Анна Доставалова
Проект с детьми с ОВЗ «Что мы знаем о войне?»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУ НАО «Ненецкая специальная (коррекционная) школа-интернат»
ПРОЕКТ : «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОЙНЕ?»
Руководители проекта :
учитель-логопед Доставалова А. П.,
учитель-дефектолог Медведева О. В.,
воспитатель группы продленного дня Очкина З. А.
Участники проекта :
обучающиеся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
5-6 классов
Нарьян-Мар 2020
Тип проекта : социальный, информационно-исследовательский, групповой, краткосрочный.
Публикация «Проект с детьми с ОВЗ „Что мы знаем о войне?“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Время работы над проектом : 13.04 – 24.04.2020.
Продукт проекта : паспорт проекта, презентация портретов и фото ветеранов, список произведений художественной литературы по теме, стенгазета.
Актуальность:
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к родной земле, гордость за героические подвиги своего народа. В России в определенный периодзаметной стала утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. Очевидным стал факт неотложного решения острых проблем патриотического воспитания в работе с детьми школьного возраста. Особенно важна работа по формированию патриотического сознания с детьми с интеллектуальными нарушениями. Одним из наиболее эффективных педагогических методов является проектная деятельность. Этот метод позволяет создать естественную ситуацию практического взаимодействия детей со взрослыми и своими сверстниками, социализировать обучающихся особой образовательной организации. Кроме того, проект позволяет изучить дополнительную художественную литературу, которая не включена в учебную программу, а также способствовать осознанию и сохранению связи поколений.
Цель проекта – формирование представлений о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. (Войне, сохранение семейных ценностей, воспитание чувства патриотизма к своей Родине у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи проекта :
1. Актуализировать и пополнить знания обучающихся с умственной отсталостью о Войне, активизировать и уточнить их словарный запас.
2. Воспитывать чувство гордости за свою страну и интерес обучающихся к героическому прошлому Родины посредством чтения художественных произведений.
3. Воспитывать чувство гордости и сопереживания за членов семьи, переживших Войну или погибших на полях сражений.
4. Учить обучающихся с ОВЗ ставить цели деятельности, выполнять поставленные задачи по определенному плану, оценивать и анализировать результат своей деятельности.
План реализации проекта :
Этапы
Мероприятие Дата Ответственные
1 этап: подгото-вительный (мотивационно-планирующий) - Формулировка проблемы, определение цели, задач, средств и методов и пр.
- Беседа о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
13.04.2020 -15.04.2020 Очкина З. А., Доставалова А. П., Медведева О. В.
2 этап: основной (информационно-операционный) - Чтение художественных произведений о Войне :
Алексеев С. П. «Сила», «Московское небо», «Красная площадь», «Ранен в бою солдат», «Ни шагу назад», «Память», «Хатынь» и др.
- Экскурсия в Выставочный зал ГБУК НАО «Дворец культуры «Арктика» на выставку «Женское лицо Победы».
- Презентация о своих дедах «Наши деды шли к Победе».
- Викторина «Эхо войны и память сердца» о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. 15.04.2020 -21.04.2020
Очкина З. А., Доставалова А. П., МедведеваО. В.
Очкина З. А.
Доставалова А. П., Медведева О. В.
Очкина З. А., Доставалова А. П., МедведеваО. В.
3 этап: заключи-тельный (рефлексивно-оценочный) - Подведение итогов «Что мы узнали о войне?».
- Оформление паспорта проекта, стенгазеты 22.04.2020 -24.04.2020
Очкина З. А., Доставалова А. П., Медведева О. В.
Результат работы над проектом :по причине введения режима карантина удалось провести мероприятия не в полном объёме, но разработка не потеряла практической значимости, материал можно использовать в следующем учебном году.
Ожидаемые результаты:
• Дети: - актуализируют и пополнят свои знания, тематический словарный запас;
- появится интерес к теме Великой Отечественной войны;
- сохранят память о своих предках-героях, участвовавших в Войне;
- познакомятся с новыми художественными произведениями;
- приобретут навыки поисково-исследовательской деятельности.
• Педагоги: повысят свой профессиональный уровень, реализуя проект, получат удовольствие от общения со всеми участниками.
• Родители: будут заинтересованными участниками проекта и идейными вдохновителями.
Используемая литература, источники:
1. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М. : ВАКО, 2006.
2. Классные часы. 1 класс / сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Совместные воспитательные проекты : родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты / авт. -сост. М. К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Интернет-ресурсы:
https://ext.spb.ru/index.php/skype/1932-2012-12-02-20-15-03.html
https://muzofon.com/search/Голос%20Левитана
https://www.muznarod.net/song/13297 - «Офицеры»
https://zvukoff.ru/song/1571569 - «Священная война»
https://cwer.ws/node/2319/ - «День Победы»
Приложение 1
Беседа о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Учитель: 22 июня 1941 года на нашу страну напали враги – немецкие захватчики. Огромная, хорошо вооружённая фашистская армия покорила многие государства Европы и теперь стремилась поставить на колени нашу великую Родину. Фашисты думали, что они могут захватить мировое господство. Началась Великая Отечественная война. На борьбу с фашистами поднялся весь народ.
Враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая как можно скорее захватить столицу – сердце нашей страны. Воины Красной армии и все жители Москвы проявили величайшее мужество и отбросили врага далеко от столицы. Немецкие войска наступали и на другие города. На севере нашей страны больше 40 месяцев сдерживал натиск врага город Мурманск. На юге у Чёрного моря били фашистов отважные моряки города Новороссийска. Самое большое сражение Великой Отечественной войны произошло у города Сталинграда (ныне это город Волгоград). Сталинградская битва продолжалась двести дней и ночей. Наши войска полностью разгромили фашистов.
Но многие города и деревни всё же были захвачены, но их жители не сдавались и оказывали мощное сопротивление захватчикам. Люди уходил в леса и создавали там партизанские отряды для борьбы с врагами. Не только взрослые, но и дети сражались с фашистами. Ребята были разведчиками, связными в партизанских отрядах. Люди не жалели своих сил, чтобы победить ненавистных врагов.
Для победы над сильным врагом требовалось хорошее вооружение. Дни и ночи, без выходных трудились рабочие на заводах и фабриках, чтобы обеспечить нашу армию всем необходимым.
Город Санкт-Петербург в годы войны (тогда он назывался Ленинградом) перенёс тяжелейшее испытание – вражескую блокаду. Фашисты окружили город плотным кольцом. Они сбрасывали на город бомбы, обстреливали из дальнобойных орудий. Жителям города нечего было есть, было мало воды. Только зимой по льду Ладожского озера проходила дорога жизни, по которой в Ленинград везли продукты. Но этих продуктов было очень мало. Но ленинградцы не сдавались. Они выстояли и не пустили врагов в свой город. Дети блокадного Ленинграда сейчас пожилые ветераны. Они никогда не забудут тех страшных дней и тот кусочек хлеба размером со спичечный коробок и кружку кипятка – это было их питание на целый день.
Наша армия с помощью всего народа победила врагов и прогнала их с нашей русской земли. Великая Отечественная война закончилась в мае 1945 года, она продолжалась долгих 1418 дней и ночей.
- А как вы думаете, нам достаточно знаний о Великой Отечественной войне? (Недостаточно).
- Как вы это поняли? (Мы не можем объяснить некоторые понятия, термины; плохо запоминаем даты и пр.).
- Предлагаю всем поучаствовать в проекте, посвященного 75-летию Победы. Как мы можем назвать наш проект? («Что мы знаем о войне?»).
- Что будет целью реализации нашего проекта (самым главным? (Получить знания о войне, о ветеранах и о подиге Родины).
- Предлагайте, какие мероприятия можно включит в наш проект? ( Можно включить мероприятия: чтение книг, экскурсию, классный час и т. д.)
(Учитель раздает задания детям для подготовки дома).
Приложение 2
Викторина для школьников
«Эхо войны и память сердца»
Цель – познакомить обучающихся с ОВЗ с историческим прошлым нашей страны, уточнить имеющиеся у них знания.
Задачи:
1. Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, еезащитниках и подвигах.
2. Воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Оборудование и материал: ПК-оборудование, проектор, интерактивная доска, презентация с фотоматериалами, аудио треки.
Ход мероприятия:
1. Вводная часть:
Педагог 1:
Здравствуйте, участники сегодняшнего мероприятия. Наша викторина, посвящена событиям Великой Отечественной войны. Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. 75 лет назад закончилась ВОВ, время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.
