Алина Кудряшова
Проект «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Развитие мелкой моторики у детей с ОНР»
Содержание:
1Введение. Актуальность выбранной темы. 2Основная часть. 2.1Оснащение уголка «Умелые пальчики» 2.2Развитие мелкой моторики во время непосредственно образовательной деятельности
2.3Развитие мелкой моторики в индивидуальной работе с деть
2.4Развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности детей.
2.5Работа с родителями
3Заключение
4Список литературы
5Приложения
Введение.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но и то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» Д. Бруно
В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и воспитательницей мозга. Проекция кисти, и особенного большого пальца, в средней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяжённость, как проекция всего остального тела. Функции кисти уникальны. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. [Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. – М. : АСТ: Астрель 2009. С. 23]
Поэтому я считаю, выбранную мною тему актуальной для детей дошкольного возраста, а тем более для детей с общим недоразвитием речи. Как подчёркивает М. М. Кольцова, упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга [Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М., 1973].
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!
Вид проекта : творческий, групповой
Участники: дети, воспитатели, родители группы
Возраст детей : 5-7 лет.
Сроки реализации: 1 год
Цели: Развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики
Для реализации цели определила следующие задачи:
-Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
-Развивать тактильную чувствительность рук детей.
-Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
-Сформировать элементарные специфические графические навыки.
-Подготовить руку ребенка к письму.
Предполагаемый результат:
-Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики;
-Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия;
-Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук. -Пополнение развивающей среды группы Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.
Реализация проекта
Подготовительный этап.
Свою работу я начала с подбора методической литературы, определения задач по взаимодействию с сотрудниками детского сада; оборудования предметно – развивающей среды в группе (создание уголка, подбора игр и мероприятий, проведения диагностики.
Поставила следующие задачи:
-Создать условия в группе для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников.
-Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
-Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом
-Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
-Осуществлять взаимосвязь с учителем – логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры.
-Повышать компетентность родителей в области развития у ребенка мелкой моторики через такие формы взаимодействия с семьей:
* образование родителей: проведение мастер – классов, семинаров;
* информирование родителей: индивидуальные и групповые консультации, создание памяток, оформление информационных стендов;
* совместную деятельность: посещение различных мероприятий в ДОУ, изготовление атрибутов в уголке «Умелые пальчики».
Я осуществляю образовательный процесс по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е,Веракса, Т. С. Комароой, М,А. Васильевой.
Для успешной реализации всех задач по развитию мелкой моторики в группе оборудовала уголок «Умелые пальчики», в котором имеются:
*дидактическая игрушка – рак, на котором расположены кнопочки, пуговицы, замок, липучка, шнуровка; пальчиковый бассейн (таз с разными крупами);
игры-шнуровки; коробки с песком, манкой; подобраны игры и пособия для нанизывания бус, колец, различных мелких предметов, схемы - картинки для выкладывания мелкими геометрическими фигурками, крупами, палочками; рамки – вкладыши; пирамидки разной величины пластмассовые, деревянные дидактическая игра с прищепками (дополнить силуэт недостающими деталями); дидактическая игра «Свари кашу» (для определения крупы на ощупь); перчаточные куклы, связанные из ниток; мозаика мелкая цветная, крупная ; настольный деревянный театр «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»; театр кукол би-ба-бо; кубики крупные (деревянные, пластмассовые, кубики мелкие (деревянные, пластмассовые); игра настольная " Чудесные шнурочки", «Цветные шнурочки»; счётные палочки (разноцветные); игра " Собери бусы"(деревянные), игра " Собери пуговицы» ;
пазлы разного размера по сказкам; книжки-раскраски ; книжки с заданиями «Дорисуй», «Обведи»; различные виды конструктора; пеналы из цветных спичек; ящик ощущений (по типу чудесного мешочка);
подобраны и оформлены в дидактическую папку «Играем с пальчиками» пальчиковые игры и упражнения разных видов; пластилин, карандаши, фломастеры, мелки, раскраски, трафареты для обведения и штриховки для самостоятельной деятельности;
Проведенная в начале года диагностика (приложение 1) по развитию мелкой моторики показывает, что у основной массы детей вялые движения. Двое детей вообще не смогли выполнить некоторые упражнения.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мной была поставлена задача, провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с логопедом группы, музыкальным работником, инструктором по физо (приложение 2) и родителями (приложение 3).
