Назарова Татьяна
Проект «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
Актуальность проекта.
С чего начинается Родина?
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, городу, республике, стране в которой он живет.
Публикация «Проект „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине : стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Семья — она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?
Оно включает в себя:
- отношение к себе как личности;
- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
- дом, в котором он живёт;
- родную улицу;
- родное село;
- страну в которой он растет.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже и родной город, родной край. А дальше идет представление, что такое малая родина (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.
Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знании о нашем крае и России в целом. О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.
Задачи:
1. Ознакомить детей с символами родного города, государства. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
3. Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
4. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Закрепить с детьми знания о национальном костюме, символике родного села, государства, о русской культуре. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного края и об его истории. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
• Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
• Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей и сотрудников детского сада.
• Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
• Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
• Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
• Научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей :
• Успешное взаимодействие со своими детьми;
• Повышение психолого-педагогических компетенций.
• Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.
Для педагога:
• Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
• Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с и детьми.
Формы работы:
• экскурсии;
• непосредственно образовательная деятельность;
• пополнение развивающей среды,
• выставки детских работ, семейных коллекций
• тематические беседы;
• презентации;
• развлечения, досуги;
Тип проекта : познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта : среднесрочный.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 3 месяца
Реализация проекта по этапам :
Конец сентября : I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Опрос детей: «Какая наша страна - Россия?», «Что я знаю о семье?».
2. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна - Россия»
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4. Составить перспективный план проекта.
С ноября по декабрь: II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми и родителями по перспективному плану.
Конец Мая: III этап – итоговый.
Поделки из природного материала «Животные нашего края».
Создание альбомов: ««Наша малая Родина –Бурятия»;
«Достопримечательности нашего города»»
«Знаменитые люди нашего города»; «Россия наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Бабочки России», «Как я в садике живу».
Фотовыставка «Наши Экскурсии по родному селу».
Оформление альбома: «Тайна имени»
Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве, «Традиции – мой семьи».
Открытое занятие «С чего начинается Родина?».
Консультации для родителей :
«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте
Нашу работу мы разделим на 3 блока:
1 блок: «Детский сад – мой дом второй».
2 блок: «Родной свой край люби и знай! Россия – Родина моя!»
3 блок: «Семья и ближайшее окружение»
Перспективный план работы.
Сроки реализации
Мероприятия педагога с детьми и родителями
примечание
Сентябрь
Опрос детей: «Что такое малая Родина – наше село»; «Какая наша страна - Россия?»; «Что я знаю о своей семье?»; «Детский сад – мой дом второй».
Составить перспективный план проекта
«С чего начинается Родина?».
Октябрь
1 блок: «Детский сад – мой дом второй» Беседы:
«Мой любимый детский сад», «Как мне в садике живётся», «Кто работает в детском саду – профессии».
Целевая экскурсия по детскому саду «Профессии в детском саду»
Просмотр презентации: «Мой любимый детский сад», «Как мы в садике живём».
Сюжетно – ролевые игры:
«Детский сад будущего», «Мы идём в школу», «День рождение у Кати», «Строим новый детский сад».
Пальчиковые игры:
«Детский сад», «Сказки», «Транспорт», «Игрушки».
Дидактические игры:
«Магазин игрушек», «Найди путь к домику зайчика», «Определи на, что похоже», «Найди отличие и сходство».
Настольно – печатные игры:
«Любимые сказки», «Эмоции», «Пазлы», «домино».
Театрализованное представление:
Сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Теремок».
Художественная литература:
Стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»; Рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла», Стихотворения Г. Новицкой «Тишина».
Художественное творчество:
Рисование: «Мой любимый детский сад», «Мой друзья», «Мой игрушки в детском саду», «Кто работает в детском саду – профессии».
Работа с родителями :
Создание альбома: «Как я в садике живу»,
Консультации для родителей :
«Значение русских народных сказок в воспитании детей»,
«Роль родителей в формировании патриотических чувств»,
«Мы растим маленьких – патриотов».
