елена орлова
Проект «Развитие мелкой моторики рук посредством техники оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕ-ЖДЕНИЕ
«Детский сад № 42»
ПРОЕКТ
ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Развитие мелкой моторики рук по средством техники оригами»
2020-2021 учебный год
Выполнила: воспитатель средней группы №4
Орлова Е. В.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук посредством техники оригами“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьезное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.
Актуальность
Актуальность выбранной темы состоит в том, уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценки. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятия рукоделием.
Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Я работаю в группе с детьми имеющими нарушения речи, при этом помимо речевых нарушений у детей имеются нарушения и в развитие мелкой моторики.
Поэтому, работа с бумагой в технике – оригами была выбрана мной для развития у детей мелкой моторики руки.
Цель инновационной деятельности: развитие мелкой моторики рук посредством техники оригами.
Задачи:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., и базовыми формами оригами;
Формировать умение следовать устным инструкциям;
Обучать различным приемам работы с бумагой;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие :
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
Развивать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, глазомер;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Развивать пространственное воображение;
Развивать умение создавать композиции из поделок, выполненных в технике оригами.
Совершенствовать трудовые навыки и умения работы с бумагой, ножницами, клеем.
Воспитательные
Воспитывать интерес к искусству оригами;
Расширять коммуникативные способности детей;
Формировать культуру труда;
Способствовать созданию игровых ситуаций.
Ожидаемые результаты:
1. Высокий уровень сформированности мелкой моторики рук;
2. Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять разные поделки способом оригами;
3. У воспитанников сформируются навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности, умения самостоятельно действовать и осуществлять контроль;
4. Дети будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.
Алгоритм использования технологии
Подготовительный этап: Изучить литературу по данной тематике. Разработка тематического и перспективного планирования для детей старшего дошкольного возраста. Подбор диагностического материала для диагностики мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Мониторинг детей. Анализ и обобщение результатов. Составление картотеки дидактических игр на развитие мелкой моторики рук. Самостоятельное изучение данной техники :
- азбуку оригами : термины, знаки, линии, принятые в схемах;
- способы получения квадратов;
- технику изготовления фигурок.
Составление плана самообразования по теме. Составить план работы с родителями по данному направлению.
Практический этап:
Проведение занятий согласно разработанному перспективному планированию. Систематическое применение дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики в ООД. Самостоятельное выполнение детьми индивидуальных и коллективных работ в технике оригами. Подготовка наглядного материала (консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей). Проведение с родителями мастер-классов, консультаций и индивидуальных бесед по данной тематике.
Итоговый
Мониторинг детей. Анализ и обобщение результатов.
Основные принципы применяемые в работе с детьми:
Системности – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий;
Преемственности – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
Возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста;
Наглядности- широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы;
Деятельностный принцип – задачи развития психических функций достигаются через практическую деятельность;
Принцип индивидуализации, учитывающий индивидуально-личностные осо-бенности детей: темперамент, характер, интересы и др. ;
Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Занятия по оригами строятся по следующему плану:
1. Организационная часть – создается эмоциональный настрой на занятие, беседа, показ и рассматривание образца;
2. Практическая часть – выполнение задания, педагог оказывает индивидуальную помощь;
3. Итог занятия – подводится итог занятия, анализируется работа (аккуратность, последовательность, творчество).
Для снятия усталости и напряжения в каждое занятие включены физминутки и игры с пальчиками.
Методы используемые при проведении органично сочетаются.
Используется наглядный метод – демонстрация способов действий, показ образца,
словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.
Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Организация выставок детских работ;
- Презентация работ на официальном сайте МДОУ №42 и в инстаграмме;
- мониторинг развития мелкой моторики рук.
Для выявления результатов реализации технологии «Развитие мелкой моторики рук посредством оригами» проводится диагностика два раза в год: входящая – в сентябре, итоговая – в мае с использованием игровых упражнений. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.
Содержание проекта :
Подготовительный этап
Деятельность детей:
Образовательная область «Познание»
1. Знакомство детей с искусством оригами, получение представлений о значении оригами, о его истории.
2. Знакомство детей со свойствами и особенностями бумаги.
3. Расширение знаний об основных геометрических понятиях: угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник и т. д.
4. Развитие познавательной активности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное»
1. Активное участие каждого ребенка в выполнении поделки.
2. Формирование чувства заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам.
3. Расширение словарного запаса.
4. Развитие лексической, грамматической сторон речи.
Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие звуковой культуры речи.
Деятельность педагога
Создание информационной базы (консультации, папки – передвижки, изучение литературы по теме).
Создать условия для создания поделок из бумаги.
Организовать образовательный процесс через интеграцию игровой и продук-тивной деятельности детей.
Диагностирование детей
Оформление альбома с иллюстрациями поделок оригами. 6. Анкетирование родителей.
Деятельность родителей:
Активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей
Расширять знания родителей об особенностях развития конструктивных и творческих способностей детей и мелкой моторики в процессе работы по оригами.
Способствовать установлению партнерских, доверительных отношений педагога и родителей в вопросах конструирование из бумаги в технике оригами.
Основной этап: Организация деятельности детей.
МЕСЯЦ ТЕМА ПРОРАМНОЕ
СОДЕЖАНИЕ
Сентябрь Тема: Ознакомление со свой-ствами бумаги
Выставка поделок оригами, плакат с условными обозначе-ниями Цель: Дать понятие – оригами, это японское искусство.
Рассказать историю возникно-вения оригами.
Познакомить с графическим языком оригами.
Тема: «Знакомство с оригами»
«Сказка о квадратике»
квадратный лист бумаги 12/12 см. на каждого ребёнка, образ-цы поделок Познакомить детей с поделками из бумаги, показать виды сги-бания, находить линию сгиба,угол, сторону. Закрепить зна-ния о геометрических фигурах. Развивать воображение, наход-чивость.
Октябрь Тема: «Мордочка собаки»
По 2 квадратных листа бумаги размером 15/15см на каждого ребёнка, цветные карандаши. Цель: Закреплять умение скла-дывать квадратный лист бумаги «косынкой», сгибать уголки вниз, отгибать верхний угол назад.
Стимулировать развитие памяти
Развивать мелкую моторику рук.
Тема: «Мордочка кошки»
По 2 квадратных листа бумаги размером 15/15см на каждого ребёнка, цветные карандаши Цель: Закреплять умение скла-дывать квадратный лист бумаги «косынкой», сгибать уголки вниз, отгибать верхний угол назад.
Стимулировать развитие памяти
Развивать мелкую моторику рук
Ноябрь Тема: «Строим дом»
Образец, на каждого ребёнка - альбомный лист, прямоуголь-ник размером 15/8см, белый квадрат размером 5/5см, 2 си-них квадрата размером 3/3см, клей (на каждого ребёнка). Схема. Закреплять умения и навы-ки создавать поделки в тех-нике оригами.
Продолжать совершенство-вать навыки детей делать правильные, чёткие сгибы.
Познакомить с базовой фор-мой «дверь».
Тема: «Флажок»
по 2 квадратных листа 15/15 см, 2 полоски шириной 1 см, длин-ной 20 см из картона, клей. Цель: Познакомить с новым термином «косынка».
Закрепить умение совмещать противоположные углы «ко-сынкой».
Воспитывать самостоятель-ность, усидчивость
Развивать мелкую моторику рук.
Декабрь Тема: «Ёлка»
3 квадрата размером 10/10 см, 12/12 см, 15/15 см зелёного цве-та, клей (на каждого ребёнка). Цель: Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги.
Закреплять умение совмещать углы, получая треугольник.
Составлять из треугольников ёлочку, начиная снизу с самой большой
детали, соединять заготовки с помощью клея.
Развивать творческие способно-сти детей
Ёлочка«Ёлочки в лесу»
(коллективная работа)
Прямоугольные листы бумаги размером 6/6, 7/7,8/8 см зелёно-го цвета, квадратный лист бумаги 3/3см, клей, фон для общей работы – на каждого ребёнка. Образец Учить детей работать с прямо-угольным листом бумаги, скла-дывая его пополам совмещая длинные стороны, опускать верхние углы вниз к середине прямоугольника.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество
Январь Тема: «Открытка» Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать ее. Аппликационное оформ-ление открытки. Развивать фантазию и творчество.
Познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей
Тема: «Книжка»
по 3 альбомного листа на каж-дого ребёнка, образец, схема Цель: Учить складывать пря-моугольный лист пополам, сов-мещая короткие стороны.
Закрепить умение вкладывания готовых заготовок друг в друга.
Познакомить с базовой формой «книжка». Активизировать творчество, фантазию.
Февраль Тема:
«Ожившая сказка»
Оборудование:
Бумажные Ширма, декорации, крупные поделки, выполненные в технике оригами (бабочка, кошка, собака, рыбки, зайцы).
Цель: Повышать интерес к за-нятиям оригами, используя иг-ровые приёмы;
Учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности;Развивать мыш-ление, сообразительность; Вос-питывать у детей усидчивость.
Тема:«Звезда»
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Цель: Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей;
Познакомить с последователь-ностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схе-му; Учить четко выполнять ин-струкцию педагога; Развивать объяснительную речь.
Март Тема: «Цветы»
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Цель: Учить детей изготовле-нию цветов в стиле оригами;
Помочь каждому ребенку до-биться желаемого результата; Улучшать способность следо-вать устным инструкциям; Раз-вивать творческое воображение; фантазию;
Тема:
«Панно «хризантемы»
Оборудование: Лист ватмана, разноцветные бумажные квад-раты, бумажная обрез, ножни-цы, клей-карандаш.
Цель: Познакомить детей с но-вым способом изготовления цветов в стиле оригами;
Развивать способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев под кон-тролем сознания; Продолжать учить работать в коллективе; Закрепить умение пользоваться ножницами;
Апрель Тема: «Солнышко»
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Цель: Продолжать учить ма-стерить из бумажного квадрата поделки, используя уже извест-ные приемы складывания бума-ги;
Развивать конструктивное мышление, фантазию, вообра-жение; Расширять коммуника-тивные способности.
Тема: «День космонавтики»
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.
Цель: Совершенствовать навы-ки работы с бумагой, ножница-ми;
Уточнить знания детей о празд-нике «День космонавтики»; За-крепить умение мастерить по-делки с использованием поопе-рационных карт и схем; Воспи-тывать самостоятельность
Май Тема:
«Бабочки – красавицы»
Оборудование:
Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш. Цель: Продолжать учить детей изготавливать поделки в стиле оригами;
Упражнять в свободном выборе цвета; Закреплять умение рабо-тать по схеме;
Развивать воображение, акку-ратность;
Коллективная работа
ожившая сказка
«Теремок»
Образец, на каждого ребёнка - альбомный лист, прямоуголь-ник размером 15/8см, белый квадрат размером 5/5см, 2 си-них квадрата размером 3/3см, клей (на каждого ребёнка). Схема. Цель: Закрепить умение масте-рить поделки, использую базо-вую форму «книжка» для изго-товления домика – теремка.
Развивать мелкую моторику рук.
Работа с родителями.
Беседы
Консультации «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать»
«Роль оригами в развитии детей»,
«Развитие мелкой моторики посредством оригами»
Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома.
Результаты деятельности детей.
Выставка поделок оригами.
Заключительный этап
Презентация материалов проекта.
Выставка поделок оригами.
Выставка совместного детского творчества с родителями.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Сформированные знания у детей об искусстве оригами
Созданы условия для развития творческих и конструктивных способностей у детей
Для родителей:
Информированность об искусстве оригами
Проявляют интерес к деятельности детей в детском саду
Результативность и перспектива
Чтобы отследить результаты проделанной работы я провила мониторинг развития детей в конструировании: на начало и конец учебного года.
Степень развития творческих способностей детей в конструировании я определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.
Высокий уровень:
Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Предложенные задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно. Следуют устным инструкциям педагога. Владеют основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. ;
Средний уровень:
Мелкая моторика развита недостаточно. Допускают ошибки, но видят свои неточности, стараются их поправить. Нуждаются в дополнительных указаниях взрослого. В то же время проявляют устойчивый интерес к конструированию из бумаги
Низкий уровень:
Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.
Анализ результатов проекта :
В ходе реализации проекта была достигнута основная цель-у детей появился интерес к техники оригами и желание узнавать новое о бумаге. Был обобщён и обогащён опыт детей в сфере художественного воспитания путём применения научных методов и приёмов. У детей сформировался стойкий интерес к узнаванию свойств и особенностей бумаги, желание самостоятельно конструировать различные поделки. В период работы над проектом дети пополнили свой словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей были сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности.
Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих и конструктивных способностей детей, развитию мелкой моторики, эстетического восприятия.
Литература
1. Агапова, И. А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с. - (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб. : Химия, 1994. – 64 с.
3. Афонькин, С. Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. : Аким, 1997. – 64 с.
4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. М. : Просвещение, 1992. – 208 с.
5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст] : конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
6. От рождения до школы [текст] : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст] : пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М. : Просвещение, 2007. – 16 с.
8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М. : Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М. : Эксмо, 2003. – 246 с.
10. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
11. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
12. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
13. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст] : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт. -сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
14. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей : 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).