Ольга Перетятько
Проект «Широкая Масленица» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта : творческий.
Вид проекта : познавательно-игровой.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: одна неделя (с 24. 02. по 28. 02. 2020г)
Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника- Масленица.
Задачи проекта :
Для детей :
- Формировать у детей гражданскую принадлежность.
Публикация «Проект „Широкая Масленица“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
- Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
Для педагогов:
- Профессиональное самосовершенствование.
- Создание информационной базы.
Для родителей:
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Актуальность:
Масленица - один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.
Предполагаемый результат:
Для детей :
- приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленица, через сопереживание и непосредственное участие в нём;
- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
- расширение кругозора детей.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Продукт проектной деятельности :
- образовательная деятельность в группе;
- оформление книги рецептов масленичных блинов;
- оформление фото - выставки недели «Масленица - блиноедка».
Форма проведения итогового мероприятия:
Праздник «Масленица или проводы зимы».
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап (информационно - накопительная) :
- Определение темы проекта;
- Формулировка цели и задач;
- Подбор литературы, музыкальных произведений.
- Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
- Разработка сценария мероприятия;
- Разучивание народных подвижных игр.
2. Основной этап: (организационно-практический) :
Перспективный план реализации проектной деятельности.
понедельник – Встреча
1 половина дня Прогулка 2 половина дня
- Занятие «Госпожа Масленица»
- Конкурс на лучшую снежную фигуру СНЕГОВИКА.
- Знакомство с названиями масленичной неделей.
- ТСО: мультфильм подборка видео «Традиции масленицы для детей» (смотреть онлайн);
вторник – Заигрыш
1 половина дня Прогулка 2 половина дня
- Просмотр электронной презентации «Широкая Масленица»;
- Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р. н. мелодия. - Подвижные игры «Заря», «Почта»;
- Катание на санях. - Разучивание масленичных закличек.
среда – лакомка
1 половина дня Прогулка 2 половина дня
- Экскурсия в музей
- Хороводная игра «Тень, тень, потетень» - Подвижные игры «Кто быстрее на метле?», «Два Мороза»;
- Конкурс рисунков на снегу. - Разучивание масленичных частушек.
- ТСО: мультфильм «На масленице» реж. Ю. Трофимов, 1992г
- Изготовление родителями альбома «Ой, блиночки, мои»
четверг – Разгуляй
1 половина дня Прогулка 2 половина дня
- Пение русских народных песен. - Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Петушки»;
- Катание с ледяной горки. - Загадки о весне и зиме.
- Выставка рисунков «Зимние забавы».
пятница – Тёщины вечера
1 половина дня Прогулка 2 половина дня
- Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;
- Праздничное мероприятие «Масленица или проводы зимы».
Фотовыставка «Масленица – блиноедка» (фотографии недели).
суббота – Золовкины посиделки.
воскресенье – Прощёный день.
Алгоритм реализации проекта :
Образовательные области. Формы и методы работы.
Социально-коммуникативное развитие. Беседы о народном празднике Масленица.
Познавательное развитие. История возникновения праздника Масленица.
Речевое развитие. Беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символика блинов.
Приобщение к художественной литературе подборка стихов, рассказов, частушек, дразнилок, закличек.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «Зимние забавы»
Развитие игровой деятельности. Подвижные игры «Ручеёк», «Гори, гори, ясно», хороводы.
Физическое развитие. Соревнования между группами : «Перетягивание каната», «Прыжки в мешках».
Музыка. Разучивание песен. Праздник.
Заключительный этап:
1. Проект - презентация «Широкая масленица».
2. Изготовление альбома «Ой, блиночки, мои».
3. Праздник «Масленица или проводы зимы».
Материалы к проекту :
1. План проведения проекта «Широкая Масленица».