Работу по развитию тонкой моторики провожу в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. (приложение 4).
1. Одной из форм работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность. Тему занятий определяю в соответствии с лексической темой недели.
Рисование. Использую нетрадиционные методики.
«Золотая осень», «Снегири на ветке рябины», «Пингвины на льдине» (рисование методом тычка). «Осень на опушке краски разводила» (печатанье листьями). «Плюшевый медвежонок» (губкой). «Белая берёза» (свечой).
Аппликация. Использую различные виды материалов.
«К нам гости пришли» (ткань). «Укрась свитер», «Боровик» (крупа)
«Заснеженный дом» (обрывание бумаги).
Лепка.
«Дымковская барышня», «Гжельский сервиз» (солёное тесто). «Золотая рыбка», «Осенний лес» (пластилинография).
Конструирование.
«Лесовичок», «Сова», «Пингвин» (из природного материала). «Ваза», «Лодка» (из бросового материала). «Кошка с котятами», «Грач» (оригами).
Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих
способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи
Графика.
На этих занятиях я использую пальчиковую гимнастику с предметами (карандаш, катушка).
Обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант. Использую пособие Ткаченко «Графические диктанты», «Рисующий гномик».
Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Кружок изонити «Мастерская паучка Тимошки»
Занятия изонитью воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движений рук.
Другие занятия.
На занятиях обязательно включаю физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки провожу в сочетании движений с речью детей. Текст составляю так, чтобы в одной физкультпаузе, содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
2. Индивидуальная работа.
*Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем ребёнок копирует букву из предложенного материала. Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки, коробочки с песком и манкой. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
*Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Учу ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика, – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Шнуровка на различных предметах. Сматывание шерстяной пряжи в клубки. Завязывание и развязывание бантов, узлов. Застегивание пуговиц, молний, крючков. Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой. Конструирование из палочек, спичек полосок узоров различными пальцами. Выкладывание из круп изображений по контуру.
Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "пальчиковый бассейн". Игры с "раком" (дидактическая игрушка). Изготовление бус из разноцветных скрепок. Игры с прищепками.
4. Мной применяются разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы (приложение №) :
- проведение открытых занятий (визиты в группу);
-проведение собрания «Организации игр с детьми в домашних условиях,
способствующих развитию мелкой моторики»;
- тематические консультации, папки-передвижки;
- выпуск памяток, информационных листков.
Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики
положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие
речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Выводы
Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:
– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
– подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических и коррекционных групп;
– при работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
– сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;
– повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;
– вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;
– начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе);
– упражнения должны выполнятся, непродолжительно;
– все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.
Список литературы.
1 Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. – М. : АСТ: Астрель 2009. С. 23
2Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М., 1973].
3Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб, 1996
4Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр – СПб, 1997
5Савельева Е. А. Пальчиковые жестовые игры в стихах для дошкольников – СПб. : «Детство-пресс», 2011
6 Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит- СПб,1997
7Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Санкт-Петербург 1997.
Приложения.
Приложение №5
Консультация для родителей
Развитие мелкой моторики в быту.
Уважаемые родители! Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
5. Открывать почтовый ящик ключом.
6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.
11. Помогать перебирать крупу.
12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
14. Собирать на даче или в лесу ягоды.
15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
16. Вытирать пыль, ничего не упуская.
17. Включать и выключать свет.
18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
19. Перелистывать страницы книги.
20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Приложение №2
Сотрудничество со специалистами.
Приложение №3
Взаимодействие с родителями.
Приложение №1
Обследование мелкой моторики у детей.
Задания.
1 «Игра на рояле» пальцами.
2 Кулак-ладонь-ребро (правой, затем левой рукой).
3 Чередование движений: правая рука –ладонь, левая рука-кулак, далее наоборот.
4 «Пальчики здороваются» ( на одной руке: все пальчики поочерёдно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).
Условные обозначения.
+ - задание выполнено
- - задание не выполнено
0 – вялость движений
*- напряжённость, скованность движений
- нескоординированность движений