Света Сыркина
Проект «Саранск — город будущего»
«Саранск – город будущего»
«Будущее… нельзя спроектировать без анализа того, что мы имеем сейчас»
Н. Микляева
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Важным аспектом воспитания ребенка – дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к самым близким людям, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, родному краю.
Публикация «Проект „Саранск — город будущего“» размещена в разделах
Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщении его к красоте, добру, на желание видеть свою национальную культуру, природу родного края, на проявление участия в сохранении и преумножении достояния своего города, республики.
Если мы не научим детей любить свой город, беречь, а в будущем и преумножать его богатства – кому он будет нужен?
Направленность проекта - Проект направлен на расширение и углубление знаний детей о родном городе.
Основная цель проекта – создание условий для реализации творческих замыслов дошкольников и проектирования города будущего.
В основу проекта заложена идея воспитания у детей любви к родному городу и гордости за таланты мордовской земли.
Задачи проекта:
1. Формировать представления о прошлом города Саранска, познакомить детей с историей возникновения города; формировать понимание того, что памятники архитектуры – эстафета народной культуры, которую поколения передают друг другу
2. Углублять и расширять знания дошкольников о современном городе (основные достопримечательности, названия улиц, известные земляки, транспорт)
3. Закреплять знания детей о том, что Саранск – столица республики Мордовия
4. Развивать творческую активность, умение работать в коллективе, дать возможность ощутить радость поиска наилучших решений, поощрять независимую позицию
5. Закреплять умение выражать свои знания в продуктивной деятельности
6. Воспитывать в детях любовь к родному городу, чувство восхищения его красотой, гордости за свой город, желание сделать его еще красивее, уютнее и чище
Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующих условий:
• Создание соответствующей предметно – развивающей среды
• Обеспечение воспитательно – образовательного процесса необходимыми материалами (альбомы с видами г. Саранска, его символикой, наборы открыток, фотографии достопримечательностей города, спортивных сооружений и т. д)
• Высокий уровень творческого мастерства педагогов
Участники проекта – дети старших и подготовительных групп, воспитатели и родители.
Сроки реализации проекта – два года
Этапы работы:
• Предварительная подготовка (взаимодействие с семьёй)
• Практическая часть (познавательно – речевая и продуктивная деятельность)
• Предполагаемый результат
Реализация проекта строится на следующих принципах:
1. Системности
2. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей
3. Интеграции
4. Гуманизации
5. Координации деятельности педагогов
Пути реализации проекта:
• Разработка тематических планов, конспектов занятий, викторин, экскурсий и диагностического материала
• Рекомендации для родителей
Предполагаемые итоги реализации проекта
Работа по данному проекту позволит:
- сформировать интерес дошкольников к городу Саранск, его духовным ценностям
- развить познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки
- обогатить внутренний мир ребенка
- подвести к пониманию того, что любить свой город – это значит делать все для его дальнейшего развития и процветания
- воспитывать любовь к родному городу, желанию видеть его красивым, экологически чистым
Этапы реализации проекта:
1 этап (вводно - организационный)
Сентябрь:
Изучение научно – методической литературы, современных методик и технологий•Определение содержания и форм работы по реализации проекта
Октябрь:
Систематизация контрольно – диагностической работы: диагностическое обследование знаний, умений и навыков дошкольников
Разработка методических рекомендаций: «Ознакомление дошкольников с родным городом»
Разработка цикла экскурсий:
• Любимые уголки родного края
• Достопримечательности г. Саранска
• Музеи города
Разработка цикла бесед:
• Знакомство с традициями мордовского народа
• Мой город
• Мир мордовских сказок и легенд
Привлечение родительской общественности к совместной работе по организации и реализации образовательного проекта
Совершенствовать предметно – развивающую среду:
• Пополнить уголок книг произведениями мордовских писателей и поэтов
• Обогатить уголок по ознакомлению с мордовским краем произведениями народно – прикладного искусства
Взаимодействие с социумом:
• Экскурсии в библиотеку им. Кириллова
• Экскурсии в краеведческий музей
• Экскурсии по городу
• Экскурсии в музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи
2 этап (внедренческий)
Ноябрь - Май
Система работы МДОУ по ознакомлению старших дошкольников с родным городом
Май:
Диагностика по определению знаний, умений и навыков дошкольников по данной теме
Информирование родителей о ходе реализации проекта;
Выступление на педсовете «Отчет о проделанной работе в рамках образовательного проекта».
3 этап (обобщающий)
Апрель - Май
Выставка учебно – методических пособий, контрольно – диагностического материала по теме проекта
Разработка рекомендаций по их использованию.
Май
Семинар – практикум для воспитателей МДОУ г/о Саранск
Выступление на педсовете «Отчет о проделанной работе в рамках образовательного проекта»
Обобщить опыт работы МДОУ по данному проекту.
Разработать рекомендации по его использованию