МААМ-картинки

Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»

Семенова Марина
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Русский народ :

история, культура,традиции и обычаи»

для детей старшей группы

Выполнила: Учитель - логопед

МБОУ Инзенская НШ г. Инза

Семенова Марина Владимировна

2020 год

Ведущая педагогическая идея:

«Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»

Р. К. Ушинский.

Публикация «Проект „Русский народ: история, культура, традиции и обычаи“» размещена в разделах

Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности :

-обучающий,

-информационный,

-творческий,

-исследовательский,

- игровой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Время реализации проекта : февраль 2020 года

Участники проекта : дети старшей группы МБОУ Инзенская НШ г. Инза, воспитатели группы.

Цель проекта :

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи проекта :

Образовательные:

- Уточнить представления детей по теме, активизировать словарный запас.

- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание.

- Воспитывать эстетический вкус, интерес и бережное отношение к традициям своего народа.

-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников).

- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;

- Формировать представления о русском народе в целом;

Развивающие:

- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

-Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.

1. Содержание проекта.

Актуальность проекта :

Мы с воспитателями не зря взяли эту тему, ведь сегодня наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа. Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.

Наши дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.

Вот почему важно именно сейчас в дошкольном возрасте ребенка включать вопросы духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Ведь это кладезь старины. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. С фольклорными произведениями мы и будем знакомить детей.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру.

2. Проблема:

Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа.

Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 5-6 лет о русских : истории, традиции, праздники и обычаии. Сформировать такие понятия как: «рождественские колядки», «пряники «козюли», «оберег», «тряпичная кукла – крупеничка», «пасха», «кокошник» и т. д.

3. Принципы обучения.

-принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;

-принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности;

-принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

-принцип естественной ориентира на человеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, эмоционально открытого)

4. Гипотеза проекта :

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа, при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.

5. Основные методы, приемы.

Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.

Методы и приемы:

Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)

словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)

практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)

сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).

Метод трех вопросов:

Что знаем?

Русский народ.

Что хотим узнать?

Историю, культуру русского народа.

Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.

Где и как найдем ответы на вопросы?

Будем спрашивать у взрослых.

Будем рассматривать фотографии, читать литературу.

Подготовительный этап.

Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.

Информирование родителей о теме данного проекта.

Практический этап

Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:

Перспективное планирование проектной деятельности :

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с воспитателями, другими специалистами ДОУ

Через зрительный канал восприятия.

Просмотр электронной презентации:

«Как зарождалась Русь»,

«История русского платка»,

«Городецкая роспись,

«Дымковская игрушка»;

Просмотр видеоматериал о русских традициях для детей.

Просмотр воспитателями с детьми мультфильмов (на выбор) :

"Снегурочка" (1952г.) сказка.

"Ивашка и Баба-Яга". СССР: Союзмультфильм (1938).

"Дудочка и кувшинчик" Союзмультфильм,

"Молодильные яблоки" Союзмультфильм.

«Три мешка храбрости» Союзмультфильм.

Через чтение художественной литературы.

Фольклор (устное народное творчество)

Чтение с детьми произведений о русских :

знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

чтение русских народных сказок : «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,

чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».

чтение коренные народы Ленинградской области О. И. Конькова, Санкт-Петербург 2014год.

Беседы и рассказы о русском народе.

Чтение воспитателей с детьми произведений (на выбор)

Б. Житков «Что я видел».

С Маршак «Мяч»

А. Барто «Веревочка», «Игрушки».

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Е. Серова «Нехорошая история».

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Ю. Круторогов «дождь из семян».

Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

М. Глинская «Хлеб»

Наша Родина Россия. Москва – столица России.

А. Прокофьев «Родина».

З. Александрова «Родина».

М. Ю. Лермонтов «Родина»

С. Баруздин «За Родину».

Учим с детьми стихи о Родине русского народа.

Рассматривание русской народной игрушки (матрешка, неваляшка, чебурашка).

Детское декоративно-прикладное искусство.

Аппликация

«Матрешка»,

«Петрушка на елке»,

Лепка «Дымковские игрушки» (на выбор с воспитателем)

Наша художественная мастерская

Рисование на темы:

«Городецкая роспись разделочной доски»;

«Роспись Гжельской посуды, мебели»;

«Роспись дымковских игрушек».

Совместная работа с детьми по художественному искусству «Русский народный костюм» (рисунки, раскраски).

Народные подвижные физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, игры, сказки.

Физкультминутки :

«За землю русскую»,

«Каштаны»

«Я, младешенька, Буренушку пасу»

Подвижные игры:

«Сиди, сиди Яша»,

«Шатер»,

«Гуси - лебеди»,

«Горелки»,

«Пятнашки»

Игры-драматизации по русским народным сказкам

«Теремок»,

«Колобок».

Дыхательная гимнастика

«После дождя»,

«Птенчик».

Пальчиковая гимнастика.

«Вышел дождик на прогулку»,

«Корзина с овощами»,

«Аленка-маленка»,

«У Матрешиной сестрицы»,

«Жил да был один налим».

Русская игротека Народные игрушки.

Дидактические игры:

«Чей костюм»,

«Укрась кокошник»,

«Составь узор»,

«Угадай роспись».

Деревянные игрушки:

Матрешки,

Лошадка-качалка

Совместно с музыкальным работником прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров :

Былины,

Хороводные,

Плясовые,

Частушки,

Игровые,

Песни о природе и родном крае.

Совместный поход и рассматривание предметов старины в музее «Русской старины»

Вспомнить стихи и песни, потешки, русские народные игры, а также

-декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы, мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т. д.).

-литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме.

-деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка)

Итоговое мероприятие проекта : логопедическое занятие по лексической теме НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ «Путешествие в деревню»

Презентация «Как зарождалась Русь»

Предполагаемые итоги реализации проекта.

- Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.

- Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.

- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.

- Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.

Список литературы:

Под редакцией Т. С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст] : методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.

Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст] : нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.

Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О. И. Конькова, Л. С. Лавреньтьева, Л. А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочно иформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.

«Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,

«Природа России» Москва РОСМЭН 2016,

Из «Сказаний русского народа», собранных И. П. Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.

Публикации по теме:

«Расступись, честной народ, русский праздник к нам идет!» Фотоотчет о пасхальном развлечении«Расступись, честной народ, русский праздник к нам идет!» Фотоотчет о пасхальном развлечении Целую неделю апреля длилась Пасха. Праздник, который символизирует победу добра над злом, света над тьмой. Ребята уже хорошо знакомы с.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Консультация  «Рождественские обычаи и традиции в России» Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традицииНародный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность.

Праздник «Крещение». Традиции, обычаи, приметыПраздник «Крещение». Традиции, обычаи, приметы Крещение – является одним из главных христианских праздников. Он начинается вечером 18 января, в это время все православные отмечают Крещенский.

Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традицииПраздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»
Опубликовано: 14 марта 2021 в 21:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»» (включая файлы) размещена пользователем Семенова Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД