МаринаКрестьянинова
Проект «Русские народные сказки» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Пчёлка»
Выполнила: Воспитатель группы раннего возраста «Капелька»
Крестьянинова Марина Васильевна
г. о. г. Бор, д. Оманово 8
2021 год
Проект : «Русские народные сказки».
По доминирующей деятельности: Образовательно-игровой.
ПО количеству участников: Групповой.
По характеру контактов: Среди детей одной группы.
Публикация «Проект „Русские народные сказки“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Проблема: Почему надо читать детям сказки? Каждый родитель знает, что сказки читать и рассказывать ребенку НАДО. Но не каждый знает, ПОЧЕМУ НАДО.
До сих пор многие родители и педагоги рассматривают ранние этапы жизни ребенка как период преимущественно физиологического созревания Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением.
Рассказывание сказок необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации (Т. Грабенко «Зачем детям читать сказки»).
При разработке проекта стремилась использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста, предполагающего признание само ценности раннего периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала.
Образовательная область: Чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество, физическое развитие.
Основное направление проекта : Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование русской народной сказки.
Актуальность проекта : овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
К сожалению, в настоящее время не все родители видят многогранные возможности этого направления своей деятельности и не в полной мере используют её духовно-нравственный потенциал.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка-это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Поэтому тема проекта «Русские народные сказки» является актуальной.
Цель проекта : Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи проекта :
— формировать у детей знания о русских народных сказках.
— воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
— прививать любовь к книге.
— развивать речь, активизировать словарный запас.
— развивать творчество, фантазию, воображение.
— укреплять взаимоотношения с родителями.
Для педагогов:
• Повышение профессионального уровня педагогов, работающих с детьми раннего возраста, активное участие в театрализации и игровом взаимодействии с детьми по сказкам
• Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую не только совместную театрализовано - игровую деятельность, но и являющую основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
• Разработка планирования работы по проекту по образовательным областям и совместно-культурно-досуговой деятельности с детьми и их родителями на весь учебный год
Для родителей:
• Получение знаний о влиянии сказок на развитие ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.
• Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье (досуги, совместные праздники, выставки совместных работ)
• Привлечь родителей к активному участию в проекте (подготовке к праздникам, изготовление декораций, пошив детских костюмов, включение в народные праздники)
Время выполнения: Ноябрь-апрель.
Возраст детей :2-3 года
Участники проекта : Воспитатели группы раннего возраста «Капелька» Крестьянинова Марина Васильевна, дети группы раннего возраста «Капелька», родители, музыкальный руководитель Бурова Светлана Анатольевна.
Развивающая предметно-пространственная среда:
(Пальчиковая гимнастика)
(Разыгрывание русских народных сказок «Лиса и Волк», «Петушок-золотой гребешок» и «Заюшкина избушка»)
(Инсценирование сказки «Репка» с музыкальным сопровождением)
(Настольные игры)
Оформление выставки книжек-малышек и поделок «Русские народные сказки»
Участие родителей в проектной деятельности (Изготовление поделок, книжек-малышек)
Изготовление лэп-бука «Сказка за сказкой»
Виды кукол и театров по русской народной сказке «Репка»
Виды кукол и театров по русской народным сказке «Теремок»
Виды кукол и театров по русской народной сказке «Колобок»
Виды кукол и театров по русской народной сказке «Курочка ряба»
Список использованных источников:
1. Грабенко Т. М. Зачем детям читать сказки. О курочке Рябе и Рождестве Зверей. -СПб. Речь, 2006
2. День за днем говорим и растем. Пособие по развитию детей раннего возраста, О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница, М., ТЦ «Сфера», 2005
3. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей раннего возраста 2-3 лет, ТЦ «Сфера», 2005
4. Занятия с детьми 2-3 лет (социальное развитие, окружающий мир, М., ТЦ «Сфера», 2010;
5. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие (От рождения до 3-х лет, М., «Сфера», 2012
6. Игровые досуги для детей 2-5 лет, Н. В. Бодраченко, М. : ТЦ «Сфера», 2011
7. Развивающие занятия для родителей и детей (психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей 2-3 года, Изд-во «Речь», СПб; М. : СФЕРА, 2011
8. Стефанова А. В. Организация Воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста (из опыта работы по программе Детство, ООО «Издательство «Детство–Пресс», 2014
9. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. М., Мозаика-Синтез, 2014
10. Шехова О. Г. Сказки, игры и колыбельные для развития малышей. – СПб. Речь; Сфера, 2011
11. https://WWW.M-W-M.RU/ музыка для малышей
12. https://www.solnet.ee - раскраски, игры онлайн, стихи, загадки,.