2. Приложение:
• занятия «Госпожа Масленица», «Зимние забавы»
• перечень спортивных игр-забав;
• загадки о Масленице;
• Масленичная неделя;
• масленичные частушки;
• Заклички на Масленицу;
• выставка рисунков: «Зимние забавы»;
• подборка видео «Традиции масленицы для детей» (смотреть онлайн);
М/ф «На масленице» реж. Ю. Трофимов, 1992г
• фотографии недели «Масленица - блиноедка».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Конспект занятия на Масленицу для детей старшей группы «Госпожа Масленица».
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, поговорки,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, картинки о проведении праздника, поговорки, заклички.
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, поговорки, заклички.
Ход занятия:
Воспитатель, переодевшись бабушкой, приглашает детей в группу.
Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим, и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Можно использовать аудиозапись (журчание ручьев, капель и т. п.)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.
- Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях.
На столике лежит девичий наряд - платок, сарафан, ленты, лапти, солома.
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы?
Дети: ответы
Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица".
Воспитатель: Послушайте, что люди на Руси ей говорили: "Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
Воспитатель: Ребята, давайте вместе ее позовем.
Дети повторяют закличку.
Воспитатель: Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: на завтрак, обед и ужин. еклама02
Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.
Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки" - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
дети: ответы
Воспитатель: водить мы будем хороводы, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Воспитатель: Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать, нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!
Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, на санках кататься.
Спортивные игры-забавы.
Понедельник.
«Заря»
Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:
Заря - зарница, Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!
Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.
Вторник.
«Два Мороза»
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становятся водящие Мороз – красный нос и Мороз – Синий нос, они говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые,
Я Мороз – Красный нос.
Я Мороз – Синий нос.
Кто из вас решится,
В путь – дороженьку пуститься?
Дети отвечают хором: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
После этого они перебегают через площадку в другой дом, морозы их догоняют и стараются заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Морозы подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.
Среда.
«Кто быстрее на метле»
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
«Почта»
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
«Ровным кругом»
Выбирается водящий. Он встает в центр круга. Дети держатся за руки, идут по кругу и произносят слова:
«Ровным кругом,
Друг за другом,
Веселее не зевать,
Все что … нам покажет
Будем дружно выполнять!»
Дети останавливаются. Водящий показывает движения (мостик, корзиночка, отжимания, ласточка и т. д., а дети за ним повторяют.
Четверг.
«Гори, гори, ясно!»
Количество игроков: четное. Играющие, выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин - дон, дин - дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Пятница.
«Петушки»
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
«Ручеёк»
Все игроки, кроме одного, становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Оставшийся игрок проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в "хвост" цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в "коридор" и выбирает себе новую пару. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Чем быстрее будет "течь" ручеек, тем веселее.
Загадки о Масленице.
Его празднуют весной,
Этот праздник заводной,
Ярмарку все посещают,
И блинами угощают. (Масленица)
Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий. (Блин)
Что за место вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать. (Ярмарка)
Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит. (Масло)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки - … (блины!
Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье и,
конечно же, … (икра!
Всю неделю мы гуляем,
Всех блинами угощаем!
Зимний холод провожаем,
Солнышко с весной встречаем! (Масленица)
Масленичная неделя
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студную из дому прогнать!
Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят. «ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовтся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – вс им удатся.
Пироги и блинчики – вс на стол мечи! А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои.
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ».
Тща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и смгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мдом, с маслом ели мы. Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
Масленичные частушки.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться! Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!
Блин с вареньем, блин с икрою!
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел!
На душе так хорошо! На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы! Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони! Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.
С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье. На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
Заклички на Масленицу.
Приезжай к нам в гости Масленица
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
К нам масленица пришла
И веселье принесла!
С праздником всех поздравляем!
Счастья, радости желаем!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко Солнышко,
Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный блинчик!
Приди весна, приди красна!
Приди с радостью, с великой милостью.
С жарким солнцем, с высоким хлебом.
С урожаем богатым
С добром ко всем ребятам!