конец года.
Подготовить отчет Просмотр изученных сказок. Анкетирование
Выставка поделок любимых героев
Список использованной литературы:
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2005. – 310 с.
Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб. : Алетея,1996,с. 99.
Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в Росси. – 1997. – № 4.
Психолог в детском саду 2004 № 2.
Расскажи мне сказку… : Лит. сказки для детей/cост. Э. И. Иванова. – М. :Просвещение, 1993. – 63с.
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1990.