Зурия Шихалиева
Проект «Северный край. Народы севера» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Северный край. Народы севера».
• Проект : групповой, краткосрочный, внутри ОУ, в контакте с семьей
• Вид проекта : информационно – творческий.
• Продолжительность проекта : одна неделя.
• Участники проекта : дети, воспитатели, специалисты, родители.
• Возраст детей: 5 лет
Образовательные области:
Публикация «Проект „Северный край, Народы севера“ старшая группа» размещена в разделах
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность:
На основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях, их традициях, обычаях.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Цель проекта :
Развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой, бытом, культурой и традициями народов севера в процессе проекта.
Задачи проекта :
1. Продолжать знакомить с местными народностями (ненцы, ханты, селькупы).
2. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, легендами, поэзией.
3. Формировать представление о разнообразии животного мира Севера; развивать познавательный интерес; формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязи человека с природой).
4. Рассказать детям о красоте природы, об уникальных животных и растениях.
5. Воспитывать любовь к родному северному краю.
6. Вовлечь детей и родителей к совместной работе над поиском и сбором информации о северном крае, культуры коренных народов севера, изготовление поделок, рисование традиций и обрядов.
Разработка проекта
Образовательные области Тематика комплексных занятий
Методы и приемы
Образовательная область
«познавательное развитие»
Пополнять знания о природе, животных, птиц северного края.
Традиции и обычаи народов севера.
Макет чума. Нарты с оленьими упряжками
Знакомство с одеждой коренных жителей.
Знакомство со священным деревом северных народов – лиственница.
. Рассказ.
Рассматривание альбома «Животные, птицы Ямала». «Растения тундры, растения леса».
Настольные игры. Лото «Ягоды, деревья севера»,
«Найди лиственницу, с какого дерева шишка».
Просмотр презентаций. «Праздники. «Вороний день». «День оленевода», северная кукла – оберег «Акань».
Куклы в национальной одежде. Дидактическая игра «Назови одежду».
Образовательная область
«социально – коммуникативное развитие» Обогащение лексики ненецкими словами обозначающие предметы обихода (чум, стойбище, нарты, хорей, аркан, лодка, сети)
Устный фольклор народа севера (загадки, пословицы, поговорки, приметы, потешки, сказки, считалки, легенды.
Знакомство с творчеством ненецких писателей. Беседа «Народы севера».
Дидактическая игра «Найди охотника, оленевода, рыболова».
Рассматривание - макет чума, нарты, олень.
Просмотр презентации «Быт народов Ямала».
Рассказывание легенды «Вороний день», «Озера и реки».
Загадывание и отгадывание литературных загадок.
Чтение пословиц, сказок, легенд Н. С. Салиндер «Куропатка и налим», П. Г. Турутина «Узоры лесных ненцев».
Образовательная область
«речевое развитие»
Составление описательных рассказов о жизни, занятиях, праздниках, обычаях коренных народов, о природе севера.
Чтение рассказов, стихов о природе,
о жизни, обрядах народов севера.
Составление рассказов по плану: «Оленевод, рыбак, охотник».
Пересказ сказки Ю. Н. Афанасьева «Жадная старуха».
Режиссерская игра «В гости к мальчику Нядма».
Ответы на вопросы.
Рассматривание иллюстраций по произведениям писателя П. А. Ятысый «Песец», Г. Лазарев «Лиственница», Г. Истамин «Снегирь и мышонок»,
Ю. Н. Афанфсьев «Жадная старуха».
Заучивание стихотворения «Наша маленькая девочка».
Образовательная область «художественно – эстетическое развитие»
Рисование, лепка, аппликация животных, природы, быта, орнаментов, по содержанию сказок, легенд.
«Ненецкая песня».
Хороводная «Ворона».
Музыкальная игра «У оленя дом большой». Лепка с использованием схемы.
Рисование «Украшение ягушки».
Вырезывание животных, растений, одежды по контуру. Слушание, пение, танцы, игры.
Пение и игра на сингокотьси (колокольчик).
Образовательная область «физическое развитие»
Утренняя гимнастика.
Подвижные игры «Полярная сова и лемминги»», «Куропатки и охотники», «Борьба на палке».
Общеразвивающие упражнения.
Подвижные игры
План – схема проведения проекта.
Кто желает поговорить о северном крае, народах севера?
Что мы знаем о северном крае, народах севера?
Северный край - это очень холодное место на земле, бывает северное сияние.
На севере живут ненцы в чуме.
В лесу живут: медведь, лиса, волк, песец, белка.
Есть много птиц: полярная сова, воробей, снегирь, ворона.
Что мы хотим узнать о северном крае, народах севера?
Кто еще живет на севере?
Как дети ходят в школу?
Во что играют дети?
Познакомиться с легендами, сказками северных народов.
Что любят кушать народы севера?
Что нужно сделать?
Принести в детский сад книги, картинки, поделки.
Попросит маму рассказать, что она знает про лемминга.
Выучить с родителями загадки о быте, природе народов севера.
Рассказать детям ненецкую сказку.
Вместе с родителями нарисовать природу, быт народов севера.
С мамой и папой выучить стихи о природе севера.
Рассказать легенду народов севера.
Вместе с мамой смастерить куклу «Северная берегиня», рассказать о ней детям.
Выучить слово «Нань торова» на ненецком языке обозначает «Здравствуйте».
Спросить у мамы, какую роль играют олени в жизни народов севера.
Реализация проекта в жизнь детского сада: «Легенды, загадки народов севера».
Проект воплощен с помощью интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Художественно – эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Поставленные задачи были успешно реализованы через взаимодействие детей, родителей и педагогов: физ. инструктора, музыкального руководителя.
Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы). У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.