Ноябрь
2 блок «Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!» Беседы с детьми:
«Наша малая Родина – Бурятия», «Наш микрорайон»; «Достопримечательности нашего города»
«Знаменитые люди нашего Края», «История возникновения г. Улан-Удэ», «Москва – столица России», «Русская березка – символ России», «Государственные символы Бурятии, России».
Экскурсии с детьми:
«Улицы нашего города», «Музеи», «Природа нашего края – озеро Байкал», «На полянку к белой Березке», «Организации нашего микрорайона: библиотека, Пожарная часть, магазины, амбулатория, аптека. Достопримечательности нашего района «Памятник ВОВ», «Детская площадка».
Рассматривание иллюстрации:
Альбом «Моя Бурятия», «Природа нашего края» – альбом, «Россия - наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные Бурятии», «Перелётные птицы России».
Просмотр презентации:
«Моя родина Россия», «Символика России», «Москва».
Художественная литература:
«А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?» В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова
«Пожар», «Почта», «А что у вас?» С. Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова, «Ёлка» В. Сутеев; «Две березы» Т. А. Шорыгина; «Прогулка» С. Михалков; «Конек-горбунок» Ершов;
Русские народные сказки «Как аукнется, так и откликнется», «Заяц- хваста», «Царевна – лягушка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Снегурушка и лиса», «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Колосок».
Заучивание стихов:
«Кремлевские звезды» Михалков;
«Лучше нет родного края» П. Воронько;
«Родная земля» Г. Ладоньщиков;
«Родина» В. Семерин;
«Байкал».
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок. Загадки.
Дидактические игры:
«Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?».
Художественное творчество:
Рисование «Улица где я живу»; «Мой дом»; «Река Уда», «Селенга»;
Аппликация «Овощи на зиму»; «Осень», «Флаг России», «Кукла в национальном костюме», по сказкам А. С. Пушкина
Художественный труд «Животные нашего края»
Настольная игра: «Флаг России».
Подвижные игры:
«Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди».
Работа с родителями :
Поделки из природного материала «Животные нашего края».
Создание альбомов: ««Наша малая Родина»;
«Достопримечательности нашего города»»
«Знаменитые люди Бурятии».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.
Фотовыставка «Наши Экскурсии по родному городу».
Ноябрь
3 блок:
«Семья и ближайшее окружение» Беседы:
«Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи».
Рассматривание иллюстрации:
Фотографии «Моя семья».
Художественная литература:
Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди», «Хаврошечка».
«Синяя чашка» М. Матвеева,
«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак,
«Цветик - семицветик» В. Катаев
«Косточка» К. Ушинский
«Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки.
Дидактические игры:
«Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает».
Настольные игры:
«Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья, сюжет – День рождения у Даши», «Больница – на приеме у стоматолога», «Магазин – покупки для пикника», «Строители – строим гараж для Мишиной машины», «Парикмахерская – сюжет стрижка только началась», «Детский сад – прием детей», «Дочки – матери сюжет – на прогулку в парк».
Пальчиковая гимнастика:
«Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете».
Артикуляционная гимнастика:
«Блинчики», «Вкусное варенье».
Художественное творчество:
Рисование: «Моя семья», «Мои друзья».
Аппликация: «Платочек для бабушки к празднику», «Открытка для мамы и бабушки – к Дню матери».
Лепка: (соленое тесто) «Божья коровка – оберег для всей семьи».
Работа с родителями :
Оформление альбома: «Моя семья», «Тайна имени».
Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве «Я – моя семья».
Открытое занятие «С чего начинается Родина?».
Консультации для родителей :
«Что такое генеалогическое древо?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».
Фотовыставка: «Я и моя семья».
Литература:
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. По программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Развернутое перспективное планирование подготовительной группы»
5. О. Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»
6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
7. По программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Комплексные занятия подготовительная группа»
8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.
9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение».