Анастасия Фотина
Проект «Ребенок и природа» для детей 2 младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Ребенок и природа»
творческое название - «Осень, просим в гости!» для детей 2 младшей группы общеразвивающей направленности.
Проект информационный, групповой, иссдедовательско - творческий и краткосрочный.
Срок реализации -2 недели.
Участники проекта – педагоги, специалисты ДОУ, дети и родители.
Проект по образовательной области – познание, с интеграцией в социализацию, коммуникацию, здоровье, музыку, чтение художественной литературы, художественное творчество и труд.
Публикация «Проект „Ребенок и природа“ для детей 2 младшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Актуальность: В наше время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Экологическое образование – это развитие у детей таких качеств, как нравственность, гуманность. Все мы хотим воспитать в детях уважение к родным, к себе, к другим людям. Все это касается и к природе. И мы – взрослые должны быть примером для ребенка.
Экологическое воспитание младших дошкольников включает в себя:
- формирование у детей первичное представление о природе, ее изменениях и бережного отношения к ней;
- воспитание у детей интереса к природе, умение общаться с ней.
Проект «Осень, просим в гости!» раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основывается на различных видах деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; изобразительная деятельность, труд.
Мы выдвинули гипотезу: если дети лучше узнают о сезонных изменениях в природе, то смогут сами ответить на интересующие вопросы: «Почему падают листья? Куда и зачем улетают птицы?»
Цель проекта: Пополнение и обогащение знаний детей по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Задачи проекта:
Познание: обогащать знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширять представление о многообразии овощей и фруктов; о жизни диких животных.
Коммуникация: развивать коммуникативные навыки детей;
Социализация: закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Здоровье: формировать представления о здоровом образе жизни;
Художественная литература: учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки.
Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие; учить передавать в рисунках и аппликациях красоту окружающей природы.
Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.
Труд: воспитывать интерес к труду взрослых.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы элементарные представления об осени; пополняться знания о сезонных изменениях в природе;
Активизируется познавательная и исследовательская активность;
Пополнится словарный запас детей, что приведет к развитию коммуникативной речи;
Будет сформировано представление о труде взрослых в осеннее время года; возрастет интерес к наблюдениям за явлениями природы.
У родителей повысится уровень экологической воспитанности; будут вовлечены в образовательный процесс; родители будут с детьми проводить больше времени на прогулке и привлекать детей к совместному труду в природе.
Сегодня в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. В своей работе с детьми мы используем следующие виды здоровьесбережения:
• Пальчиковая гимнастика.
• Дыхательная гимнастика.
• Самомассаж.
• Подвижные игры.
• Релаксация.
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.
Основополагающий вопрос проекта: Что такое осень? Подтолкнет детей к деятельности, направит их на исследование с помощью проблемных вопросов:
• Что такое листопад?
• Почему осенью часто льет дождь?
• Как изменился лес с приходом осени?
• Как птицы и звери готовятся к зиме?
• Чем занимаются люди осенью?
• Как одеваются люди осенью?
Для развития экологического сознания - что происходит осенью в живой и неживой природе, была разработана "системная паутинка". Поставленные задачи мы решали в игровой, познавательно-речевой, продуктивной деятельности и работе с родителями.
Этапы реализации проекта:
На подготовительном этапе происходило обогащение предметно-развивающей среды, подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, презентации по теме проекта. Подбор художественной литературы, мультфильмов, музыки для слушания.
На практическом этапе перед нами стояла задача:
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию познавательно - исследовательской активности по теме проекта, которую мы решали с помощью:
Просмотр презентаций: «Прогулка в осенний лес», «Осенние зарисовки».
Просмотр мультфильмов: «Сказка про чужие краски», «Сердце осени», «Мешок яблок», «Синичкин календарь – Осень».
Создание проблемных ситуаций: «Как ежику перейти лужицу», «Поможем зайке найти друзей»
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Разложи листочки по цвету», "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же", «Чего не стало», «Собери животное из кубиков», «Подбери голову животному».
С/р игры: «У лисички в гостях», «День рожденья мишки».
Игры-драматизации: р. н. с. «Теремок», «Осень в гостях у ребят».
Подвижные игры: «У медведя в бору», «Зайцы в лесу», «Лиса и зайцы», "Раз, два, три к кустику беги!" играли не только в НОД, но и в самостоятельной двигательной деятельности на прогулке.
Чтение худ. литературы: А. Плещеев «Осень наступила», «Осенняя песенка»; К. Бальмонт «Осень»; И. Токмакова «Осень»; В. Степанов «Хлопотунья», «Воробей»; В. Авдиенко «Осень»; И. Демьянов «Летят дождинки»; М. Ивенсен «Осень»; Н. Самоний «Грустная осень»; Л. Некрасова «Что нам осень принесет?»; загадки про осень, овощи и фрукты, диких животных.
Беседы: «Кто живет в осеннем лесу», «И вкусно и полезно».
НОД: «Прогулка в лес», «Белкины запасы».
Рассматривание осенних пейзажей, сюжетных картин и иллюстраций по теме проекта.
Музыка: Слушание: А. Вивальди «Осень» (Сбор урожая) из цикла «Времена года», П. И. Чайковский «Осенняя песня» (Октябрь) из цикла «Времена года».
Пение: «Грустная тучка», «Осенняя песенка».
Хоровод: «Есть у нас огород».
Танцы: «Осенние листочки», «Грибная электричка»,
Лепка: «Грибы на пенечке»
Аппликация: «Листопад», «Выросла репка большая- пребольшая».
Исследовательская деятельность: «Шуршим как ежики», «Для чего ежику иголки?».
Наблюдения: ежедневно на прогулках с целью обогащения знаний детей об осенних признаках и явлениях.
Труд: уборка осенних листьев с целью приобщения к труду взрослых.
Работа с родителями проводилась следующая:
Анкетирование. По результатам анализа анкет мы выяснили, что родители в нашей группе слышали о проектной деятельности, но хотят получить подробную информацию по теме.
Беседа «Маршрут выходного дня» с последующей фото - отчетностью.
Совместное творчество «Слепим друзей зайчику» и чтение осенних стихов и загадок привели к выставке детско-родительских работ «Дары осени».
До начала проекта мы знали, что:
• Осенью идет дождь.
• Желтеют и опадают листья.
• Осенью много луж.
• Птицы улетели на юг.
В ходе реализации проекта мы узнали, что:
• Осенью много полезных и вкусных фруктов и овощей.
• Заяц и белка меняют шубку.
• Еж и медведь – всеядные.
На заключительном этапе:
• Анализ результатов по реализации проекта
• Оформление стенгазеты «Осень»
• Консультация для родителей «Знакомимся с природой осенью»
• Рекомендации для родителей «Здравствуй, Осень!»
• Праздник «Осень, в гости просим!»- итог проекта.
Результаты проекта:
• Расширились и обогатились знания детей;
• Повысилась познавательно-исседовательская активность детей;
• Пополнился словарный запас детей;
• Родители вовлечены в образовательный процесс.