13. https://1001skazka.com - стихи (в том числе и mp3, сказки, песни.
Этапы осуществления проекта
I Подготовительный (ноябрь)
Пополнение книжного уголка русскими народными сказками; подбор разных видов театра по сказкам.
Планирование образовательной и совместно-досуговой деятельности по проекту.
Разработка мероприятий и форм взаимодействия для родителей.
II Основной (декабрь-апрель)
Рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, сопровождая движениями, неторопливо, нараспев. Формируем умение детей раннего возраста эмоционально и активно воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Способствуем обогащению словаря детей. Воспитываем любовь к русским народным сказкам.
Этапы развития игровой деятельности по сказкам
Показ сказок с разными видами театра.
Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи. Отгадывание загадок о героях сказки, закрепление представление детей о загадках, формируем умение отгадывать описательные загадки.
Слушание аудиозаписи сказок
Совместное рассказывание сказки по опорным словам с показом движений: «Жили-были., и была у них., снесла.». Обсуждение сказки, ответы на вопросы взрослого по сказке.
Обыгрывание сказки с элементами драматизации, активное действие ребенка с героями сказки, выбор вида куклы на выбор ребенка
Настольно-печатные игры «В гостях сказки» : Игры-пазлы «Собери сказку» или «Герой сказки», кубики со сказками, раскраски по сказкам и др.
Изготовление поделки по каждой сказке (лепка, рисование, аппликация)
Планирование работы по проекту по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
Цель: организация взаимодействия с детьми и взрослыми, с целью повышения у детей уверенности в себе.
Формирования позитивного отношения к сверстникам. Выработка умения действовать согласованно. Проведение народных игры «Мы на луг ходили, хоровод водили», «Каравай», «Заинька походи» и др.
Игры с куклой, игры имитации с музыкальными инструментами
Игры на взаимодействие с персонажами кукольных театров, с целью формирования основ и коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами театров. Развитие моторной и эмоциональной регуляции ребенка, слухового и зрительного внимания, ориентирование в пространстве
Игры на идентификацию, игры-ряженья с целью развития у ребенка навыков отождествления, уподобления какому-либо персонажу, понимание эмоционально-характерных особенностей персонажа. Плясать как зайка, ходить как мишка и пр.
Игры драматизации, с целью развития психических процессов, восприятия, эмоционально-волевой сферы. «Солнышко и дождик», «У медведя во бору» и др.
Речевое развитие
Цель: воспитания интерес и любовь к русским народным сказкам.
Беседа «Кто из какой сказки?», называют любимых сказочных героев и сказки
Чтение, прослушивание и просмотр сказок (аудиозаписи и видеозаписи)
Отгадывание загадок про сказки и сказочных героев, с целью развития логического мышления при отгадывании описательных загадок.
Использование разных видов театрализации при рассказе сказок : пальчиковый театр, настольный театр, театр масок, театр игрушки, игрушки прыгунки и другие виды театров.
Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешками о героях сказки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащение словаря детей образными словами и выражениями.
«Ребятам о зверятах», знакомство с книгами о животных, рассматривание внешнего вида, выделение описаний зверей и птиц, их повадок, поведение
Дидактические игры «Отгадай, кого загадили», «Скажи ласково», «Расскажи сказку, кто первый, второй». Развивать интонационную выразительность речи.
Познавательное развитие
Цель: Развитие познавательных психических процессов (внимание, мышление, память)
Рассматривание дидактических картин, графических изображений-иллюст. Е. Чарушина, В. Сутеева
Природный мир «Большие и маленькие» (животные и их детеныши)». «Звери и птицы» : (взрослые и их детеныши) отличия во внешнем виде, поведении, возможностях
Игра «Кто у кого?», называем детенышей животных.
Дидактические игры:
• «Что изменилось?»
• «Чего не стало»
• «Найди по описанию»
• «Волшебный мешочек»
• «Собери сказку»
• Собирание пазлов по сказкам, с изображением героев сказок
Физическое развитие
Цель: Учим детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки Разучивание пальчиковой гимнастики по каждой сказке.
Игры со спортивным оборудованием: мячами, скакалками, обручем.
Подвижные игры «У медведя во бору», «Теремок», «Гуси и волк», «Веселые зайчата»
Хороводные игры: «Заинька попляши.», «По малину в сад пойдем», «Тень-тень»
Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса).
Пальчиковые игры «У оленя дом большой», «Я хочу построить дом», «Мы тихонько кулачком, постучимся в этот дом».
Художественно-эстетическое развитие (музыка, лепка, рисование, аппликация)
Цель: стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Музыкальные игры и песни из серии «По сказкам» Е. Железновой, прослушивание аудиозаписей по сказкам.
ООД по конструированию «Широкая и узкая дорожка», «Домик», «Башенка из кубиков т кирпичиков», «Разноцветные ворота», «Забор». Свободная игра с напольным конструктором.
ООД по лепке «Лесные угощения для зверят» (орешки, грибочки, ягоды, «Калачи», «Колобок», коллективная работа «Стоит в поле теремок», лепка зверюшек с использованием природного материала.
ООД по рисованию «Репка», «Овощи» «Кто гулял в лесу дремучем, оставляя след?», «Колобок», «Зайка», «Мишка», «Снег по дорожке стелется», «Разноцветные дорожки»
ООД по аппликации «Домик для Дружка», «Колобок» (из мятой бумаги, «Гости из леса»
Свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам
Формы работы с родителями
• Консультация для родителей через папки-передвижки
• Консультация «Значение сказок в жизни ребенка»
• Консультация «Как читать ребенку дома».
• Акция: «Подари книгу-сказку»
• Изготовление масок и костюмов для сказки
• Выставка совместных работ «Моя любимая сказка»
Формы работы с педагогами
• Подбор наглядно-дидактических пособий к каждой сказке
• Оформление книжного центра по каждой сказке
• Подбор кукольных персонажей по каждой сказке (несколько видов театра по выбранной сказке).
• Создание леп-бук «Сказка за сказкой”
• Изготовление альбома «Загадки про сказочных героев»
• Презентация викторины «Отгадай героя сказки»
Итоговое мероприятие:
• Музыкальный досуг для детей группы раннего возраста
• «Путешествие в страну сказок»
• Музей сказки
III Заключительный (апрель)
Музыкальный досуг для детей групп раннего возраста : «Путешествие в страну сказок»
Продукт проекта : оформление театрального уголка в группе, оформление разнообразных видов театра (настольный, пальчиковый, театр игрушки, маски, варежкой театр и др.) по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»; музей «Русские народные сказки»; пазлы с изображением героев сказок; Викторина «Отгадай героев сказки»; подборка игр на тему «Русские народные сказки»; организация выставок совместного творчества по сказкам.
Название и форма итогового мероприятия (события, праздника и др.) :
• Музыкальный досуг «Путешествие в страну сказок»
Организация совместно-досуговой деятельности
• Проведение праздников для детей и родителей с активным участие педагогов в инсценировках, театрализованных действиях.
• Подключение родителей к совместному времяпровождению досуга.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
• Адаптация детей к детскому саду, проявление у детей интереса к играм, драматизациям
• Знание и умение самостоятельно рассказывать сказки «Репка», «Теремок», «Колобок».
• Формирование основ коммуникативных навыков, развитие моторной и эмоциональной регуляции поведения ребенка.
Для педагогов:
• Составлены психолого-педагогические рекомендации по работе со сказками, подобраны игровые задания и составлена картотека игр.
• Повышена компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
• Разработано тематическое планирование совместно-культурно-досуговой деятельности на весь учебный год.
• Оформлен театральный уголок, где представлены разные виды кукол и театров по сказкам; предметно-развивающая среда по сказкам.
Для родителей:
• Получение опыта воспитания при помощи сказок, вопросы для размышления.
• Организации семейных праздников и развлечений, выставок.
• Изменения в отношениях с детьми и по отношению к воспитанию ребенка в ДОУ.
Итак, если обобщить все вышесказанное, хочется сказать,
Много сказок есть на свете,
Любят их и взрослые и дети.
Много сказок можем мы назвать,
Надо чаще сказки вспоминать.
И тогда воцарится мир на земле,
Будет лучше и мне и тебе.
