Лучший педагог года

Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ»

Лариса Сидельникова
Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ

Тема проекта : «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ»

Выполнила:

Сидельникова Лариса Владимировна

Воспитатель МДОУ «ДС №28» г. Благодарный

Актуальность проекта :

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин:

Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ“» размещена в разделах

Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи.

Проблема проекта : выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель проекта : Сформировать коммуникативные навыки посредством развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста и подготовки руки к письму.

Задачи проекта :

1. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2. Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе; в пространстве на примере собственного тела.

3. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов: произвольного внимания; логического мышления; памяти и речи детей.

4. Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям; контроль за собственными действиями.

5. На основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников. Ожидаемые результаты: увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной; возрастет речевая активность, будет более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь; кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.

Сроки разработки и реализации проекта : учебный год.

Ресурсы проекта : дети, родители, воспитатели.

Методы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, заучивание стихов и потешек, чтение художественной литературы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА :

I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЗАДАЧИ:

• Изучение научно-методической литературы по теме исследования;

• Изучение понятий, касающихся темы проекта;

• Подбор диагностического материала;

• Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

• Создание предметно – развивающей среды;

• Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;

• Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;

• Изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.

II этап - ОСНОВНОЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

ЗАДАЧИ:

• Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики, дидактических игр, упражнений, массажа с детьми;

• Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

• Разучивание стихов, потешек;

• Оформление папок – передвижек, информационных листов, выставок для родителей;

• Изготовление дидактических игр, пособий для развития крупной и мелкой моторики;

• Разучивание с детьми игр и упражнений и применение пальчиковой гимнастики во время досуга, в процессе организованной образовательной деятельности;

• Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

• Консультации, беседы с родителями, дни общения, мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики».

Перспективное планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми старшей группы в разных видах деятельности.

Месяц Неделя Игр и упражнений

сентябрь

1 неделя П. Г. «Кулачок- ладошка»

П. И. «Большой - маленький»

М. М. модули с прищепками

Пальчиковый бассейн

2 неделя П. Г. «Яичко»

П. И. «Петушок»

М. М. коробка для крышек разного размера.

Массаж «Орешек»- Покатаем с горки

3 неделя П. Г. «Гнездышко»

П. И. «Гей, чем дом»

М. М. сыпучий материал.

Сортировка природного материала.

Пальчиковый бассейн.

4 неделя

П. Г. «Коготки»

П. И. «Кошечка»

М. М. коробка с шариками разного размера.

Массаж «Орешек», «Карусель».

октябрь

1 неделя П. Г. «Пчела»

П. И. «Ай, ду- ду», «Овощи».

М. М. мелкий конструктор «Лего», шнуровка «Жучок»

Пальчиковый бассейн.

2 неделя П. Г. «Рыбка»

П. И. «Осень»

М. М. вкладыши- чашечки.

Шнуровка «Огород»

Массаж «Орешек»- погреем ручки

П. И. «Очки», «Бинокль», «Напёрсток»

М. М. сыпучий материал перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие.

3 неделя П. Г. «Гора»

П. И. «Дождик»

М. М. вкладыши- пирамидки, «Мозаика»

Массаж «Гнёздышко».

ноябрь

1 неделя П. Г. «Пальчики здороваются», «Гусь»

П. И. «Пальчики»

М. М. шнуровка «Дерево»

Игры со счётными палочками.

2 неделя П. Г. «Домик»

П. Г. «Мишка»

П. И. «Дом»

М. М. выкладывание «Разрезные картинки»

Игры бусинки – горошки.

3 неделя П. Г. «Человечек», «Ножницы»

П. И. «Наша группа»

М. М. сыпучие материалы, пересыпание из кувшина в кувшин.

Пальчиковый бассейн.

4 неделя П. Г. «Коза и козлёнок», «Зайчик»

П. И. «Башня»

М. М. подбор откручивающихся крышек и бутылочек.

Массаж с цилиндром.

декабрь

1 неделя П. Г. «Пальчики бегут», «Пальцы вместе - пальцы врозь».

П. И. «Дружные пальчики».

М. М. блоки с цилиндрами – вкладышами.

Массаж – кольцо, карандаш.

2 неделя П. Г. «Оленьи рога», «Волк».

П. И. «Наша группа».

М. М. мешочки для ощупывания с различными крупами.

Пальчиковой бассейн.

3 неделя П. Г. «Орёл», «Улитка».

П. И. «Каша»

М. М. сыпучий материал – пересыпание ложкой земли, песка, переливание жидкости из кувшина в кувшин.

Массаж пальчиков с маленьким мячиком – диаметр 5-6 см.

4 неделя

П. Г. «Братья», «Деревья».

П. И. «Пирог».

М. М. перекладывание, сортировка; ракушки, камушки.

Пальчиковый бассейн.

январь

1 неделя П. Г. «Семья», «Ёлочка».

П. И. «На ёлке».

М. М. игрушки – юла, волчок.

Шнуровка «Мы обедаем».

Пальчиковый бассейн.

2 неделя П. Г. «Кусаем пальчиками», «Весёлые маляры».

П. И. «Новые кроссовки».

М. М. сортировка, перекладывание природного материала.

3 неделя П. Г. «Мебель».

П. И. «Домик».

М. М. ящик для рисования на манке. Рамки с застёжками.

Пальчиковый бассейн.

4 неделя

П. Г. «Лодочка», «Солнце».

П. И. «Лебёдушка».

М. М. шнуровка, «Паровоз», «Корабль». Фигуры – вкладыши.

Массаж с цилиндрами.

февраль 1 неделя П. Г. «Петух». «Курочка».

П. И. «Бурёнушка».

М. М. складывание салфеток, платочков – сворачивание и разворачивание.

Пальчиковый бассейн.

2 неделя П. Г. «Лиса», «Зайки»

П. И. «Кролик»

М. М. коробочки с сортировкой цветных предметов.

Массаж с мячиками.

3 неделя П. Г. «Белка», «Волк»

П. И. «Есть у каждого свой дом»

М. М. сыпучий материал – ёмкость с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками.

Игры с бумагой.

4 неделя

П. Г. «Щенок лает», «Коготки».

П. И. «Собачка».

М. М. по – разному открывающиеся коробочки, футляры, кошельки.

Игры со счётными палочками.

март 1 неделя П. Г. «Цветки», «Стираем платочки».

П. И. «Весна».

М. М. пуговицы, проволока, леска, бусины – украшение.

Пальчиковый бассейн.

2 неделя П. Г. «Филин», «Весёлые ладошки».

П. И. «Дрозд – дроздок».

М. М. шнуровка «Пальма», «Грибок».

Массаж с кольцами.

3 неделя П. Г. «Осьминог», «Рыбка».

П. И. «Акула».

М. М. раскладывание бусин пинцетом в чашечки.

Рисование палочкой на подносе с песком.

4 неделя

П. Г. «Ёж», «Крючочки».

П. И. «Замок».

М. М. нанизывание фигурок, колечек на шнурочки.

Пальчиковый бассейн.

апрель

1 неделя П. Г. «Семья», «Повар»

П. И. «Машина каша».

М. М. сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями. Рамки с застёжками.

Пальчиковый бассейн.

2 неделя П. Г. «Качели», «Корзиночка».

П. И. «Котята».

М. М. рамки с застёжками.

Массаж с мячиком.

3 неделя П. Г. «Паук», «Улитка с усиками».

П. И. «Где обедал воробей».

М. М. составление целого из частей. Мозаика.

Пальчиковый бассейн.

4 неделя

П. Г. «Веник», «Зоопарк»

П. И. «Прогулка».

М. М. мешочки для ощупывания с фасолью, горохом, сортировка камушек по цвету, размеру.

май

1 неделя П. Г. «Пальчики разбежались».

П. И. «Рыбка».

М. М. модули с прищепками.

Шнуровка: «Сыр», «Незнайка». Игры со счётными палочками.

Пальчиковый бассейн.

2 неделя П. Г. «Деревья», «Цветы».

П. И. «Мартышки и книжки».

М. М. шумящие коробочки. Мелкая мозаика.

3 неделя П. Г. «Зоопарк».

П. И. «Травка – муравка», «Тили – Бом».

М. М. мешочки для ощупывания с крупами.

Сыпучий материал: пересыпание ложкой.

4 неделя

П. Г. «Братья», «Весёлые ладошки».

М. М. складывание, сворачивание, разворачивание салфеток.

Пальчиковый бассейн.

III. этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Подведение итогов проектной деятельности.

Выводы:

Таким образом при формировании мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующее:

принципиальный путь помощи – это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

интенсивность развития сохранных и коррекция нарушенных функций ребенка;

усложнение приемов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Москва, Детство-Пресс, 2013

2. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова, Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.

3. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. :ООО Издательство АСТ, 2000.

4. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! : пособие по логопедии для детей и родителей. СПб. : Издательский Дом Литера, 2005.

5. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2008.

6. Быстрова Т. А., Сизова Э. А. Логопедия в диалогах. СПб, Издательский Дом Литера, 2004

7. Крупенчук О. Н. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2005

8. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, Издательский Дом Литера, 1991

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда»Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 14:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сидельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД