Мария Картошкина
Проект «Рисуем дарами природы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ МО Плавский район «ЦРР ДС «Берёзка»
ПРОЕКТ
«Рисуем дарами природы»
Подготовила: Картошкина
Мария Александровна
Плавск
2019
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Введение.
Данный проект реализуется на базе МБДОУ МО Плавский район «ЦРР ДС «Берёзка» города Плавска.
Публикация «Проект „Рисуем дарами природы“» размещена в разделах
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : педагог, дети средней группы, родители.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Постановка проблемы. Важнейшей задачей современной педагогики является формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие. В дошкольном детстве эффективным средством решения данной задачи является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных способов и техник. Творчество – это неотъемлемое условие разностороннего развития ребенка, оно делает его богаче, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и неизвестное. Нетрадиционные техники рисования открывают наиболее широкий простор для детской фантазии. Для современных детей рисование кисточкой уже довольно скучное занятие, поэтому перед педагогами стоит задача найти новые, современные способы, соответствующие интересам детей. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, выражает себя и свои чувства, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Штампы для проекта будут изготовлены своими руками из фруктов и овощей. Думаю, что такое решение и подход к творчеству заинтересует детей и мотивирует на богатое выражение фантазии.
Цель проекта
Создание условий для формирования умений создавать штампы из различных материалов и применять их в своей творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через систему занятий художественного творчества.
Задачи:
- подробно изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную среду;
- подготовить дидактическую базу для проведения занятий (подбор материалов, подготовка конспектов, изготовление штампов-образцов, рисунков);
- научить детей создавать с помощью штампов композиции через проведение системы занятий;
- заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;
- составить совместный план работы с детьми над проектом, поддерживая их инициативу;
- в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;
- проанализировать проведённые занятия, выявить более понравившиеся техники через наблюдение, беседы с детьми;
- оформить выставку работ детей;
- ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Методы реализации проекта :
- просмотр методической литературы, интернет-источников, статей.
- практические занятия (групповые, комплексные)
- игровые методы;
- словесные методы (беседы, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
- метод наглядности;
- практический метод (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
- сотворчество (взаимодействие воспитателя и ребенка в едином творческом процессе);
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Ожидаемые результаты:
- изучен ряд литературы по теме проекта;
- сформирована дидактическая база для проведения системы занятий;
- дети знают, что такое штампы и умеют создавать с их помощью рисунки, композиции и т. д. ;
- дети заинтересованы темой проекта;
- составлен совместный план работы с детьми;
- составлен анализ проведенных занятий, в ходе наблюдения и бесед выявлены более понравившиеся штампы;
- оформлена выставка работ «Калейдоскоп фантазий»;
- организация ежемесячных выставок продукции детской изодеятельности для родителей;
- активное участие родителей детей в подготовке и проведении проекта.
Этапы проекта :
1 этап. Организационно-подготовительный.
- изучение методической литературы и просмотр сайтов по теме нетрадиционное рисование;
- анализ просмотренной информации;
- анализ воспитателем своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
- выбор темы, подходящей для дошкольного образования;
- подготовка дидактической базы для реализации проекта.
2 этап. Основной:
- внедрение в занятия по рисованию нетрадиционные техники, а именно, способ рисования штампами, изготовленными своими руками;
- Проведение групповых и индивидуальных занятий.
Эмоциональная сфера играет ведущую роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира. С этой особенностью психики ребенка связана высокая сила воздействия на него искусства, специфика которого делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.
Занятия в данном проекте по изобразительной деятельности построены с учётом возрастных особенностей детей. Групповые и индивидуальные занятия дают возможность уделить больше внимания каждому ребенку, поэтому в проекте реализуется именно комплексы групповых и индивидуальных занятий.
Работу над проектом я начинаю с занятия, на котором осуществляется знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования. На данном занятии целью является заинтересовать детей необычными приёмами и способами рисования, заинтересовать в том, что не только кистью можно создавать красивые и неповторимые изображения.
Далее проводится занятие, на котором дети знакомятся со штампами, с материалами, из которых их можно изготовить, с изображениями и композициями (образцами, которые можно создать, используя множество различных штампов.
Когда дети ознакомятся со всеми необходимыми материалами для реализации проекта, образцами штампов, приступаем к практике. На первом занятии делаем «отпечатки» штампами, экспериментируем различными техниками, красками, смешиванием цветов, анализируем получившиеся отпечатки. В итоге данного занятия каждый ребенок делится впечатлениями, проговаривает какими штампами ему больше понравилось работать.
После знакомства со штампами и их применением, приступаем к составлению композиций. На данном этапе каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, фантазию и самостоятельность. Очень важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Я думаю, что рисование штампами – это увлекательный и интересный процесс для детей. Потому что, рисуя штампами, ребенок не будет бояться ошибиться и нарисовать что-то не то, что ему хочется. Таким образом ребенок обретает в себе уверенность, у него появится интерес и желание рисовать.
3 этап. Заключительный. Подведение итогов работы по проекту. Организация выставки всех работ «Калейдоскоп фантазий».
План мероприятий.
Тема мероприятия Время проведения Содержание мероприятия
«Загадочные штампы»
сентябрь
Знакомство детей со штампами (виды, из каких материалов можно сделать, представить образцы композиций с использованием штампов)
Беседа с родителями о проекте «Рисуем дарами природы»
сентябрь
Ознакомление родителей с проектом, темой проекта. Рассказ о нетрадиционных техниках рисования, методе штампирования и оттиска.
Интегрированное занятие «Как капуста помогла картину нарисовать».
октябрь Занятие, целью которого является знакомство детей с нетрадиционными способами рисования, оттиск капустным листом.
Интегрированное занятие «Банки фруктового компота». октябрь Занятие, целью которого является знакомство детей с другим нетрадиционным способом рисования, штампирование фруктами и овощами.
Интегрированное занятие «Оттиск печатками из картофеля»
октябрь Занятие, целью которого является знакомство детей с оттиском печатками из картофеля.
«Мои фантазии»
ноябрь Заключительное занятие, на котором детям предоставляется самостоятельный выбор темы композиции; использование всех штампов.
Выставка работ «Калейдоскоп фантазий» ноябрь Выставляются все работы, сделанные в период реализации проекта.
Цель: познакомить детей со штампами,
Задачи:
- Образовательные: формировать знания детей
в области техники рисования - познакомить с техникой рисования «штампирование», закреплять знания о цвете.
- Развивающие: развивать творческую
активность детей, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
зрительное внимание, восприятие, мышление, память, связную речь.
- Воспитательные: способствовать формированию навыков
сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, доброжелательного отношения
друг к другу. Побуждать детей высказывать своё мнение об увиденном.
Материалы: штампы, листы бумаги на каждого ребенка, краски, гуашь, готовые композиции для выставки.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что есть у меня на столе. Как вы думаете, что это за предметы и как они называются? (ответы детей)
Основная часть.
Воспитатель: Правильно, ребята, это штампы. Дело в том, что не все люди умеют красиво рисовать кистью, и им в помощь придумали различные штампы. Многим из вас штампы покупали в магазинах, по-другому вы называете их печатями. Но мы с вами будем пользоваться необычными штампами, а такими, которые сделаны своими руками из подручных материалов. Как вы думаете, ребята, каким образом применяют штампы? (ответы детей). Молодцы, ребята. Пользоваться штампами очень легко и просто. Для начала берём лист бумаги, выбираем штамп. Затем наводим краску нужного цвета, обмакиваем в неё штамп и аккуратно переворачиваем на лист и отпечатываем. (объяснение сопровождается действиями)
Воспитатель: интересно получается? Конечно, потому что штампами можно составлять красивые композиции, рисунки, при этом не боясь, что не получится изобразить то, что вы задумали. Обратите внимание на выставку рисунков. Вот такие интересные и необычные композиции можно составить с помощью штампов. А прежде чем вы начнёте рисовать штампами, мы с вами немного отдохнем.
Физкульминутка.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали
Руки к верху все подняли. (соответствующие движения)
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой – встанькой словно встали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Воспитатель: Отдохнули и теперь можем приступать к работе. Подходим к столу и выбираем, понравившиеся штампы. Присаживаемся на свои места, выбираем краску и пробуем перенести рисунок со штампа на лист бумаги.
(Дети рассаживаются за столы и пробуют сделать отпечатки на листах).
Воспитатель: Молодцы, ребята. С сегодняшнего занятия у нас начинается путешествие в страну штампов, в страну «Забавных отпечатков».
Рефлексия.
- С какими материалами мы с вами сегодня познакомились на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
- Хотели бы вы научиться создавать красивые и необычные композиции и рисунки с помощью штампов?
Цель: познакомить родителей с проектом, темой проекта. Рассказать о нетрадиционном рисовании, методе штампирования.
Добрый день, уважаемые родители. Нашу беседу я хочу начать с того, что в настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное поколение. Так вот, чтобы подготовить такое поколение, в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, активно используется проектная деятельность.
Что это такое? В переводе с латинского языка «проект» - это «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Перенесем эти определения на дошкольное образовательное учреждение. В нашем случае проект - это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Проекты подразделяются на следующие виды: творческие, исследовательские, игровые и информационные.
Для начала проектной деятельности я решила начать работу с творческого проекта под названием «Забавные отпечатки». Данный проект относится к теме нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование является актуальным видом творчества в настоящее время. Рисование нетрадиционными техниками рисования открывает открывает широкий простор для детской фантазии. Ведь рисовать кистью – это уже довольно скучное занятие для наших детей. К техникам нетрадиционного рисования относятся, например, такие как: кляксография, батик (рисование по ткани, граттаж, пальчиковая живопись, пуантилизм (рисование ватными палочками) и многие другие. Мой выбор остановился на штампинге. Штампинг – это нетрадиционная техника рисования с использованием штампов. В нашем проекте штампы изготовлены своими руками, из различных подручных материалов. Разработан план мероприятий до конца учебного года. Я считаю, что детям понравится данный вид рисования. И если будет высокий уровень заинтересованности детей нетрадиционным рисованием, то на следующий учебный год в моих планах будет продолжить проектную деятельность по такому необычному творчеству.
Дети должны жить
в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Цель:
Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования.
Программное содержание:
1. Создавать условия для уточнения и обобщения знаний детей о зиме;
2. Продолжать учить детей подбирать необходимые цветовые решения;
3. Знакомство с нетрадиционным способом рисования – отпечаток листом капусты;
4. Расширять словарный запас: пейзаж, отпечаток, прожилки.
5. Развивать эстетическое восприятие колорита в природе;
6. Воспитывать любовь к природе, интерес и положительное отношение к нетрадиционному рисованию.
Материалы и оборудование: Посылка, альбом для рисования, кисти, гуашь, акварельные краски, кочан свежей капусты. Поднос, нашинкованная капуста, соль.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на коврике.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я знаю, вы умеете очень хорошо разгадывать загадки. Предлагаю вам отгадать несколько.
- Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)
- Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
- Ветки белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно говорите.
Сегодня, мы с вами поговорим о зиме. Предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот». Мы с вами будем подбирать слова, противоположные по значению. Например, я говорю: «Летом дни жаркие», а вам нужно будет сказать: «А зимой – холодные».
Ход игры: воспитатель произносит предложения, а дети подбирают антонимы.
Летом небо светлое, а зимой - ,
Летом день длинный, а зимой - ,
Летом солнце светит ярко, а зимой - ,
Весной лед на реке тонкий, а зимой - ,
Снег мягкий, а лед - ,
Одни сосульки длинные, а другие - …
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать, как изменяется природа зимой? (ответы детей). Предлагаю вам сегодня нарисовать деревья в снегу. Давайте посмотрим на наши столы. Все ли там готово к рисованию. Верно, там только стаканчики с водой. Но вы не печальтесь. Сегодня в наш детский сад принесли посылку из леса. (рассматриваем коробку). Тут написано: «Для ребят старшей группы от зайчиков». Ой, как интересно! Ребята, давайте поскорее откроем посылку! (в посылке альбом, кисти, гуашь, акварельные краски, кочан свежей капусты).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего зайчики подарили нам капусту? Мы ведь собрались рисовать, а не обедать. (предположения детей).
Воспитатель: Я знаю! Зайчики отправили нам капусту, чтоб мы использовали ее листья для рисования! Воспитатель раздает каждому ребенку по одному листу капусты. Дети рассматривают листья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, в середине листа проходит большая прожилка, на что она похожа? Верно, на ствол. А от «ствола» в разные стороны проходят маленькие прожилки, с чем их можно сравнить? Точно, с ветками.
Теперь смотрите внимательно, я покажу вам, как нарисовать дерево. Нужно взять лист капусты, положить его на белый лист бумаги, с помощью кисти нанести краску, не оставляя пустых мест. Аккуратно взять листок и окрашенной стороной положить на лист, который мы заранее покроем синей краской. Лист нужно хорошо прижать, стараясь не сдвигать его с места. Затем взять лист за краешек и осторожно снять его с листа и положить на поднос. Потом, мы с вами будем рисовать падающие снежинки.
Воспитатель: прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнемся.
Физминутка:
Вот снежинки вниз летят,
(руки подняты вверх, постепенно опускающиеся.)
На дома и на ребят.
(кисти рук изображают падающие снежинки.)
Мы на улицу пойдем.
(ходьба по кругу с размахиванием руками)
И в снежки играть начнем.
(Наклониться, «слепить снежок», бросить.)
Падай снег, веселей!
(Руки поднять вверх,
Постепенно опускать и поднимать.)
Будет все кругом белей.
(Круговые движения руками.)
Мы снежинки, мы пушинки
(руки в стороны, повороты влево, вправо.)
Покружиться мы не прочь
(кружимся вокруг себя, руки вверх «фонарики»)
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь
(пружинка, взмахи руками)
Мы деревья побелили
(работают кисти вытянутых вперед рук)
Крыши пухом замели
(взмахи рук над головой)
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
(пружинистые приседания с плавными движениями рук перед собой.)
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас приглашаю вас занять свои места за столом, мы начнем рисовать.
Дети рисуют. Воспитатель следит за процессом, помогает при необходимости.
После того, как дети нарисуют фон, воспитатель предлагает пройти к столу, на котором в подносе лежит нашинкованная капуста, и в тарелочки соль. Проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим».
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как красиво! У вас получился замечательный пейзаж! Было ли вам сложно рисовать капустным листом?
Рефлексия.
Ребятки, кому сегодня сложно было рисовать, тот, пожалуйста, положите свою кисточку рядом с рисунком. У кого не возникло трудностей, поставьте кисточку в стаканчик.