Будут счастливы малыши,
Что тропинку к их сердечку нашли.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Планирование совместно-культурно-досуговой деятельности
Участники Виды и формы работ
Задачи Сроки
Адаптация детей к детскому саду, проведение игровых занятий и досугов
Дети Досуг «В гости к хозяюшке» Предупреждение дезадаптации. Проведение игровых занятий и досугов; соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития, и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе Октябрь
Досуг «День рождения детского сада» Ноябрь
Игровой досуг «День ребенка» Ноябрь
Праздник Масленица Февраль
Досуг «В гостях у сказки» Апрель
Инсценировка сказки детьми Май
Организации семейных праздников и развлечений, выставок
Родители «День семейного досуга» Активизация включенности родителей в работу детского сада. Взаимоотношений работников ДО и родителей. Установление партнерских отношений с семьями. Развитие творческого взаимодействия между детьми и родителями. Октябрь
«День матери» Ноябрь
«Рождественские посиделки» Декабрь/
Январь
«Масленица» Февраль
«Папин день» Февраль
«Пасхальная седмица» Март/
Апрель
«Творческие мастерские: мамы мастерицы» Март
«День победы» Май
«День семьи» Май
Примерный список литературы, которую нужно читать детям в раннем возрасте :
Русский фольклор
Русские народные песенки, потешки, заклички.
«Ладушки, ладушки.»,
«Пе- ту шок, петушок.»,
«Большие ноги.»,
«Водичка, водичка.»,
«Баю-бай, баю-бай.»,
«Киска, киска, киска, брысь.»,
«Как у нашего кота.»,
«Пошел кот под мосток.».
«Наши уточки с утра…»;
«Пошел котик на Торжок…»;
«Заяц Егорка…»;
«Наша Маша маленька.»;
«Чики, чики, кички.»,
«Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;
«Из-за леса, из-за гор.»;
«Бежала лесочком лиса с кузовочком.»;
«Огуречик, огуречик.»;
«Солнышко, ведрышко.».
Русские народные сказки.
«Курочка Ряба»,
«Колобок»,
«Репка» (обр. К. Ушинского,
«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;
«Теремок», обр. М. Булатова;
«Маша и медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского;
«Ой ты заюшка-пострел.», «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой;
«Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;
«Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;
«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
З. Александрова. «Прятки»;
А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);
В. Берестов. «Курица с цыплятами»;
В. Жуковский. «Птичка»;
Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;
С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);
И. Токмакова. «Баиньки».
А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки», «Кто как кричит»;
В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»;
Г. Лагздынь. «Петушок»;
С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
Э. Мош- ковская. «Приказ» (в сокр.);
Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»;
Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;
А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»);
М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
А. Барто, П. Барто. «Девочка- ревушка»;
А. Введенский. «Мышка»;
А. Плещеев. «Сельская песня»;
Г. Сапгир. «Кошка»;
К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Проза.
Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);
Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;
В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;
Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);
К. Чуковский. «Цыпленок».
Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»;
Л. Толстой. «Три медведя»;
В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»;
В. Бианки. «Лис и мышонок»;
Г. Балл. «Желтячок»;
Н. Павлова. «Земляничка».
Произведения поэтов и писателей разных стран
С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой;
П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;
Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.
Анкета для родителей по теме:
«Русские народные сказки в жизни вашего ребенка»
Уважаемые родители!
Наша группа проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.
1. Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека?___
-да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
2. Какие книги Вы читаете детям дома?___
- русские народные сказки;
- сказки народов мира;
- о природе;
- научно – познавательные;
3. Как Вы отбираете сказки для чтения детям, чем руководствуетесь при их покупке?___
а) смотрю содержание;
б) учитываю возраст;
в) отбираю по иллюстрациям;
г) покупаю случайно;
д) если дома нет такой сказки, то беру (нужное подчеркнуть)
4. Знаете ли Вы правильный алгоритм работы со сказкой?___
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
5. Как Вы читаете сказки ребенку?___
а) по просьбе ребенка;
б) по своей инициативе;
в) ребенок читает самостоятельно как умеет (нужное подчеркнуть)
6. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанной сказки с ребенком?___
Цель обсуждения: а) предлагаю просто пересказать;
б) спрашиваю, что ребенок нового узнал из сказки;
в) обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)
7. Как Вы считаете, оказывает ли влияние сказка на поведение, отношение детей к окружающим людям (природе?___
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
8. Что больше любит Ваш ребенок?___
- слушать сказку;
- смотреть сказку на экране (нужное подчеркнуть)
9. Выражает ли Ваш ребенок эмоциями или словами переживания при чтении какой - либо сказки?___
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
10. Как Вы думаете, Ваш ребенок умеет устанавливать связь между идеей сказки и своим жизненным опытом?___
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!