Мусаелян Анна
Проект «Шахматный бум» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития шахматного
образования, формирования интеллектуальных
способностей детей дошкольного возраста и
популяризации шахмат среди дошкольников и их
родителей.
Значимость работы: Заключается в создании «Шахматного уголка», который является средой для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, влияет на творческие способности, улучшает память и помогает в обучении.
Публикация «Проект „Шахматный бум“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Значимость и актуальность проекта для воспитателя:
Приобретение нового опыта работы по
организации шахматной деятельности дошкольника, рост профессионального мастерства;
повышение квалификации воспитателя по шахматному
образованию, имеется понимание необходимости в
развития шахматного образования в ДОУ, городе,
регионе;
повышение мастерства в организации активных форм
сотрудничества с семьей.
Введение:
«Шахматы – превосходная школа последовательного логического
мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает
сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один
из элементов умственной культуры».
В. А. Сухомлинский
Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются
мощным катализатором развития детского интеллекта.
Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных
психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и
произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и
больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его
нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет
наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в
формировании логического мышления дошкольников.
Обучение игре
По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы. Разделите обучение на этапы, постепенно усложняя задачи из занятия в занятие:
1. Первое занятие - игра пешками
2. Второе занятие - пешки и слоны
3. Третье занятие - пешки, слоны и ладьи
4. Четвертое занятие - добавьте коня
5. Пятое занятие - кони, слоны, ладьи и пешки
6. Шестое занятие - игра с королем, ферзем, слонами и пешками
7. Седьмое занятие - полная игра
Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы: Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
-Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
-Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
-Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
-Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.
Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.
Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.
(На заметку! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.)
Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:
-Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться ребёнку не стоит, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости:
-Играть только тогда, когда у ребёнка есть желание.
-Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.