Педагог 2:
На фронт ушло огромное количество мужского трудоспособного населения страны. За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.
Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.
2. Основная часть:
ЗАДАНИЕ 1: «Памятные даты»
1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны? (22 июня 1941 года)
2. Сколько лет сражались советские войска против фашизма? (4 года)
3. Дата окончания Великой отечественной войны (9 мая 1945)
4. Какое государство вторглось в пределы нашей Родины в 1941 г.? (Германия)
ЗАДАНИЕ 2: «Оружие Победы»
1. Какой отечественный танк был призван лучшим в годы ВОВ? (Т-34)
2. Основным вооружением танка является? (танковая пушка)
3. На какую военную технику, собрали деньги, жители нашего города, в годы Великой Отечественной войны. (на постройку самолета-истребителя «Як-7Б»)
Дополнение педагога: Памятник трудовому подвигу жителей НАО в годы Отечественной войны «Самолет капитана Тарасова» — был установлен в центре города Нарьян-Мар.
4. Команда «Воздух!» времён Великой Отечественной войны означала именно это. Что? (Тревога, появился вражеский самолёт)
5. Каким женским именем ласково называли ракетную установку в Великую Отечественную войну? (Катюша)
6. Злодейка буйная и злая,
Зовется попросту – ручная.
Но только вот не виновата
В том, что взрывается… (Граната)
7. Дальнозоркого мне дали,
С ним могу я видеть дали. (Бинокль)
ЗАДАНИЕ 3: «Города герои»
1. Какой город во время Великой Отечественной Войны находился в блокаде 900 дней? (Ленинград)
2. По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? (Ладожское озеро)
3. Найдите и отметьте на карте города-герои (Москва, Ленинград (Санкт-Петербург, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград, Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск)
4. Какому городу присвоено почетное звание «Крепость-герой»? (Бресту)
ЗАДАНИЕ 4: «Мы помним»
1. Назовите памятник в Нарьян-Маре в честь павших в годы Великой Отечественной войны жителей Ненецкого округа. Находится на улице Победы, рядом со зданием главпочтамта. (Обелиск Победы)
2. Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны)
3. Как называется праздничный проход всех групп и родов войск по Красной площади? (Парад)
4. Какую годовщину окончания войны мы будем праздновать в 2020 году? (75-ю)
5. Как называется праздничный фейерверк в честь Дня Победы? (Салют)
6. Первый в России памятник оленно-транспортным батальонам был установлен 23 февраля 2012 года в городе… (Нарьян-Маре)
Дополнение педагога: Памятник представляет собой композицию из ненца, северного оленя и тундровой лайки в диске солнца.
ЗАДАНИЕ 5: «Награды»
1. Чем награждали в Великую Отечественную войну за проявленные в бою мужество и героизм солдат? (Орденами и медалями)
2. Ленточка, которая считается символом победы над фашизмом? (Георгиевская ленточка)
3. Что означают цвета георгиевской ленточки (дым и пламя)
4. Назовите медаль, которую вручали одновременно с присвоением звания «Герой Советского Союза (Медаль «Золотая звезда»)
5. Как называется медаль, которой награждали и награждают в настоящее время за личное мужество и отвагу которую фронтовики ценили не меньше, чем ордена (Медаль «За отвагу»)
3. Итоговая часть:
Уважаемые гости и ребята, прошу всех встать и почтить память павших минутой молчания «Минута молчания».
Наша викторина подошла к концу. Мы от всей души поздравляем всех с праздником. С Днем Великой Победы!
Приложение 3
Список произведений художественной литературы по теме для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) 5-6 классов:
1. АлексеевС. П. Сто рассказов о войне.
2. Воронкова Л. Ф. Девочка из города.
3. Митяев А. В. Письмо с фронта. Рассказы о Великой Отечественной войне.
4. Фонякова Э. Е. Хлеб той зимы.
5. Катаев В. П. Сын полка.
6. Верейская Е. Н. Три девочки. История одной квартиры.
7. Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке.
8. Кассиль Л. А. Дорогие мои мальчишки.
9. Кошевая Е. Н. Повесть о сыне.
10. Космодемьянская Л. Т. Повесть о Зое и Шуре.
11. Надеждина Н. А. Партизанка Лара.
12. Барто А. Л. Дневник Наташи Ивановой.