Приложение МААМ

Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»

Семенова Марина
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Русский народ :

история, культура,традиции и обычаи»

для детей старшей группы

Выполнила: Учитель - логопед

МБОУ Инзенская НШ г. Инза

Семенова Марина Владимировна

2020 год

Ведущая педагогическая идея:

«Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»

Р. К. Ушинский.

Темочки:

Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности :

-обучающий,

-информационный,

-творческий,

-исследовательский,

- игровой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Время реализации проекта : февраль 2020 года

Участники проекта : дети старшей группы МБОУ Инзенская НШ г. Инза, воспитатели группы.

Цель проекта :

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи проекта :

Образовательные:

- Уточнить представления детей по теме, активизировать словарный запас.

- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание.

- Воспитывать эстетический вкус, интерес и бережное отношение к традициям своего народа.

-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников).

- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;

- Формировать представления о русском народе в целом;

Развивающие:

- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

-Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.

1. Содержание проекта.

Актуальность проекта :

Мы с воспитателями не зря взяли эту тему, ведь сегодня наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа. Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.

Наши дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.

Вот почему важно именно сейчас в дошкольном возрасте ребенка включать вопросы духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Ведь это кладезь старины. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. С фольклорными произведениями мы и будем знакомить детей.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру.

2. Проблема:

Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа.

Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 5-6 лет о русских : истории, традиции, праздники и обычаии. Сформировать такие понятия как: «рождественские колядки», «пряники «козюли», «оберег», «тряпичная кукла – крупеничка», «пасха», «кокошник» и т. д.

3. Принципы обучения.

-принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;

-принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности;

-принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

-принцип естественной ориентира на человеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, эмоционально открытого)

4. Гипотеза проекта :

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа, при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.

5. Основные методы, приемы.

Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.

Методы и приемы:

Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)

словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)

практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)

сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).

Метод трех вопросов:

Что знаем?

Русский народ.

Что хотим узнать?

Историю, культуру русского народа.

Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.

Где и как найдем ответы на вопросы?

Будем спрашивать у взрослых.

Будем рассматривать фотографии, читать литературу.

Подготовительный этап.

Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.

Информирование родителей о теме данного проекта.

Практический этап

Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:

Перспективное планирование проектной деятельности :

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с воспитателями, другими специалистами ДОУ

Через зрительный канал восприятия.

Просмотр электронной презентации:

«Как зарождалась Русь»,

«История русского платка»,

«Городецкая роспись,

«Дымковская игрушка»;

Просмотр видеоматериал о русских традициях для детей.

Просмотр воспитателями с детьми мультфильмов (на выбор) :

"Снегурочка" (1952г.) сказка.

"Ивашка и Баба-Яга". СССР: Союзмультфильм (1938).

"Дудочка и кувшинчик" Союзмультфильм,

"Молодильные яблоки" Союзмультфильм.

«Три мешка храбрости» Союзмультфильм.

Через чтение художественной литературы.

Фольклор (устное народное творчество)

Чтение с детьми произведений о русских :

знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

чтение русских народных сказок : «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,

чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».

чтение коренные народы Ленинградской области О. И. Конькова, Санкт-Петербург 2014год.

Беседы и рассказы о русском народе.

Чтение воспитателей с детьми произведений (на выбор)

Б. Житков «Что я видел».

С Маршак «Мяч»

А. Барто «Веревочка», «Игрушки».

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Е. Серова «Нехорошая история».

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Ю. Круторогов «дождь из семян».

Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

М. Глинская «Хлеб»

Наша Родина Россия. Москва – столица России.

А. Прокофьев «Родина».

З. Александрова «Родина».

М. Ю. Лермонтов «Родина»

С. Баруздин «За Родину».

Учим с детьми стихи о Родине русского народа.

Рассматривание русской народной игрушки (матрешка, неваляшка, чебурашка).

Детское декоративно-прикладное искусство.

Аппликация

«Матрешка»,

«Петрушка на елке»,

Лепка «Дымковские игрушки» (на выбор с воспитателем)

Наша художественная мастерская

Рисование на темы:

«Городецкая роспись разделочной доски»;

«Роспись Гжельской посуды, мебели»;

«Роспись дымковских игрушек».

Совместная работа с детьми по художественному искусству «Русский народный костюм» (рисунки, раскраски).

Народные подвижные физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, игры, сказки.

Физкультминутки :

«За землю русскую»,

«Каштаны»

«Я, младешенька, Буренушку пасу»

Подвижные игры:

«Сиди, сиди Яша»,

«Шатер»,

«Гуси - лебеди»,

«Горелки»,

«Пятнашки»

Игры-драматизации по русским народным сказкам

«Теремок»,

«Колобок».

Дыхательная гимнастика

«После дождя»,

«Птенчик».

Пальчиковая гимнастика.

«Вышел дождик на прогулку»,

«Корзина с овощами»,

«Аленка-маленка»,

«У Матрешиной сестрицы»,

«Жил да был один налим».

Русская игротека Народные игрушки.

Дидактические игры:

«Чей костюм»,

«Укрась кокошник»,

«Составь узор»,

«Угадай роспись».

Деревянные игрушки:

Матрешки,

Лошадка-качалка

Совместно с музыкальным работником прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров :

Былины,

Хороводные,

Плясовые,

Частушки,

Игровые,

Песни о природе и родном крае.

Совместный поход и рассматривание предметов старины в музее «Русской старины»

Вспомнить стихи и песни, потешки, русские народные игры, а также

-декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы, мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т. д.).

-литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме.

-деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка)

Итоговое мероприятие проекта : логопедическое занятие по лексической теме НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ «Путешествие в деревню»

Презентация «Как зарождалась Русь»

Предполагаемые итоги реализации проекта.

- Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.

- Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.

- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.

- Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.

Список литературы:

Под редакцией Т. С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст] : методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.

Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст] : нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.

Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О. И. Конькова, Л. С. Лавреньтьева, Л. А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочно иформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.

«Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,

«Природа России» Москва РОСМЭН 2016,

Из «Сказаний русского народа», собранных И. П. Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.

Публикации по теме:

«Расступись, честной народ, русский праздник к нам идет!» Фотоотчет о пасхальном развлечении«Расступись, честной народ, русский праздник к нам идет!» Фотоотчет о пасхальном развлечении Целую неделю апреля длилась Пасха. Праздник, который символизирует победу добра над злом, света над тьмой. Ребята уже хорошо знакомы с.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Консультация  «Рождественские обычаи и традиции в России» Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традицииНародный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность.

Праздник «Крещение». Традиции, обычаи, приметыПраздник «Крещение». Традиции, обычаи, приметы Крещение – является одним из главных христианских праздников. Он начинается вечером 18 января, в это время все православные отмечают Крещенский.

Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традицииПраздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»
Опубликовано: 14 марта 2021 в 21:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»» (включая файлы) размещена пользователем Семенова Марина (УИ 1844533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД