Ольга Окорокова
Проект для детей 4–7 лет «Широкая масленица»
Тема: Проект «Широкая Масленица»
Вид проекта : краткосрочный.
Тип проекта : информационно – практический.
Участники проекта : дети от 4 до 7 лет, воспитали, родители.
Срок реализации: 28.02.2020 г. – 06.03.2022г.
Форма работы: групповая.
Актуальность.
Публикация «Проект для детей 4–7 лет „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
«Всякая душа празднику рада». Так гласит русская народная пословица. Праздник - душа народа. Именно в праздники она раскрывается наиболее полно и широко. Кажется, нет человека, который не любил бы праздники. Ведь русский народ умел не только хорошо трудиться, но и веселиться. «Примечай будни, а праздники сами прибудут», то есть, кто хорошо работает, тот хорошо и попразднует. С древних времён на Руси существовало множество разнообразных праздников, и у каждого были свои обычаи, порядок проведения. Празднование Масленицы один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русских традиций, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица.
Задачи.
Образовательные:
-создать условия и средства, способствующие развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников;
-познакомить детей с традиционным русским народным праздником Масленица;
-формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности;
-учить способам продуктивного взаимодействия с детьми и взрослыми в процессе деятельности и общения;
Воспитательные:
воспитывать интерес к народным праздникам, традициям, культуре,
истории своего народа;
-воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь
Развивающие:
развивать творческие способности, интерес к совместной деятельности.
развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие,
-развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
Методы и приёмы реализации проекта.
1. Наглядно-действенный метод:
- рассматривание репродукций известных художников изображавших русские народные праздники, предметов декоративно-прикладного творчества;
-, русских народных подвижных игр;
- знакомство с русским народным фольклором;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- выставка детских творческих работ «Широкая Масленица»;
- просмотр презентаций;
2. Словесно-образный метод:
- беседа о русском народном празднике Масленица и его традиционным проведением («Масленичные традиции»);
- загадывание и отгадывание загадок;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- проведение мероприятий.
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: декоративное рисование, конструирование из бумаги.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей :
-проявится интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
расширится уровень знаний о народном празднике Масленица;
познакомятся с различными формами народного фольклора;
научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми в процессе совместной продуктивной деятельности.
для педагогов:
создание методической копилки по теме проекта;
накопление практических навыков проектной деятельности.
для родителей:
объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
проявление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;
Содержание проекта
Этапы реализации проекта :
1. Организационный.
Организационная работа, определение цели и задач проекта, разработка плана работы над проектом.
2. Основной этап.
А)Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта :
- беседа «Русский народный праздник Масленица. Масленичная неделя», его традиционное проведение;
-чтение художественной литературы;
- подбор загадок, потешек, пословиц, поговорок, русских народных песен;
-рассматривание репродукций известных художников В. Г. Сурикова, Б. Кустодиева, изображавших русские народные праздники, ярмарки, гулянья;
- подбор демонстрационного материала.
Б)Творческая деятельность детей :
- совместные с взрослыми и самостоятельные игры;
- декоративное рисование, конструирование из бумаги;
- оформление выставки детского творчества «Широкая Масленица».
3. Заключительный этап. Подведение итогов. Презентация результатов.
Содержание деятельности и методы реализации проекта :
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА
Дата
Работа с детьми
Работа с воспитателями и специалистами
Работа с родителями
28.02
Беседы о празднике, народных традициях «Масленицы».
Просмотр презентации «Масленица»
Пополнение картотек народных игр.
Организация предметно – развивающей среды в группах.
Совместно с воспитателями старшей и подготовительной группы.
Организация предметно – развивающей среды в группах.
1.03
2.03
1. НОД «Масленичное чучело», ср. гр, рисование.
2. НОД «Разгуляй масленица»,подг. гр.
Подбор музыкальных произведений
«Русская плясовая»,
Флешмоб «В роще калина»,
«Ярмарка» русская народная.
НОД «Блинная масленица»,подг. гр.
конструирование из бумаги
НОД «Широкая масленница»,старшая группа.
3.03 НОД «Блины с ягодками», 2мл «Б».гр. аппликация.
Подбор музыкальных произведений
«Ой. блины,блины блины…»» русская народная.
Сбор листьев для оформления гербария.
4.03 Выставка детских работ
Вывод: Реализация данного проекта по ознакомления с народными традициями русского народа проходила через совместную деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями, что позволило сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки, знания о народном празднике Масленице, традициях русского народа.
Литература:
Официальные документы
1. Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения ново коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Учебники, брошюры, журналы
1. 1Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в средней группе/конспекты занятий с детьми 4-5лет. -2е изд. ,ипр. И доп. -М. ;.-Издательство «Мозаика-синтез»,2020.-112с.
2. Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. /конспекты занятий с детьми 5-6 лет. -Издательство «Мозаика-синтез»,2020.-152с.
3. Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду /конспекты занятий с детьми 6-7 лет. -Издательство «Мозаика-синтез»,2016.
4. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. Образовательная область «Художественно – Эстетическое развитие» : методическое пособие для реализации программы «Цветные ладошки».-М. ;Издательский дом «Цветной мир»,2019.-152с. ,11е
5. Интернет – ресурсы:
6. 12.https://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenitsa/detskie/6.htm
7. 13.https://www.maam.ru/detskijsad/pedsovet-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov.html.