Лариса Сидельникова
Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ
Тема проекта : «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ»
Выполнила:
Сидельникова Лариса Владимировна
Воспитатель МДОУ «ДС №28» г. Благодарный
Актуальность проекта :
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин:
Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи.
Проблема проекта : выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель проекта : Сформировать коммуникативные навыки посредством развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста и подготовки руки к письму.
Задачи проекта :
1. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
2. Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе; в пространстве на примере собственного тела.
3. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов: произвольного внимания; логического мышления; памяти и речи детей.
4. Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям; контроль за собственными действиями.
5. На основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников. Ожидаемые результаты: увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной; возрастет речевая активность, будет более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь; кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.
Сроки разработки и реализации проекта : учебный год.
Ресурсы проекта : дети, родители, воспитатели.
Методы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, заучивание стихов и потешек, чтение художественной литературы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЗАДАЧИ:
• Изучение научно-методической литературы по теме исследования;
• Изучение понятий, касающихся темы проекта;
• Подбор диагностического материала;
• Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
• Создание предметно – развивающей среды;
• Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;
• Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;
• Изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.
II этап - ОСНОВНОЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
ЗАДАЧИ:
• Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики, дидактических игр, упражнений, массажа с детьми;
• Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
• Разучивание стихов, потешек;
• Оформление папок – передвижек, информационных листов, выставок для родителей;
• Изготовление дидактических игр, пособий для развития крупной и мелкой моторики;
• Разучивание с детьми игр и упражнений и применение пальчиковой гимнастики во время досуга, в процессе организованной образовательной деятельности;
• Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
• Консультации, беседы с родителями, дни общения, мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики».
Перспективное планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми старшей группы в разных видах деятельности.
Месяц Неделя Игр и упражнений
сентябрь
1 неделя П. Г. «Кулачок- ладошка»
П. И. «Большой - маленький»
М. М. модули с прищепками
Пальчиковый бассейн
2 неделя П. Г. «Яичко»
П. И. «Петушок»
М. М. коробка для крышек разного размера.
Массаж «Орешек»- Покатаем с горки
3 неделя П. Г. «Гнездышко»
П. И. «Гей, чем дом»
М. М. сыпучий материал.
Сортировка природного материала.
Пальчиковый бассейн.
4 неделя
П. Г. «Коготки»
П. И. «Кошечка»
М. М. коробка с шариками разного размера.
Массаж «Орешек», «Карусель».
октябрь
1 неделя П. Г. «Пчела»
П. И. «Ай, ду- ду», «Овощи».
М. М. мелкий конструктор «Лего», шнуровка «Жучок»
Пальчиковый бассейн.
2 неделя П. Г. «Рыбка»
П. И. «Осень»
М. М. вкладыши- чашечки.
Шнуровка «Огород»
Массаж «Орешек»- погреем ручки
П. И. «Очки», «Бинокль», «Напёрсток»
М. М. сыпучий материал перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие.
3 неделя П. Г. «Гора»
П. И. «Дождик»
М. М. вкладыши- пирамидки, «Мозаика»
Массаж «Гнёздышко».
ноябрь
1 неделя П. Г. «Пальчики здороваются», «Гусь»
П. И. «Пальчики»
М. М. шнуровка «Дерево»
Игры со счётными палочками.
2 неделя П. Г. «Домик»
П. Г. «Мишка»
П. И. «Дом»
М. М. выкладывание «Разрезные картинки»
Игры бусинки – горошки.
3 неделя П. Г. «Человечек», «Ножницы»
П. И. «Наша группа»
М. М. сыпучие материалы, пересыпание из кувшина в кувшин.
Пальчиковый бассейн.
4 неделя П. Г. «Коза и козлёнок», «Зайчик»
П. И. «Башня»
М. М. подбор откручивающихся крышек и бутылочек.
Массаж с цилиндром.
декабрь
1 неделя П. Г. «Пальчики бегут», «Пальцы вместе - пальцы врозь».
П. И. «Дружные пальчики».
М. М. блоки с цилиндрами – вкладышами.
Массаж – кольцо, карандаш.
2 неделя П. Г. «Оленьи рога», «Волк».
П. И. «Наша группа».
М. М. мешочки для ощупывания с различными крупами.
Пальчиковой бассейн.
3 неделя П. Г. «Орёл», «Улитка».
П. И. «Каша»
М. М. сыпучий материал – пересыпание ложкой земли, песка, переливание жидкости из кувшина в кувшин.
Массаж пальчиков с маленьким мячиком – диаметр 5-6 см.
4 неделя
П. Г. «Братья», «Деревья».
П. И. «Пирог».
М. М. перекладывание, сортировка; ракушки, камушки.
Пальчиковый бассейн.
январь
1 неделя П. Г. «Семья», «Ёлочка».
П. И. «На ёлке».
М. М. игрушки – юла, волчок.
Шнуровка «Мы обедаем».
Пальчиковый бассейн.
2 неделя П. Г. «Кусаем пальчиками», «Весёлые маляры».
П. И. «Новые кроссовки».
М. М. сортировка, перекладывание природного материала.
3 неделя П. Г. «Мебель».
П. И. «Домик».
М. М. ящик для рисования на манке. Рамки с застёжками.
Пальчиковый бассейн.
4 неделя
П. Г. «Лодочка», «Солнце».
П. И. «Лебёдушка».
М. М. шнуровка, «Паровоз», «Корабль». Фигуры – вкладыши.
Массаж с цилиндрами.
февраль 1 неделя П. Г. «Петух». «Курочка».
П. И. «Бурёнушка».
М. М. складывание салфеток, платочков – сворачивание и разворачивание.
Пальчиковый бассейн.
2 неделя П. Г. «Лиса», «Зайки»
П. И. «Кролик»
М. М. коробочки с сортировкой цветных предметов.
Массаж с мячиками.
3 неделя П. Г. «Белка», «Волк»
П. И. «Есть у каждого свой дом»
М. М. сыпучий материал – ёмкость с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками.
Игры с бумагой.
4 неделя
П. Г. «Щенок лает», «Коготки».
П. И. «Собачка».
М. М. по – разному открывающиеся коробочки, футляры, кошельки.
Игры со счётными палочками.
март 1 неделя П. Г. «Цветки», «Стираем платочки».
П. И. «Весна».
М. М. пуговицы, проволока, леска, бусины – украшение.
Пальчиковый бассейн.
2 неделя П. Г. «Филин», «Весёлые ладошки».
П. И. «Дрозд – дроздок».
М. М. шнуровка «Пальма», «Грибок».
Массаж с кольцами.
3 неделя П. Г. «Осьминог», «Рыбка».
П. И. «Акула».
М. М. раскладывание бусин пинцетом в чашечки.
Рисование палочкой на подносе с песком.
4 неделя
П. Г. «Ёж», «Крючочки».
П. И. «Замок».
М. М. нанизывание фигурок, колечек на шнурочки.
Пальчиковый бассейн.
апрель
1 неделя П. Г. «Семья», «Повар»
П. И. «Машина каша».
М. М. сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями. Рамки с застёжками.
Пальчиковый бассейн.
2 неделя П. Г. «Качели», «Корзиночка».
П. И. «Котята».
М. М. рамки с застёжками.
Массаж с мячиком.
3 неделя П. Г. «Паук», «Улитка с усиками».
П. И. «Где обедал воробей».
М. М. составление целого из частей. Мозаика.
Пальчиковый бассейн.
4 неделя
П. Г. «Веник», «Зоопарк»
П. И. «Прогулка».
М. М. мешочки для ощупывания с фасолью, горохом, сортировка камушек по цвету, размеру.
май
1 неделя П. Г. «Пальчики разбежались».
П. И. «Рыбка».
М. М. модули с прищепками.
Шнуровка: «Сыр», «Незнайка». Игры со счётными палочками.
Пальчиковый бассейн.
2 неделя П. Г. «Деревья», «Цветы».
П. И. «Мартышки и книжки».
М. М. шумящие коробочки. Мелкая мозаика.
3 неделя П. Г. «Зоопарк».
П. И. «Травка – муравка», «Тили – Бом».
М. М. мешочки для ощупывания с крупами.
Сыпучий материал: пересыпание ложкой.
4 неделя
П. Г. «Братья», «Весёлые ладошки».
М. М. складывание, сворачивание, разворачивание салфеток.
Пальчиковый бассейн.
III. этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов проектной деятельности.
Выводы:
Таким образом при формировании мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующее:
принципиальный путь помощи – это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;
интенсивность развития сохранных и коррекция нарушенных функций ребенка;
усложнение приемов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Москва, Детство-Пресс, 2013
2. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова, Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
3. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. :ООО Издательство АСТ, 2000.
4. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! : пособие по логопедии для детей и родителей. СПб. : Издательский Дом Литера, 2005.
5. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2008.
6. Быстрова Т. А., Сизова Э. А. Логопедия в диалогах. СПб, Издательский Дом Литера, 2004
7. Крупенчук О. Н. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2005
8. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, Издательский Дом Литера, 1991