Илюза Афзалова
Проект «Развитие творческих способностей и интеллектуальной активности в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей и интеллектуальной активности в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»
Условия возникновения, становления опыта
1. Социальный заказ на творческую, активную, интеллектуально-развитую личность
2. Достаточное обеспечение материалами и пособиями для развития у детей конструктивной деятельности
3. Творческая личность педагога
4. Предметно-развивающая среда в группе
Актуальность и перспективность опыта
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей и интеллектуальной активности в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.
Считается: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности». Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
Теоретическая база опыта
1. Программа «Развитие» - Л. А. Венгера (раздел конструирования и художественного конструирования).
2. Программа «Детство» - авторский коллектив Российского государственного пед. университета им. А. И. Герцена (раздел «Конструктивная деятельность»).
3. «Творю, строю, мастерю» - М. Г. Борисенко (формирование творчества у дошкольников средствами, которые способствуют развитию его воображения).
4. «Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования» - Л. А. Парамонова (детское экспериментирование: осознанное отношение к образцам, самостоятельное применение известных знаний, способов в незнакомых ситуациях).
5. «Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей» - Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских (развитие у детей моторики, накопление сенсорного опыта, формирование мыслительных действий,
Новизна опыта
Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы.
Ведущая педагогическая идея
[/b] заключается в использовании конструктивных способностей для общей подготовки ребенка к жизни, для развития у него общих психических процессов и способностей, присущих людям: умение воспринимать окружающий предметный мир, выражать свое отношение к нему, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую и интеллектуальную активность.
Технология опыта
Для того чтобы ребенок овладел конструированием как универсальной способностью к созданию разных целостностей (конструкций) выполняю задачи:
1. Развитие сенсорно-аналитической деятельности.
2. Формирование обобщенных представлений конструирования по образцу.
3. Формирование умения анализировать по условиям, заданные взрослым.
4. Формирование умения конструировать по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции.
5. Формирование способности к построению собственных замыслов.
6. Развитие инициативы и активности при конструировании по теме.
7. Развитие описательной, образной, эмоциональной речи детей.
1. Развитие сенсорно-аналитической деятельности – умение вести целостно-расчлененный анализ объектов: выделение целого, его частей, затем деталей и их пространственного расположения, и опять объекта в целом.
На данном этапе знакомлю детей с названиями строительного материала (кирпич, кубик, пластина, призма, со свойствами; формирую понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»; учу овладевать способами решения простейших конструктивных задач – заменять меньшие детали на большие; пристраивать и надстраивать, используя те же детали. Дети строят короткую и длинную дорожки, низкие и высокие заборчики, широкие и узкие ворота, скамейки, загородки для животных, домик для матрешки.
2. Конструирование по образцу. Использование образцов – это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить детали.
Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, в качестве образца применяю рисунки, фотографии, модель постройки из строительного материала, отображающие общий вид постройки. Для развития действий творческого воображения использую разные типы заданий: на разработку собственного замысла конструкции, на завершение незаконченной постройки, на дополнение и изменение заданного образца новыми элементами.
3. Конструирование по условиям. Конструирование по условиям усложняется – без образца и рисунков предлагаю детям создать конструкции по заданным условиям: построй гараж для легковых или грузовых машин; возведи через реку мост для пешеходов, для транспорта. Основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. У детей формируется умение анализировать условия и на этой основе строить свою практическую деятельность: создание замысла, планирование, отбор и выработка новых способов, контроль. Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование – дети умеют обобщенно представлять конструируемые объекты, анализировать сходные по структуре.
4. Конструирование по схеме
. [/b] Начиная со средней группы, использую графические модели предметов (и построек, т. е. их упрощенные схематические изображения с какой-то одной условной позиции (вид спереди). Графические схемы служат средством ориентировки в предмете – продукте деятельности, который будет получен в ходе практического конструирования.
При обучении графическому изображению деталей использую трафареты, изготовленные из твердого пластика, с прорезями, которые по форме и размерам соответствуют сторонам строительных деталей. С их помощью дети находят в деталях форму и переносят ее изображение с трафарета на бумагу.
Начиная со старшей группы, детей обучаю действиям построения графических моделей с разных пространственных позиций (вид спереди, вид сбоку, вид сверху) и действиям их преобразования, что способствует проявлению детского творчества.
При проведении занятий графические модели использую практически при прохождении любой темы, будь то конструирование домов, мостов, предметов транспорта. Например, при изображении дома сначала использую схему его фасада (вид спереди, при изображении машины, корабля – вид сбоку, самолета – вид сверху. После того как дети достаточно освоят работу со схемами предметов, сделанными с одной позиции, перехожу по составлению графических изображений одного предмета с трех разных позиций. Затем все полученные изображения предмета сопоставляем между собой и по ним создаем общую постройку.
5. Конструирование по замысл
у. [/b]
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Конструирование по замыслу позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Объединяю конструирование с прослушиванием музыкальных и литературных произведений, разыгрыванием сказок-драматизаций, в результате чего создаю условия для использования в конструировании настроений и образов, вызванных воздействием этих произведений.
6. Конструирование по теме
. [/b] Детям предлагаю общую тематику конструкций («Мой город», «Замок для принцессы», «Конкурс старого короля» и др., и они сами создают замыслы конкретных построек, придумывают проекты, делают чертежи, выбирают материал, способы их выполнения и строят по ним. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.
7. Развитие образной, инициативной, описательной речи. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете. Он развивается в деятельности, его речь тоже развивается в деятельности. После завершения постройки дети разыгрывают, проживают свои конструкции в играх-драматизациях, в настольном и кукольном театре, сочиняют достаточно оригинальные истории и сказки на любую тему, опираясь на собственные образы воображения. Таким образом, дошкольники выполняют элементарную творческую деятельность – самостоятельное сочинение простейших сказок и историй. Ребенок постепенно переходит с позиции строителя на позицию рассказчика, владеющего средствами собственной передачи речевой активности. Занимая позицию рассказчика, дети овладевают образной, эмоциональной, описательной речью. В Древнем Китае говорили: «Самое трудное – радоваться чужим успехам». Дети оценивают не только свои работы, но и стройки сверстников, радуются успехам своих друзей.
Дошкольники владеют конструктивными навыками, у них хорошая координация и точные движения, пространственно-образное мышление, дети любят творить и придумывать новое, чего еще никто до них не придумывал.
Результативно
сть[/b]
Выпускники ДОУ идут в школу с высокими показателями развития конструктивных способностей: могут вести целостно-расчлененный анализ объектов, образцов; изменяют пространственное положение объекта, его частей; могут находить простые технические решения; умеют конструировать по условиям, задаваемым взрослым; способны конструировать по заданной схеме и строить схему будущей конструкции; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании. Дети являются участниками открытых городских занятий. Принимают активное участие в творческих мероприятиях детского сада и города.
Адресная направленно
сть[/b]
Опыт может быть использован каждым воспитателем дошкольного учреждения любого типа.
Трудоемкост
ь [/b]
Для развития творческих способностей детей, создала в группе современный уголок для конструктивной деятельности, который способствует формированию активной, самостоятельной и коллективной деятельности детей. Для реализации конструктивной деятельности разработала перспективное планирование по всем возрастным группам; комплекс тематического планирования; составила ряд занятий в игровой форме: «Домик для поросят», «Новые приключения колобка», «Корабли в порту», интегрированные занятия «Ищем похожие предметы», «Экскурсия в зоопарк»; изготовила ряд дидактических игр: «Каждой фигуре свой домик», «Знаю профессии», «Разноцветные комнаты», «Кто мы?», «Забавные игрушки из геометрических фигур».
До тех пор, пока мы будем помогать ребенку идти в овладении конструированием своей дорогой, он будет относиться к этому делу и как к игре, в которую интересно играть, и как к умению, которое надо освоить.
2-Я МЛАДШАЯ ГРУ
ППА[/b]
ДАТА ТЕМА ЦЕЛЬ
ОКТЯБРЬ
«Чудесный мешочек»
Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее.
НОЯБРЬ
«Учимся, играя!»
Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление.
ДЕКАБРЬ
«Длинные и короткие дорожки для кукол»
Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: куб, кирпичик, пластина, призма. Формировать пространственные признаки «длинный-короткий», «широкий-узкий». Развивать речь детей.
ЯНВАРЬ
«Забор у домика» Закрепить названия деталей строительного материала. Учить располагать кубики друг на друга горизонтально. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность.
ФЕВРАЛЬ
«Загородки для животных»
Продолжать учит называть детали строительного материала, различать их широкие и узкие стороны. Формировать умение ставить кирпичики горизонтально, вертикально, плотно, замыкая пространство. Развивать элементарную поисковую деятельность.
МАРТ
«Мебель в нашей группе»
Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца (стол: сначала ножки, потом крышка). Развивать речь детей (словарь: над, под, внизу).
АПРЕЛЬ
«Ворота – широкие и узкие»
Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность
ДАТА
ТЕМА ЦЕЛЬ
ОКТЯБРЬ
«Строим домик по схеме»
Учить детей соотносить реальный объект (конструкцию) со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения. Развивать творческие способности.
НОЯБРЬ
«Составление силуэта кошки из геометрических фигур»
Упражнять детей в отыскании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами геометрических фигур, их комбинацией. Развивать умение создавать образ фигуры животного по готовому образцу.
ДЕКАБРЬ
«Новые приключения Колобка»
Учить классифицировать геометрические фигуры по признакам: цвету, форме, величине. Развивать речь, мыслительные операции, умение обосновывать правильность суждений.
ЯНВАРЬ
«Грузовые машины»
Учить выполнять конструкцию по образцу, выделяя в ней изображения основных частей. Развивать интеллектуальную инициативу.
ФЕВРАЛЬ
«Строим домик для поросят»
Учить анализировать готовую графическую модель предмета. Преобразовывать модель предмета в модель его конструкции из деталей. Развивать способность различать и называть строительные детали (куб, полукуб, кирпичик, брусок, пластина, цилиндр).
МАРТ
«Строим трамвай по схеме»
Закрепить умение находить в предмете с помощью схемы основные функционально-структурные части. Учить последовательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конструкции. Развивать творческое воображение
АПРЕЛЬ
Конструирование под впечатлением музыкальных произведений Вызвать музыкой зрительные ассоциации и предметные образы, связанные с определенным настроением. Словесно охарактеризовать прослушанную музыку. Развивать самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
СТАРШАЯ ГРУППА
ДАТА
ТЕМА
ЦЕЛЬ
ОКТЯБРЬ
«Грузовой автотранспорт»
Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах; учить детей анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали. Развивать конструктивные способности.
НОЯБРЬ
«Гараж для машин»
Закрепить умение самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали. Формировать умение соотносить размеры отдельных частей конструкции с размерами имеющегося автомобиля. Развивать самостоятельное творческое конструирование.
ДЕКАБРЬ
«Корабли в порту»
Учить детей самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали, определять структуру постройки в соответствии с назначением каждого из них; задумывать постройку и воплощать замысел. Закрепить названия строительного материала.
ЯНВАРЬ Интегрированное занятие Конструирование + Компьютер «Экскурсия в зоопарк»
Развивать умения конструировать транспорт из плоскостных деталей разной величины, формы и цвета. Закрепить навык реализации схемы конструкции в постройке. Закрепить названия геометрических фигур.
ФЕВРАЛЬ
«Мост для пешеходов»
Формировать умения создавать замысел конструкции в соответствии с конкретными условиями; анализировать условия и на условии анализа строить и контролировать свою деятельность. Развивать конструктивные умения.
МАРТ
«Мост для транспорта»
Формировать умения анализировать условия задачи, создавать конструкцию в соответствии с условиями. Развивать стремление к поиску новых решений.
АПРЕЛЬ
«Жилой дом»
Учить на основе анализа образца находить отдельные конструктивные решения. Формировать умение преобразовывать образец в соответствии с заданными условиями. Развивать творчество.
