Наталья Кузнецова
Проект «Сенсорик» для младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы
Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а впоследствии и создать его самостоятельно. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Публикация «Проект „Сенсорик“ для младшего возраста» размещена в разделах
Из выше изложенного можно сделать вывод о необходимости повышения сенсорной культуры у детей младшего возраста.
Цель проекта: Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Задачи проекта:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Ознакомить детей с формой и величиной предметов.
3. Формировать сенсорные эталоны.
4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Сроки реализации: долгосрочный (расчитан на год).
Тип проекта: комплексный.
Основные участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.
Основные направления реализации проекта: социально-нравственное, познавательное развитие, исследовательско-продуктивная деятельность.
Методы и приемы: использование наглядного материала, обследование и практическая деятельность, игровая деятельность, наблюдение на участке, беседа, совместная деятельность педагога с детьми, использование художественного слова и загадок, использование дидактических игрушек.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование практических способов ориентировки.
«поисковая», результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы «взор-рука». Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
2. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.
3. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.
4. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)
Подготовительный этап
Размещение информации на стенде для родителей о дидактических играх по сенсорному развитию.
Изучение методической литературы по сенсорной культуре
Подбор дидактических игр для детей младшего возраста
Выбор оборудования для предметно-развивающей среды
Разработка плана работы по сенсорному развитию с детьми младшего возраста.
Основной этап
Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми.
Проведение консультаций для родителей.
Разработка конспектов занятий.
Выставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей.
Применение и использование инновационных форм работы.
Работа с родителями
1. План работы (1-ая младшая группа) (Приложение 1)
2. Проведение анкетирования для родителей (Приложение 2);
3. Наглядная информация для родителей «Как выбрать игрушку для детей» (Приложение 3);
4. Создание папки-передвижки «Какая она дидактическая игрушка»;
5. Создание выставки «Игрушки своими руками» (Приложение 4);
6. Создание фотовыставки на конец года «Наши достижения».
План работы
(1-ая младшая группа)
Октябрь «Найди, что покажу»
«Найди, что назову»
«Угадай, что съел»
«Кто в домике живет?»
Ноябрь «Кто как кричит?»
«Что изменилось?»
«Идут животные»
«Новая кукла»
Декабрь «Позови и найди свою маму»
«Что изменилось» (игра с матрёшками)
«Что за зверь»
«Найди каждому снеговику ёлку»
Январь «Кто скорее соберет пирамидку»
«Чудесный мешочек»
«Заинька»
«Чего не стало»
Февраль «Найди посуду для куклы»
«Громко-тихо»
«Чудесный мешочек»
Март Манипуляция с мелкими предметами «Сделаем бусы для мамы»
«Когда это бывает?»
«Оденем куклу Катю на прогулку»
Окраска воды
Апрель «Кукла Катя проснулась»
«Чего не стало?»
«Где спряталась матрёшка»
«Больше - меньше»
Май «Тонет, не тонет»:
«Домино»
«Чудесный мешочек»
«Когда это бывает?»
Приложения:
Дидактические игры
ИГРЫ С ВОДОЙ
Игры с водой - замечательный способ развития мелкой моторики и возможность познакомить малыша со свойствами воды, разных материалов и предметов. Летом игры с водой можно проводить на свежем воздухе. В другое время года занятия проводят в ванной комнате.
• Воду можно наливать в различные ёмкости, естественно только пластмассовые. Можно использовать баночки и бутылочки разного размера, вида объёма.
• Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков поместится в большой бутылке. А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
• А что будет, если опустить пустую незакрытую бутылку целиком под воду? Она заполнится или останется пустой?
• А что будет, если закрыть бутылку и опустить в воду? Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребёнок попробует опустить её ко дну и удержать там. Повторите с заполненной наполовину и полностью заполненной бутылкой.
• Предложите малышу кидать игрушки в воду и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности.
• Те игрушки, которые тонут, надо просто собирать руками со дна тазика.
• Бросьте в воду три разные ложки: металлическую, пластмассовую, деревянную. Какая утонет, какая нет?
• Бросайте в воду кусочки разных тканей различных размеров: некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
• Разрешите малышу трогать песок, копаться в нём руками, лопаткой, совочком.
• Покажите, как можно втыкать в песок палочки, веточки, листики, камушки.
• Слепите малышу несколько куличиков разной формы, пусть он их ломает их, нажимая ладошкой, лопаткой.
• Покажите ему, какой песок сухой, какой мокрый. Продемонстрируйте, что кулич получается из мокрого песка и не получается из сухого. Все действия комментируйте словами.
• Научите малыша насыпать песок в ведёрки и формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую, копать ямки и насыпать кучи.
• Можно лепить руками из мокрого песка заборчики, башенки. Это даже проще, чем лепить куличи. Ручки сдвинул, слегка сжал, убрал – и уже что-то получилось.
• Когда ребёнок освоит эту науку, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. Как пристраивать к ним башенки из ведёрок, на ведёрки ставить маленькие формочки, делать из палочек мосты и т. д.
• Сначала делайте это сами. А ребёнок пусть только помогает. Потом он будет играть самостоятельно.
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ
предложите ребёнку рассмотреть коробочку где находятся пуговицы, бусины, тюрючки с нитками, предварительно вытащив иглы. Дети обычно любят рассматривать содержимое таких коробок.
• Дайте ребёнку горстку пуговиц, среди которых есть одинаковые. Отложите одну из них в сторону и предложите найти остальные такие же пуговицы.
• Предложите ребёнку разложить пуговицы по цвету - синие к синим, красные к красным и т. д.
• Предложите ребёнку найти самую маленькую и самую большую пуговички.
• Можно дать ребёнку рассмотреть тесёмки и ленточки.
• Разложите куски тесёмок и лент на столе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.
• Можно показать ребёнку, как скатывать ленту в рулончики.
• Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка.
• Чем больше мелких предметов пройдёт через руки малыша, тем лучше.
ИГРЫ СО ШНУРКАМИ
Игры-шнуровки хорошо развивают мелкую моторику, воображение малыша. От простейших шнуровок пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в отверстие, до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу. Можно каждый день делать новую интересную игру-шнуровку. Для этого нужно: плотный картон, дырокол и шнурок для обуви. Единственная проблема – обычным бытовым дыроколом вы сможете проделывать отверстия только о краю картонки. Проявите фантазию и не используйте большие куски картона.
• Сделайте из картона цветок, ёлочку, ёжика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать. Например, бабочку, которая сядет на цветок и т. д.
• Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макароны.
Чудесный мешочек
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.
Оборудование. Для первых игр подбирают геометрические фигуры, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).
Ход игры. Воспитатель опускает в мешочек предмет и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.
Примечание. В последующем при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут. Дети на ощупь определяют предмет и называют, а потом только достают его из мешка.
Угадай, что съел
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи обоняния, осязания, вкуса.
Игровое действие. Угадывание на вкус.
Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки, воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».
После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.
Примечание. В дальнейшемдети делятся впечатлениями : сладко, кисло, горько.
Что изменилось?
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые карточки с изображением животных (по 3—4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь животное на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
Где спряталась матрешка!
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование. На столе расставляют 4-5 геометрических фигуры.
Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку в групповой комнате. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель. Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог описывает предмет за который спрятана матрёшка. Дети по описанию находят предмет.
«Кто как кричит?»
Дидактическая задача. Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
«Позови свою маму»
Дидактическая задача. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Также спросить про: щенка, котёнка, жеребёнка, поросенка ит. п.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
«Заинька»
Дидактическая задача. Продолжать учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями, воспитывать у детей доброжелательность.
Игровое правило. Заинька может выбежать из круга только после того, как попляшет.
Игровые действия. Зайчик выбирается считалочкой. Имитация движений.
Ход игры. Дети вместе с воспитателем становятся в круг. После того как считалочкой выбрали зайчика и он вошел в круг, дети ходят по кругу и приговаривают: Слова Движения
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Зайчик ходит в кругу как хочет.
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочити,
Некуда серому выпрыгнути.
Заинька, поскачешь -Выскочешь,
Серенький, попляшешь -Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.
Литература
1. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. / – М. : Просвещение, 1992. – 96 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. /-Москва: Просвещение 1991.-139
3. Дрязгуновой, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. /- М. : Просвещения, 1981. – 8о с.
4. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие / А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду/. М. ,-1982
6. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Минск, 1976