Юлия Каракулова
Проект «Разноцветная неделька»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЬКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «МАЛЮТКА»
ДЕТСКОГО САДА «СКАЗКА»
Авторы проекта : воспитатель группы «Малютка» Каракулова Юлия Владимировна
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатель второй младшей группы.
Тип проекта : творческий, обучающий.
По числу участников проекта : групповой
Публикация «Проект „Разноцветная неделька“» размещена в разделах
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
Цель проекта : Закрепление основных цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
Задачи проекта :
Закреплять знания цветового спектра у детей.
Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета.
Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
Упражнять в умении рассказывать о цвете.
Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.
Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
Актуальность проблемы:
Развитие органов чувств у детей до 3-х лет идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Одно из направлений сенсорного воспитания - это развитие чувства цвета у ребенка.
С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности.
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей ребенка, но и способность отражения им окружающего мира. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют.
В раннем возрасте различение цвета происходит со значительными трудностями и очень медленно у большинства детей. Проводимый мониторинг детей нашей группы в начале года это доказала.
Мы проводили различные игры для выяснения насколько хорошо дети владеют цветовым восприятием, и к концу мониторинга оказалось, что, к сожалению, одна треть детей нашей группы оказалась не способной различать даже основную цветовую гамму. Было принято решение о том, что для дальнейшей продуктивной работы с детьми, необходимо что бы все дети владели знаниями об основных цветах и могли ими свободно оперировать.
Основой проекта стали дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета). Они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.
В итоге дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
Методы достижения поставленных целей и задач
• игровой метод: дидактические игры;
• наглядный метод: наблюдения в природе и окружающем мире, рассматривание дидактических пособий, предметов, игрушек, ИКТ;
• практический: показ способов действия с предметами, эксперимент;
• словесный метод: рассказ воспитателя, беседы, художественное слово;
• средовый метод: взаимодействие с предметно-пространственной развивающей средой.
Ожидаемые результаты
1. Дети ориентируются в основных цветах, используют их названия в речи, используют обследовательские действия к игрушкам и другим предметам.
2. В группе будет создан информационный стенд для родителей.
3. Обогащение развивающей среды в группе (сенсомоторный центр).
4. Развиваются предпосылки коммуникативной компетенции: готовность к взаимодействию со взрослым, сверстником.
5. Развиваются основные психические процессы (память, воображение, восприятие).
6. Развивается познавательная активность: задаё т вопросы: «Какого цвета?» и т. д.
7. Возросший интерес родителей к участию в образовательной деятельности.
Предполагаемые продукты проекта
1. Медиатека презентаций;
2. Подборка дидактических игр;
3. Выставка детских работ «Божья коровка»
4. Коллективная работа «Разноцветные шары»;
5. Разработана консультация для родителей «Цветные фантазии… или как влияют цвета на поведение детей».
Работа с родителями:
Родители подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Получают необходимые консультации и рекомендации для закрепления знаний детей основной цветовой гаммы.
Обеспечение проектной деятельности :
Художественная литература.
Разноцветная бумага и картон.
Бумага для рисования.
Краски, гуашь, кисточки.
Пластилин.
Игрушки разных цветов, различный дидактический материал.
Предполагаемый результат проекта :
Дети правильно различают и называют основные цвета.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Развитие речи» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Красный (Желтый, Зеленый, Синий)», «Какой твой цвет любимый».
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» (рисование) «Божья коровка».
Дидактическая игра «Что какого цвета», «Найди цвета, которыми нарисован Петушок» «Волшебный мешочек».
Образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» - дидактические (подвижные) игры «Найди мячик нужного цвета», «Разноцветные флажки» «Найди свой домик».
Чтение художественной литературы «Сказка о пингвиненке, который мечтал стать синим».
Образовательная деятельность по ОО «Труд» - дидактическая игра «Из чего сделаны красные предметы».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Коструирование» - «Жёлтые дорожки к домику».
Работа с родителями – изготовление наглядного материала для детей по теме: «Что у нас какого цвета?».
Заключительный этап
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» пластилинография «Разноцветные шары».
Составление портфолио проекта.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»
Понедельник - Желтый день
«Жёлтые дорожки к домику»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, конструирование, «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели деятельности педагога: познакомить с желтым цветом; учить отвечать на поставленный вопрос полными предложениями., учить определять совокупности словами «один», «много», «ни одного», исследовать какие предметы бывают неизменно желтого цвета, а какие могут быть и других цветов на различных примерах, учить последовательности в действиях, учить осуществлять сенсорный анализ постройки.
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к участию в совместных развивающих играх, участвует в разговорах во время рассматривания картинок, активен при создании индивидуальных и коллективных композиций конструировании, участвует в обсуждениях, отвечает на вопросы.
Материалы и оборудование: презентация, картинки с желтыми предметами, счетные палочки/кирпичики.
Просмотр презентации «Желтый цвет»
Стихотворение дня «Жёлтый цвет» с демонстрацией картинок
А. Маркова
В детских садиках и школах
Этот цвет детьми любим,
Самый солнечный, весёлый,
Не сравнится с голубым!
Цвет подсолнухов и солнца,
Он, как золото, блестит.
Жёлтым глазиком в оконце
Одуванчик к нам глядит.
Жёлтый маленький цыплёнок
Ловко зёрнышки клюёт.
В кухне за столом ребёнок
Чай с лимоном жёлтым пьёт.
Пожелтела кукуруза,
В чистом поле разрослась.
Даже тыква желтопуза
Жёлтым цветом налилась.
А когда уходит лето,
Клён желтеет молодой,
Осень жёлтую поэты
Называют золотой!
