Инна Никишина
Проект «Русская матрешка» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Русская матрешка»
для детей младшей группы
Воспитатели: Романова Н. Б.
Никишина И. В.
Воскресенск 2022 г.
Проект для детей младшей группы
«Русская матрешка»
«Мы уверены в том, что народная игрушка является
при тщательном её изучении, неисчерпаемым
источником мудрой и творческой педагогики»
Е. Флерина
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Русская матрешка“ в младшей группе» размещена в разделах
Живя в современном мире, мы часто не задумываемся о своем происхождении, корнях, об истории своей родины. Прикладное народное творчество - это наши корни, и жизнь без них противоестественна. А ведь без любви, без интереса
к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни.
В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Мир игрушки очень многообразен, так как здесь рядом живут сказка и реальность, древняя традиция и современность. Каждый народ создавал свои игрушки, в них отражались обычаи, нравы, народное творчество.
Сегодня незаслуженно забыты народные игрушки, и традиционная русская кукла не привлекает внимания детей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты, поэтому они чаще играют с куклами Барби, Бэтмэнами, персонажами современных мультфильмов.
Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира русской матрешкой - это одна из частей формирования патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.
Мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире,
а наоборот - стала еще популярнее. Она продолжает жить, изменяться и развиваться вместе с Россией, символом и душой которой она стала. Созданные мастерами изделия дороги нам сегодня как носители духовных ценностей, которые переходят из поколения в поколение.
Матрешка - эта русская красавица, покорившая сердца любителей народной игрушки во всём мире. Это всеми известный и любимый российский сувенир, а также она является символом и хранительницей русской культуры. Эта игрушка имеет богатую историю, прочные традиции росписи.
Главный секрет русской красавицы в том, что таится внутри. Во время игры дети начинают сравнивать и понимать, какая фигурка больше - меньше, выше - ниже, и вот в конце появляется самая маленькая куколка.
Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения - это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
В своем проекте нам бы хотелось помочь маленьким жителям нашей страны разгадать главный секрет, рассказать историю происхождения матрешки. Также в ходе проделанной работы, дети смогут узнать о традициях русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - Матрешку, т. к. она несет в себе любовь и дружбу.
Проблема: недостаток знаний детей об истории происхождения русской игрушки - Матрешки, ее видах и особенностях росписи.
Вид проекта : познавательно - творческий, игровой
Продолжительность: краткосрочный - 2 недели
Участники проекта : дети 3 - 4 лет, воспитатели, родители.
Цель проекта :
формировать интерес детей к истории России, народному творчеству на примере русской матрёшки.
Задачи проекта :
- познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
- познакомить с историей появления русской матрешки;
- учить узнавать и различать разные виды матрешек и особенности их росписи:
Семеновская, Загорская, Полхов - Майданская, Вятская;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- создать собственный узор для росписи матрешки.
Участие родителей в реализации проекта :
- познакомить родителей с целями и задачами проекта «Русская матрешка»;
- расширять знания родителей о русской народной игрушке - матрешке;
- познакомить с правилами использования матрешки в играх с детьми;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- консультация для родителей «Матрешка - русская народная игрушка»;
- рекомендации для родителей: знакомство детей с русской народной игрушкой -
Матрёшкой;
- изготовление родителями «семейной» матрешки;
- совместное участие родителей и детей в конкурсе «Веселые матрешки»;
- организация мини - музея «Матрешечка».
План реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
- определить цель и задачи проекта;
- подготовить наглядно - дидактический материал;
- подобрать методическую и художественную литературу по теме проекта;
- разработать комплексно - тематический план работы;
- папка передвижка «Матрешка - Русская народная игрушка»;
- привлечь родителей к участию в проекте.
2 этап - практический: организация деятельности детей в рамках проекта
- НОД, беседы, чтение худ. литературы, игровые ситуации, сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные, пальчиковые игры, физ. минутки; выставка, использование ИКТ.
- познакомить детей с проектом «Русская матрешка»;
- познакомить с историей матрешки в русской культуре;
- изучить художественные элементы росписей матрешек;
3 этап - заключительный:
- оформить выставку «Веселые матрешечки»;
- оформить мини - музей «Матрешка»;
- провести итоговое мероприятие «Матрешка - народная игрушка»;
- презентация проекта «Русская матрешка».
Заключение:
Во время проектной деятельности дети узнали много нового и интересного.
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей элементарные знания о истории появления матрешки. Мы выяснили, почему матрешка считается символом России и пользуется всенародной любовью.
Матрешка живет и развивается вместе с Россией, где она и родилась. Проходит время, но эта игрушка продолжает радовать и увлекать людей разных поколений.
Её простая форма по - прежнему вдохновляет художников и народных умельцев на создание новых сюжетов для росписи.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.
Результатом проекта, помимо выполненных работ, является, творческий фотоотчет, что так же говорит о заинтересованности данной темой и успешности нашего проекта.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2019.
2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
3. Русская матрешка. М. : Мозаика, 2005 г.
4. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-mladshaja-grupa.html
5. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-75289.html