Семенова Марина
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русский народ :
история, культура,традиции и обычаи»
для детей старшей группы
Выполнила: Учитель - логопед
МБОУ Инзенская НШ г. Инза
Семенова Марина Владимировна
2020 год
Ведущая педагогическая идея:
«Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»
Р. К. Ушинский.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности :
-обучающий,
-информационный,
-творческий,
-исследовательский,
- игровой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Время реализации проекта : февраль 2020 года
Участники проекта : дети старшей группы МБОУ Инзенская НШ г. Инза, воспитатели группы.
Цель проекта :
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Уточнить представления детей по теме, активизировать словарный запас.
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание.
- Воспитывать эстетический вкус, интерес и бережное отношение к традициям своего народа.
-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников).
- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;
- Формировать представления о русском народе в целом;
Развивающие:
- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
-Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.
1. Содержание проекта.
Актуальность проекта :
Мы с воспитателями не зря взяли эту тему, ведь сегодня наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа. Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
Наши дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.
Вот почему важно именно сейчас в дошкольном возрасте ребенка включать вопросы духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Ведь это кладезь старины. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. С фольклорными произведениями мы и будем знакомить детей.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру.
2. Проблема:
Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа.
Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 5-6 лет о русских : истории, традиции, праздники и обычаии. Сформировать такие понятия как: «рождественские колядки», «пряники «козюли», «оберег», «тряпичная кукла – крупеничка», «пасха», «кокошник» и т. д.
3. Принципы обучения.
-принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
-принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности;
-принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
-принцип естественной ориентира на человеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, эмоционально открытого)
4. Гипотеза проекта :
Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа, при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.
5. Основные методы, приемы.
Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.
Методы и приемы:
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)
словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
Метод трех вопросов:
Что знаем?
Русский народ.
Что хотим узнать?
Историю, культуру русского народа.
Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.
Где и как найдем ответы на вопросы?
Будем спрашивать у взрослых.
Будем рассматривать фотографии, читать литературу.
Подготовительный этап.
Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.
Информирование родителей о теме данного проекта.
Практический этап
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
Перспективное планирование проектной деятельности :
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
Взаимодействие с воспитателями, другими специалистами ДОУ
Через зрительный канал восприятия.
Просмотр электронной презентации:
«Как зарождалась Русь»,
«История русского платка»,
«Городецкая роспись,
«Дымковская игрушка»;
Просмотр видеоматериал о русских традициях для детей.
Просмотр воспитателями с детьми мультфильмов (на выбор) :
"Снегурочка" (1952г.) сказка.
"Ивашка и Баба-Яга". СССР: Союзмультфильм (1938).
"Дудочка и кувшинчик" Союзмультфильм,
"Молодильные яблоки" Союзмультфильм.
«Три мешка храбрости» Союзмультфильм.
Через чтение художественной литературы.
Фольклор (устное народное творчество)
Чтение с детьми произведений о русских :
знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
чтение русских народных сказок : «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,
чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».
чтение коренные народы Ленинградской области О. И. Конькова, Санкт-Петербург 2014год.
Беседы и рассказы о русском народе.
Чтение воспитателей с детьми произведений (на выбор)
Б. Житков «Что я видел».
С Маршак «Мяч»
А. Барто «Веревочка», «Игрушки».
В. Катаев «Цветик – семицветик»
Е. Серова «Нехорошая история».
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Ю. Круторогов «дождь из семян».
Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
М. Глинская «Хлеб»
Наша Родина Россия. Москва – столица России.
А. Прокофьев «Родина».
З. Александрова «Родина».
М. Ю. Лермонтов «Родина»
С. Баруздин «За Родину».
Учим с детьми стихи о Родине русского народа.
Рассматривание русской народной игрушки (матрешка, неваляшка, чебурашка).
Детское декоративно-прикладное искусство.
Аппликация
«Матрешка»,
«Петрушка на елке»,
Лепка «Дымковские игрушки» (на выбор с воспитателем)
Наша художественная мастерская
Рисование на темы:
«Городецкая роспись разделочной доски»;
«Роспись Гжельской посуды, мебели»;
«Роспись дымковских игрушек».
Совместная работа с детьми по художественному искусству «Русский народный костюм» (рисунки, раскраски).
Народные подвижные физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, игры, сказки.
Физкультминутки :
«За землю русскую»,
«Каштаны»
«Я, младешенька, Буренушку пасу»
Подвижные игры:
«Сиди, сиди Яша»,
«Шатер»,
«Гуси - лебеди»,
«Горелки»,
«Пятнашки»
Игры-драматизации по русским народным сказкам
«Теремок»,
«Колобок».
Дыхательная гимнастика
«После дождя»,
«Птенчик».
Пальчиковая гимнастика.
«Вышел дождик на прогулку»,
«Корзина с овощами»,
«Аленка-маленка»,
«У Матрешиной сестрицы»,
«Жил да был один налим».
Русская игротека Народные игрушки.
Дидактические игры:
«Чей костюм»,
«Укрась кокошник»,
«Составь узор»,
«Угадай роспись».
Деревянные игрушки:
Матрешки,
Лошадка-качалка
Совместно с музыкальным работником прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров :
Былины,
Хороводные,
Плясовые,
Частушки,
Игровые,
Песни о природе и родном крае.
Совместный поход и рассматривание предметов старины в музее «Русской старины»
Вспомнить стихи и песни, потешки, русские народные игры, а также
-декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы, мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т. д.).
-литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме.
-деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка)
Итоговое мероприятие проекта : логопедическое занятие по лексической теме НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ «Путешествие в деревню»
Презентация «Как зарождалась Русь»
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.
- Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.
- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.
- Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.
Список литературы:
Под редакцией Т. С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст] : методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст] : нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О. И. Конькова, Л. С. Лавреньтьева, Л. А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочно иформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
«Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
«Природа России» Москва РОСМЭН 2016,
Из «Сказаний русского народа», собранных И. П. Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.