Татьяна Голозубова
Проект «Шахматы для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Шахматы для дошкольников»
Разработала: воспитатель Голозубова Татьяна Тимофеевна
Тема проекта : «Шахматы для дошкольников»
Руководитель проекта : воспитатель Голозубова Татьяна Тимофеевна Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста МАДОУ Д/С№32 «Брусничка», воспитатели, родители.
Вид проекта : Одна неделя.
Публикация «Проект „Шахматы для дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Актуальность проекта. Шахматы – интереснейшая игра с древнейшей историей, популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты. Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Проанализировав историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте.
Проблема: В детском саду наблюдала такую картину, как один из воспитанников, приходя в детский сад, взял шахматы и стал расставлять фигуры на доске. Вокруг него сразу стали собираться дети и с большим любопытством наблюдали за процессом. И когда я спросила о том, что они знают о шахматах, то в ответ была тишина. Я решила познакомить воспитанников с историей возникновения шахмат, с шахматной доской и шахматными фигурами.
Тема: История возникновения шахмат, шахматная доска, шахматные фигуры.
Цель: Познакомить воспитанников в игровой форме игрой в шахматы.
Задачи:
Узнать из научно – популярной и методической литературы историю возникновения игры в шахматы.
Познакомить ребят с шахматной доской и шахматными фигурами.
Вызвать желание научиться играть в шахматы.
Методы работы: изучение художественной и научно-популярной литературы, просмотр видеоматериала, рисование шахматной доски, вырезывание и лепка шахматных фигур, сбор материала совместно с родителями для «Шахматной шкатулки», изготовление атрибутов для дидактических игр по шахматам, Инсценирование и придумывание сказок о шахматах.
Предполагаемый результат:
У воспитанников проявился интерес к игре в шахматы, узнали названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).
Познакомились с шахматными термины : диагоноль, вертикаль, горизонталь; белое и черное поля, ход, партнеры,
Организовали и оформили «Шахматный центр».
План работы над проектом :
Подготовительный этап
Собрать и изучить информацию о шахматной игре; Заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта. Проведение мониторинга интеллектуального развития детей воспитанников по нормативной карте развития. Литература о шахматах, работа в сети интернет.
Определение отношения родителей к шахматному образованию детей с помощью анкеты «Анкета для родителей».
Организационный этап
Подготовить развивающую среду для знакомства с историей возникновения шахмат, шахматных фигур Чтение сказки «Сказка про шахматы и шаха».
Просмотр м/фильма «Смешарики в шахматном королевстве»,
Вместе с родителями изготовили атрибуты для инсценирования
шахматных историй. Поиск в сети интернет загадки и сказки о шахматах.
Основной этап
Познакомить детей с историей возникновения шахмат; Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах; Развивать умения ориентироваться на плоскости; Заинтересовать детей шахматами как видом спорта. Чтение сказки «Удивительные приключения шахматной доски»; загадки о шахматных фигурах; Дидактическая игра «Шахматный кубик» «Большая и маленькая», «Убери такую же», «Куча мала», «Чудесный мешочек», «Запретная фигура» Изготовление
дидактической игры «Шахматное поле» фотоальбом «Мы любим шахматы»
Итоговый этап Закрепить полученные данные о шахматах как о игре, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность, формировать интерес к шахматам как виду спорта. Дидактическая игра «Собери шахматное поле», рисование, лепка шахматных фигур, Загадки из «Шахматной шкатулки». Приобретение
шахмат «Играем всей семьей»
Работа над проектом началась с теоретической подготовки. С этой целью подбиралась и изучалась информация из энциклопедий, научно – популярной и художественной литературы, сети интернет. Работа велась в тесном сотрудничестве с родителями. Узнав о проекте, его цели и содержании родители активно и заинтересованно включились в работу, оказали помощь в организации предметной среды. Родителям совместно с детьми было предложено подобрать или придумать загадки и стихи о шахматах, которые вошли в «Шахматную шкатулку».
В группе была собрана тематическая библиотечка по игре в шахматы и коллекция шахмат, создан фотоальбом «Шахматные короли», в который вошли фотографии чемпионов мира по шахматам. Наблюдая за детьми, было видно, что дети проявляют интерес к шахматам. Многие дети видели фигуры впервые и просмотр мультфильма «Смешарики» еще больше заинтересовал игрой в шахматы.
Знакомство с шахматами началось с чтения сказки «Про шаха и шахматы», из которой дети узнали об истории появления шахмат. На шахматной доске сражаются два войска – белые и черные. Игрок погружается в особый мир, где сам командует своим шахматным войском. Игра в шахматы – занимательная игра, требующая внимания.
Следующим этапом было знакомство с доской и шахматными фигурами. Прочитав дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски» дети узнали о форме доски, чередованием белых и черных полей. Рассмотрели доски из коллекции собранной в группе и убедились, что не смотря на размеры все шахматные доски одинаковы. Для закрепления было предложено изготовить доску самостоятельно (из картонной основы) еще раз обращая внимание на чередование полей и чтение сказки «Котята-хвастунишки».
Далее началось знакомство с шахматными фигурами. На помощь пришли загадки из «Шахматной шкатулки» собранные родителями. Рассматривая фигуры, дети учились выделять ее особенности, узнавать в описании. Прочитав дидактическую сказку «Чудесные фигуры» дети узнали о ладье, слоне, ферзе, коне, пешке и короле. Для закрепления было предложено вылепить шахматные фигуры из пластилина, штриховка графических изображений фигур, а также дидактические игры «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Шахматный кубик», «Большая и маленькая», «Куча мала», «Угадай-ка», «Убери такую же».
Итогом проекта стало развлечение «Шахматная викторина», в ходе которого дети закрепили первоначальные знания о шахматах, развивали сообразительность, находчивость, активизировали мыслительную деятельность.
Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре.
Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Используемый материал:
1. Гультяева С. Н. История возникновения шахмат, https://chessok.net/article/5-istoriya-vozniknoveniya-shahmat.html
2. Соколова Л. В. Волшебный мир шахмат – infourok.ru/proekt-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vrzrasta, 2015
3. Сухин И. Г. Шахматы «Для самых маленьких» – Издательский дом Аст, Астрель, 2007
4. Мастер – класс по игре в шахматы dohcolonoc.ru/master-klasy/7132-master-klass-po-obucheniyu-igre-v-shakhmaty, 2014
5. Шахматная доска и фигуры, https://www.openchess.ru/pravilaChess.php
Приложение
«Сказка про Шаха и шахматы»
Много, много лет назад, примерно около 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень сильный, могучий, и богатый шах Шеран – Шихран.
Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия «Чатуранга», с которой он совершал набеги на своих недругов – соседей. Вскоре он всех противников победил и покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны.
Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты! Посидел Падишах на троне да на печи неделю – другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь – государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!». Так раньше у царей водилось.
Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» – спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» – закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» – спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё, то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.
Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем! – объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по – царски наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «Шаху мат!» Сражение ведь кончилось на этом.
А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться шахматы.