Светлана Сыропятова
Познавательно-творческий проект «Рождество»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Рождество»
Тип проекта:
познавательно-творческий
Цель:
Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры.
Задачи:
1. Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлениям традиций русского народа.
2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Рождество“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождественские поделки своими руками
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
3. Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова
4. Воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
5. Воспитывать у детей доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле.
Участники проекта: Дети 5-6 лет
Сроки: 2 недели января
Итог проекта: Игра «Колядки по соседям»
Изменения предметно – развивающей среды: Выставка книг «Рождество», фотоколлаж «Колядки», тематические уголки: Времена года. Зима, Рождество
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о празднике Рождества, Крещения, святочных неделях
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к русским народным играм и традициям
3. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
4. Развитие личностных качеств – милосердия, сострадания, сопереживания, доброты
План проекта:
1 неделя– «Рождество Христово»
Работа с детьми:
1. Беседа о празднике Рождества Христова
2. Чтение и заучивание наизусть стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда».
3. Знакомство с детской Библией, рассматривание иллюстраций. Чтение отдельных глав и обсуждение
4. Чтение рассказа «Светлый праздник – Рождество Христово» Веретенниковой А.
5. Аппликация «Ангел»
Дидактические игры:
1. Сложи картинку
2. Наряди рождественскую елку
3. Соедини пару
Работа с родителями:
Провести конкурс работ «Рождество в моей семье» - фото, рисунки, поделки
2 неделя - «Святочные посиделки»
Работа с детьми:
1. Знакомство с праздником Крещение. Обычаи, традиции.
2. Беседа о святках, святочные недели
3. Знакомство с русскими народными играми – «Плетень», «Золотые ворота», «Курилка», «Метелица». Разучивание слов, движений
4. Просмотр фильма об играх на Руси, фильмов«12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».
5. Разучивание колядок и частушек
6. Сюжетная лепка «Зимние забавы»
7. Изготовление цветного серпантина
Описание игр:
Метелица»— старинная русская народная игра.
Играющие делятся на две группы — крестьян и лошадей. Где-нибудь в стороне отводят место для конюшни. В нее крестьяне отводят своих лошадей, а сами становятся поодаль и разговаривают между собой:
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ой, жги, жги, жги, говори,
Скоро все она дорожки заметет.
Запряжемте-ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, жги, говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
Они идут в конюшню, выводят каждый свою лошадь, запрягают их, то есть хватаются за пояса или рубашки игроков, изображающих лошадей, и становятся один за другим гуськом.
Рысью, рысью, друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Аи, жги, жги, жги, говори,
И скорехонько до леса докатим.
Они бегут один за другим легкой рысью и под конец останавливаются.
Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
Ай, жги, жги, жги, говори,
Только щепочки по лесу полетят.
Ребята, бывшие лошадьми, изображают лес. Подняв руки в стороны вверх, они колышут ими, как ветер ветвями, в то время как крестьяне подражают движениям дровосеков (для чего каждый крестьянин становится около своего дерева) до тех пор, пока под конец пения деревья не упадут. Тогда деревья поднимаются и все поют;
А с дровами мы тихонечко пойдем,
А руками-то прихлопывать начнем,
Ай, жги, жги, жги, говори,
А руками-то прихлопывать начнем.
Крестьяне запрягают своих лошадей и идут в такт песне в прежнем порядке, причем при пении последних строк хлопают в такт в ладоши. Дальше, двигаясь и притопывая ногами, поют;
А ногами-то притопывать все враз,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
Ай, жги, жги, жги, говори,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
При пении последнего куплета топот ног усиливается, и, наконец, обоз останавливается, чем и заканчивается игра.
Русская народная игра «Плетень»
Количество игроков: любое
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
Игра «Золотые ворота»
В золотые ворота
Проходите, господа,
Первой мать пройдёт,
Всех детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй не запрещается,
А на третий раз
не пропустим вас!
Правила: два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, «превращается» тоже в воротики.
Игра «Курилка»
Курилка, курилка,
Как у курилки
ножки долгоньки,
живот короток,
Не помри же ты, курилка,
не заставь меня плясать,
не заставь меня плясать,
всю беседу коротать.
Курилкой на Руси называется зажжёная лучина, над которой курится дымок. Эту курилку передавали из рук в руки по кругу у нас - фонарик). Тот, у кого в руках оказалась курилка, когда песня закончится, идёт в круг плясать.
Дидактические игры:
1. Наряди снеговика
2. Продолжи ряд
3. Найди лишнее
4. Помоги найти дорогу оленю
Работа с родителями:
1. Сбор поделок и организация выставки в приемной «Рождество».
2. Проведение голосования среди родителей, определение и награждение победителей.
Итог проекта – развлечение «Колядки по соседям»
Сценарий развлечения «Колядки по соседям»
Цель: формировать духовно - нравственную личность ребенка и создавать праздничное настроение
Задачи:
1. расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
2. познакомить детей с традициями празднования Рождества, Крещения.
3. познакомить детей с традициями святочной недели и колядками
Воспитатель:
Дорогие ребята, я предлагаю вам сходить к нашим соседям – поколядовать, попеть, загадать им несколько загадок, поиграть. Но для этого нам с вами необходимо переодеться в разные костюмы, как в старину.
Переодеть детей в различные костюмы.
У нас есть корзины с овсом, пшеницей, их мы будем «сеять». Мы заранее приготовили цветной серпантин из бумаги вместо овса – Цветную бумагу разрезали на полоски и завили с помощью ножниц.
Я приготовила несколько цветных мешочков с конфетами и раздала воспитателям групп, чтобы они после колядок угостили детей.
Далее обходить группы ДОУ.
В каждой группе работать по примерному сценарию:
Слова произносят дети и воспитатель.
1 ребенок:
Ехал, было, мимо,
Да завернул до дыма.
Скок на крылечко,
Бряк во колечко.
Нежданный гость,
Лучше жданных двух.
Поют колядки, попевают.
Все дети хором поют:
Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
При этих словах дети раскидывают серпантин.
2 ребенок:
- Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки!
- Открывайте крынки,
Подавайте полтинники!
- Ты нас будешь дарить –
Мы будем хвалить,
- А не будешь дарить-
Мы будем корить.
Все дети хором поют:
- Коляда! Коляда!
Подавай пирога.
3 ребенок:
Маленький мальчик сел на диванчик.
Диванчик хрупь – гони рубь.
За привет, за угощенье,
Все примите поздравленье.
Все дети хором поют:
Сеем, сеем, посеваем,
С новым годом поздравляем!
Счастье будет вам горой!
Урожая воз большой!
Поют частушки:
1 ребенок:
Хорошо колядка пелась,
Милые подружки.
Только, что за посиделки
Без милой частушки.
2 ребенок:
Дай, бог, снежку,
Гладеньку дорожечку,
Неудача, чтоб ушла
От моего окошечка.
3 ребенок:
Я приду с гармошечкой
Под твоё окошечко.
Погляди, гармошечка,
Откроется ль окошечко.
Воспитатель загадывает загадки:
1. Весь день ушами шевелит,
И время узнавать велит. (часы)
2. Пухом землю замело –
За окном белым бело.
Эти белые пушинки,
Не годятся для перинки (снег)
3. Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной (сосулька)
Воспитатель:
Мы попели, поплясали,
Что ж, хозяева, устали?
Все дети хором:
С новым годом!
С новым счастьем!
Жить нам вместе
Лет до двести!
Хозяева группы угощают детей конфетами.
Итоги:
Детство - самое благоприятное время для начала духовного развития. Именно в это время закладываются основы нравственности, это время для закладывания самого доброго и светлого в души воспитанников.