Ирина Подорова
Проект «Развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе»
Тип проекта :
Информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта :
Групповой «Неизведанное рядом».
Цель проекта :
Изучить проблему трудового воспитания детей дошкольного возраста и определить условия развития у детей элементарных представлений о техническом прогресс.
Объект исследования - процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе“» размещена в разделах
1. Изучить психолого – педагогические исследования по проблеме трудового и познавательного развития детей дошкольного возраста.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений.
3. Выявить элементарные представления детей о техническом прогрессе.
4. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
5. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Актуальность проекта
В наши дни, мир техники, мир открытий и изобретений помогает ребенку эффективнее ориентироваться в окружающем мире и расширять кругозор, развивать мышление, память, внимание, воображение, речь, проявлять творчество, выдумку.
Особую значимость представляют исследования, направленные на познание мира техники.
Изобретатель – звено между природой и обществом, между наукой и техникой, между прошлым и будущим. Лавина новых идей и изобретений стремительно нарастает, и в конце концов каждый человек будет творить новое, обогащать науку, технику, культуру.
Технический прогресс является частью социальной среды, которая непосредственно окружает ребенка дошкольного возраста. В ней он существует, развивается, формируется; взаимодействуя с ней и преобразовывая ее, он социализируется и индивидуализируется в ней как творческая личность. Технический прогресс является достоянием человека, культурной ценностью в историческом аспекте.
Методы обеспечения:
• Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
• Демонстрация воспитателем опытов и моделей.
• Беседы познавательные и эвристические.
Этапы осуществления проекта
1) Подготовительный этап:
• Создание обогащенной предметно – пространственной среды.
• Огранизация познавательного поиска.
• Отображение цели и задач проекта.
2) Реализация проекта :
• Теоретическая часть: составление перспективного плана.
• Практическая часть:
а) Занятия по разделам.
б) Связь с другими видами деятельности:
•
o Игровая
o Продуктивная
o Познавательно-исследовательская (опыты)
o Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
o Учебная речевое развитие, рисование, лепка)
o Релаксация.
3) Заключительный этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Механизм выполнения проекта
1. Создание технической базы для детского экспериментирования.
2. Составление плана по кружковой работе.
3. Познавательные занятия. «кто я?», «Человек-творец», «Что такое Земля?».
4. Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.
5. Чтение художественной литературы: Русские народные сказки.
6. Экскурсии в парк.
7. Конструктивные беседы.
Новизна разработки
В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая технический прогресс, наблюдая за его развитием.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Ожидаемые результаты
Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.
С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям,. Пытается контролировать свое поведение, поступки.
Список литературы:
1. Альтов Г. С. «И тут появился изобретатель». М. 1997г.
2. Богат В. Технология творчества / Дошкольное воспитание-1999-№ 3.
3. Гончар А. Б. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. М. 1994г
4. Гризик Т. Н. «Познаю мир» М. 2000г.
5. Дьяченко О. М. «Чего на свете не бывает». М. 1990г.
6. Географический атлас «Мир и человек» М. 1985г.
7. Кожокарь С. В. «Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к творческой деятельности человека – изобретателя. М. 2003г
8. Газета «Дошкольное образование».
9. Журнал «Дошкольное воспитание».
10. Журнал «Обруч».
11. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» М. 1998г.
12. Кобитина «Дошкольникам о технике». М. 1991г.
13. Мулько И. Ф. «Развитие представления о человеке в истории и культуре «М. 2004.
14. Комратова Н. Г. «Мир в котом я живу». М. Творческий центр «Сфера». 2оо4г.