Подготовительная группа
ОКТЯБРЬ
«Наш детский
сад»
Учить детей сооружать различные постройки, объединенные общим содержанием. Дать представление о плане и условные обозначения в нем. Развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы.
НОЯБРЬ
«Дом для подарков»
Формировать у детей обобщенные представления о домах и обобщенный способ преобразования образца в соответствии с заданным условием. Активизировать поисковую деятельность.
ДЕКАБРЬ
«Строим вокзал»
Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности.
ЯНВАРЬ
«Арена цирка»
Взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру. Учить сооружать постройки из крупных блоков, объединяя их общим замыслом. Развивать умение работать коллективно.
ФЕВРАЛЬ
«Строим по рисунку»
Закрепить с детьми представления о чертеже-рисунке, умение зарисовывать постройку, строить по готовому «чертежу». Развивать стремление к поиску новых решений.
МАРТ
«Украшения для мамы»
Учить классифицировать предметы по нескольким признакам (величине, цвету, фактуре, придумывать последовательность расположения элементов, соблюдать ритмичность. Способствовать гармоничному общению людей, ведущих совместную деятельность, повышать уровень их коммуникативных умений.
АПРЕЛЬ
«Башни Кремля»
Закрепить представления детей о Кремле как старинной крепости. Закрепить умение строить по чертежу-схеме или воплощать свой замысел. Развивать творческие способности.
Тема: Чудесный мешочек
Цель: Учить детей называть знакомые геометрические
фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить на ощупь, определять фигуру, называть ее. Воспитывать интерес к деятельности.
Материал: Геометрические фигуры разного цвета, «чудесный мешочек», игрушка Винни-Пух.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром наш старый друг, Винни-Пух, принес «чудесный мешочек» с посланием:
Я – чудесненький мешочек,
Вам, ребята, я дружочек,
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть!
Воспитатель: Если, вы, ребята, отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в «мешочке».
А вот и загадки, которые Винни-Пух положил в мешочек:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на кружку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(Круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его?
(Квадрат)
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам.
(Треугольник)
Дети рассматривают, что лежит в мешочке, достают фигуры, определяют их форму и цвет. Затем закрывают глаза, прячу фигуры в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называя ее. Последним из мешочка появляется Винни-Пух и предлагает детям игру «Геометрическое лото».
Детям раздаются карточки, на которых в ряд изображены три геометрические фигуры разного цвета и формы, набор геометрических фигур. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету и форме. Показываю по одной кодовые карточки (с признаками фигур). Ребенок, на карточке которого имеется фигура с соответствующими признаками, узнает и берет нужную фигуру, накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети объясняют закономерность расположения фигур.
Винни-Пух помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания, дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга.
Тема: Учимся, играя!
Цель: Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно- действенное мышление. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Строительный материал: кубик, кирпичик, пластина, призма; письмо от космонавтов, кукла Маргарита.
Ход занятия:
Беседа о космонавтах.
Воспитатель: Нам сегодня почтальон принес письмо. Пришло оно от космонавтов, послушайте, что они пишут:
Чтобы космонавтами стать,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Космонавтам помогает
Арифметика!
Воспитатель: Космонавты нам прислали разные строительные материалы и просили, чтобы дети их назвали своими именами.
(Поочередно детям показываю строительный материал, ребята ищут у себя в подносах такой же и называют его). Появляется
кукла Маргарита и интересуется, что они могут построить из
этих строительных материалов.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Маргарите что-нибудь из
строительного материала.
Дети с помощью воспитателя строят домик, дорожку, ворота.
По завершении дети обыгрывают свои постройки с куклами,
которые пришли в гости.
Тема: Длинные и короткие дорожки для кукол
Цель: Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: куб, кирпичик, пластина, призма. Формировать
пространственные признаки «длинный-короткий», широкий-узкий». Развивать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: Набор строительного материала, мелкие игрушки, кукла Маргарита.
Ход занятия:
1 часть
К детям в гости приходит кукла Маргарита и просит у них помощи – построить для гостей дорожки: длинные и короткие.
Дети рассказывают кукле, какие они видели и знают дорожки. Рассматривают полоски: длинные и короткие, широкие и узкие. Сравнивают их.
2 часть
Дети вместе с куклой Маргаритой называют и отбирают нужный строительный материал и начинают строить дорожки, при этом комментируя свой выбор.
3 часть
Появляются гости. Дети выбирают себе игрушки и помогают гостям попасть к кукле Маргарите на день рождения по тем дорожкам, которые они построили.
Дети рассказывают, какие дорожки они построили.
Тема: Забор у домика
Цель: Закрепить названия деталей строительного материала. Учить располагать кубики друг на друга горизонтально. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: Набор строительного материала, мелкие игрушки и атрибуты.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, помните, какую дорожку мы строили для нашей куклы Маргариты. Она хочет, чтобы мы построили ей забор у домика. Каким бывает забор? (Ответы детей).
Чтобы построить забор, нам нужно выбрать строительный материал. Что нам может понадобиться? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, ребята, для того, чтобы построить высокий забор, нам нужно будет взять несколько кубиков и положить их друг на друга так, чтобы они лежали ровно. (Показ).
Воспитатель: А теперь подойдем к домику Маргариты и построим забор.
Каждый ребенок самостоятельно выкладывает кубики друг на друга.
Появляется кукла Маргарита.
Кукла Маргарита: Ребята, какой замечательный забор вы построили. Как у вас это получилось? С чего вы начали? (Ответы детей).
Кукла благодарит детей за помощь и приглашает в гости.
Тема: Загородки для животных
Цель: Продолжать учить называть детали строительного материала, различать их широкие и узкие стороны. Формировать умение ставить кирпичики вертикально, горизонтально, плотно, замыкая пространство. Развивать элементарную поисковую деятельность. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.
Материал: Набор строительного материала, мелкие игрушки- животные, атрибуты для игры.
Ход занятия:
Воспитатель: (Показываю кирпичик). Ребята, как эта деталь называется? (Ответы детей). Возьмите, пожалуйста, по одному кирпичику в руки и покажите узкую и широкую стороны. (Дети показывают стороны).
Воспитатель: Сегодня мы построим для наших животных загородки и поместим их туда. Посмотрите, пожалуйста, я вам покажу, как можно сделать загородку для животных. Для этого вы ставите кирпичики плотно друг к другу на узкую короткую сторону или на узкую длинную сторону. (Показ).
Воспитатель: Вертикально (показ) ставить кирпичики лучше при постройке высокой загородки для жирафа, медведя; горизонтально (показ) – при постройке низкой загородки для уточки, кошки.
Сначала мы построим загородку, а затем поместим туда животное.
Дети сами выбирают способ постройки в зависимости от размера игрушки. При постройке дети называют, какую будут строить загородку – высокую или низкую. Контролирую выбор способа действий, даю возможность обнаружить ошибку самостоятельно. В конце занятия обращаю внимание на аккуратно и правильно поставленные кирпичики. Дети обыгрывают свои постройки. (Предлагаю поиграть в сказку по желанию).
Тема: Мебель в нашей группе
Цель: Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца (стол: сначала ножки, затем крышка). Развивать речь детей. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Кукольная мебель: стол, стул, диван, набор строительного материала, мелкие игрушки.
Ход занятия:
1 часть
В группу «въезжает» грузовая машина и привозит кукольную мебель. Дети рассматривают ее, находят «общее»: стул и диван; «различное»: на стуле может сидеть один человек, на диване несколько. Рассматривают стол, рассказывают, какие части есть у стола.
2 часть
Показываю порядок построения мебели. Обследование веду в определенной последовательности: объект в целом; его части, их пространственное расположение относительно друг друга; детали, из которых построена каждая часть.
3 часть
Дети самостоятельно под наблюдением строят куклам мебель. По завершении выбирают себе игрушки и обыгрывают свои постройки. (Предлагаю сочинить историю-сказку).
Тема: Ворота – широкие и узкие
Цель: Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Набор строительного материала, по одной легковой и грузовой машине.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста,какие загородки мы с вами делали. (Ответы детей). Правильно, мы делали загородки – высокие и низкие.
Сегодня мы с вами будем строить ворота – широкие и узкие. Узкие ворота мы будем возводить для легковой машины, а широкие для грузовой машины. (Показ).
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, я возвожу узкие ворота: ставлю пластины на небольшом расстоянии друг от друга, так, чтобы она могла проехать. (Проверяю расстояние, проводя машинку.) Сверху кладу перекладину – длинную пластину. Чтобы пластины стояли прочно, укрепляю каждую с двух сторон малыми призмами. (Показ.) Скажите, Может ли проехать через эти ворота грузовая машина? (Ответы детей.) Почему нет? (Ответы.) Правильно, размерам этой машины не соответствуют узкие ворота.
Воспитатель: Теперь построим широкие ворота для грузовой машины. Обратите внимание, как я проверяю расстояние между пластинами. (Показ.)
Физ. минутка: «Золотые ворота»
Воспитатель: А сейчас мы с вами «превратимся» в строителей и начнем стройку. Сначала построим узкие ворота, затем широкие. Скажите, ребята, с чего вы начнете строить? (Ответы детей.) Дети строят индивидуально под веселую музыку.
В процессе постройки оказываю посильную помощь.
Воспитатель: Ребята, как много ворот мы с вами построили. Прекрасные ворота у нас получились, ваши старания помогли вам.
Расскажите, как это у вас получилось? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? (Ответы детей.)
Воспитатель: А сейчас можете поехать друг к другу в гости и похвалить своих друзей за такие чудесные ворота.
Дети обыгрывают свои постройки.
Тематические занятия по конструированию
в средней группе
Тема: Строим домик по схе
ме
[/b]
Цель: Учить детей соотносить реальный объект (конструкцию) со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.
Материал: Набор строительного материала, схема домика, образец постройки, мелкие игрушки.
Ход занятия:
Показ схемы домика Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно и скажите, на что она похожа? (Ответы детей). Из каких строительных деталей она состоит, назовите их. (Дети называют знакомые строительные детали).
Показ готового образца домика
Воспитатель: А теперь посмотрите на домик и скажите, из каких частей состоит дом? (Ответы детей).
Верно, ребята, у домика есть стены, окна, перекрытия, крыша, двери.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, с чего нужно начинать строительство домика? (Ответы детей). Из каких строительных деталей? (Ответы детей).
Физ. минутка: «Строим дом»
Воспитатель: А теперь мы с вами построим по нашей схеме точно такой же домик.
Дети строят индивидуально по заданной схеме и образцу. В процессе постройки оказываю помощь наводящими вопросами. По завершении конструкций, дети поселяют в них жильцов и обыгрывают свои постройки.
Тема: Составление силуэта ко
шки[/b]
Цель: Упражнять детей в отыскании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами геометрических фигур, их комбинацией. Развивать умение создавать образ фигуры животного по готовому образцу. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Материал: Игрушка кошка, плоские геометрические фигуры разной формы и величины, образец изображения животного, составленного из геометрических фигур.
Ход занятия:
Занятие начинается со стихотворения В. Лунина «Радость»
Тихо, без звука,
Ходит Мяука
Возле меня день-день
Ходит лениво, неторопливо,
С миной чуть-чуть плутовской.
Серая шерстка, глазки – наперстки,
Тонкие тени – усы,
Хвостик пушистый и серебристый…
Дивной Мяука красы!
Трется о руку нежный Мяука,
Песню поет в тишине.
И почему-то в эти минуты
Радость приходит ко мне.
В гости к ребятам приходит кошка-Мяука.
Мяука: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей).
Я кошка-Мяука принесла вам свою фотографию (показ силуэта из геометрических фигур) и очень надеюсь, что вы мне поможете. А хочу я, чтобы вы мне помогли составить мой силуэт из геометрических фигур.
Мяука: У меня очень много родственников, которые живут далеко отсюда, и мы редко видимся, поэтому я хотела отправить им свои фотографии, если вы мне поможете их сделать.
Воспитатель: Не расстраивайся, Мяука, ребята тебе обязательно помогут.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эту кошку и расскажите, как она составлена? (Ответы детей).
Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, уши, хвост, лапы? (Дети называют форму и величину геометрических фигур).
Физ. минутка: «Кошка умывается»
Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, из каких деталей составлена фигура кошки: туловище, голова, уши, хвост, лапы. Теперь возьмите свои наборы геометрических фигур и приступайте к работе: «постройте» у себя на столике такую же кошечку. Проверяйте, правильно ли вы всё делаете, сравнивайте с образцом. (Дети выполняют задание, а кошка Мяука «ходит» и рассматривает работы детей, задает вопросы).
Мяука: Какие замечательные фигуры вы сделали мне, ребята. Расскажите мне еще раз, какие детали вы использовали? (Ответы детей).
Мяука: Я очень рад, что попал именно к вам, сегодня же отправлю все эти фигуры своим родственникам. Спасибо вам, ребята. До свидания!
Воспитатель: Молодцы, ребята, ваши работы порадовали Мяуку, и он обязательно к нам еще придет.
Тема: Грузовые машины
Цель: Учить выполнять конструкцию по образцу, выделяя в ней изображения основных частей. Развивать интеллектуальную инициативу. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Набор строительных деталей, схемы конструкции машин, грузовые машины, конструкция грузовой машины, мелкие игрушки.
Ход занятия:
1 часть
Показ игрушечной грузовой машины.
Дети рассматривают игрушечную грузовую машину, выделяют в ней основные функциональные части, определяют их пространственное положение.
Показ конструкций машины из строительного материала.
Дети определяют пространственное положение, размеры, форму.
Показ нескольких схематических изображений машин.
Дети выбирают ту схему, которая в наибольшей степени соответствует конструкции предметного образца.
2 часть
Все лишние схемы убираются.
Дети по схеме рассказывают, из каких деталей она состоит. Называют строительные детали, которые им понадобятся при конструкции машины.
Дети воспроизводят конструкцию машины по оставленной схеме.
3 часть
По окончании построек, дети рассказывают, какие детали они использовали и почему. Затем конструкции обыгрываются, дети рассказывают о назначении своих машин.
Тема: Строим трамвай по сх
еме[/b]
Цель: Закрепить умение находить в предмете с помощью схемы
основные функционально-структурные части. Учить последовательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конструкции. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Набор строительного материала, картинка с изображением трамвая, схема трамвая, мелкие игрушки.
Ход занятия:
1часть
Показ детям картины с изображением трамвая.
Дети рассказывают все, что они знают о трамвае, о его назначении, описывают его.
Показ схемы трамвая.
Дошкольники называют в ней основные части, соотносят с ней имеющийся на столах строительный материал, намечают мысленно его расположение в постройке. Анализ схемы проводят последовательно снизу вверх.
2 часть
Дети рассказывают, какие детали им понадобятся, ориентируясь на схему, воспроизводят постройку снизу вверх.
3 часть
По завершении постройки, проводится игровое упражнение «Посади пассажира на свое место». Дети с опорой на схему определяют место предмета в своих конструкциях. Затем постройки обыгрываются.
Тема: Конструирование под впечатлением музыкальных произведений
Цель: Вызвать музыкой зрительные ассоциации и предметные образы, связанные с определенным настроением. Словесно охарактеризовать прослушанную музыку. Развивать самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы. Воспитывать интерес к музыкально- конструктивной деятельности.
Материал: Записи музыкальных произведений, различные строительные детали, мелкие игрушки.
Ход занятия:
1часть
Дети прослушивают музыкальное произведение, отрывок из музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы», охарактеризовывают ее. Воспитатель советует обратить внимание на те чувства, те переживания, которые у них вызовет эта музыка. Дети делятся впечатлениями.
2 часть
Детям предлагается построить то, что им хочется под эту музыку строить. Ребята под музыку производят постройки, используя различный строительный материал: кубы, кирпичики, пластины, цилиндры, бруски, конусы, полукубы.
3 часть
По окончании строительства дети называют свои постройки, объясняют, почему дали им такие названия.
Затем все постройки обыгрываются.