ОД «Конструирование» «Жёлтые дорожки к домику»
Вторник – Красный день
«Божья Коровка»
Реализация содержания программы в образовательных областях:, «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Цели деятельности педагога: продолжать учить рисовать предметы округлой формы, работать кистью (правильно держать кисть, обмакивать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю краску о край баночки); закреплять знание цветов (в данном случае красного); вызывать желание рисовать.
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Божья коровка», участвует в выставке детских работ, в разговоре о красном цвете, с удовольствием слушает новые стихи.
Материалы и оборудование: презентация «Учим цвета» (красный цвет, картинки с божьей коровкой и другими предметами красного цвета, краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, бумага.
Презентация «Учим цвета» (красный цвет).
Стихотворение дня «Красный цвет».
Автор: Т. Красюк (переделано)
Красный — это же красивый!
Взять хотя б малинку
Или замечательных
Коровок божьих спины:
А краса рябины красной,
Красный перец, помидор
Удивительно прекрасен
Даже красный мухомор
ОД «Художественное развитие» (рисование) «Божья Коровка»
Среда – Синий день
Сказка о пингвиненке, который мечтал стать синим.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественно литературы.
Цели деятельности педагога: познакомить со «Сказкой о пингвиненке, который мечтал стать синим»; вызвать желание послушать ее еще раз; показать образы героев; воспитывать интерес к художественным произведениям.
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: с интересом слушает «Сказку о пингвиненке, который мечтал стать синим», участвует в ее обсуждении, отвечает на вопросы по содержанию текста сказки.
Материалы и оборудование: Презентация «Учим цвета» (синий цвет, «Сказку о пингвиненке, который мечтал стать синим», иллюстрации к сказке.
Презентация «Учим цвета» (синий цвет)
Стихотворение дня «Синий цвет».
Е. Менжинкая
В синем море синий кит.
В синем небе туча спит.
На тарелке голубой
Сливы синие горой.
Куртку синюю возьмём
И гулять с тобой пойдём.
Если туча вдруг проснётся,
Синий дождь на нас польётся!
Сказка о пингвиненке, который мечтал стать синим
Однажды мама-пингвиниха снесла яйцо. Она согревала его своим теплом и мечтала: «Скорей бы мой малютка появился на свет! Я буду его любить и кормить самыми свежими рыбками! Его перышки будут отливать синевой, как у папы-пингвина. Ах, скорей бы он появился на свет! Мы так его ждем!»
Ей вторил папа-пингвин: «Я научу своего сыночка нырять! Он будет самым лучшим нырком, а его темно-синим перьям будут завидовать все вокруг».
Тут внезапно – крак! – скорлупка раскололась, и на свет появился маленький птенчик:
– Здравствуй, мама! Привет, папа! Скорее дайте мне рыбки, я ужасно проголодался, пока сидел в яйце!
– Нет, ты не мой сын! – сказал папа. – Мой сынок должен быть темно-синим, а ты какой-то бледный, почти белый. Наверное, тебя подменили! Какой ужас!
– Думаю, тут дело совсем в другом! Не будем спешить с выводами, – сказала мама. – Его надо для начала просто искупать – это, наверное, всего лишь пыль. Он сидел в яйце очень долго, вот она и налипла на него. Мама повела пингвиненка к воде.
Уж и мылила она его, и щеткой терла – бесполезно. Синева так и не проглянула из-под светлых перьев.
– Отправляйся тогда в дорогу! – сказал ему отец. – Может, кто-нибудь расскажет тебе, как вернуть синий цвет.
И пингвиненок пошел. Шел день, другой. Наконец встретил на своем пути белого медведя.
– Мишенька! Что со мной не так, как мне вернуть синий цвет?
– Я всякое видывал, когда ходил по свету, но таких пингвинов, как ты, не встречал. Спроси лучше у орла, ему со скалы виднее, в чем дело.
Пришел пингвиненок к орлу:
– Что со мной такое, почему мои перья не синие, как у мамы с папой?
– Я высоко сижу, далеко вижу, но такого странного пингвина заметил впервые. Уж и не знаю, чем помочь твоей беде. Сходи-ка ты лучше к мудрой сове, она все знает.
Пингвиненок поспешил в путь. Долго он шел, больше месяца. Наконец-то увидел совиное дупло.
– Совушка-сова, помоги моей беде! Как мне стать синим?
– Подойди поближе, малыш, я ведь слеповата на оба глаза. Так, постой, да ты. уже темно-синего цвета!
– Ура! – обрадовался пингвиненок. – Но как же так получилось, месяц назад я был почти белым, чем очень расстроил маму с папой.
– Они просто забыли, что все пингвинята рождаются светленькими, а темнеют постепенно. Беги же к свои родителям, обрадуй их!
С тех пор семья пингвинов жила счастливо и помнила простую истину: важно не то, каким ты родился, а каким стал потом.
Четверг – Зеленый день
Разучивание стихотворения
Е. Горева «Вот зелёный карандаш»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели деятельности педагога: формировать диалогическую речь, умение анализировать, развивать восприятие цвета, формы; учить определять, из чего сделаны предметы.
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: эмоционально, заинтересованно смотрит презентацию, отвечает на вопросы по заданной теме, игрового персонажа (матрешки, знакомится с ним, рассмотривает и сравнивает предметы на картинках, учавствует в их обсуждении, проявляет эмоциональную отзывчивость на стихотворение дня. Материалы и оборудование: Презентация «Учим цвета» (зеленый цвет, мячи разноцветные.
Презентация «Учим цвета» (зеленый цвет).
Стихотворение дня «Зеленый цвет» с демонстрацией картинок на информационной доске.
ОД Речевое развитие. Разучивание стихотворения
Е. Горева
Вот зелё ный карандаш:
Летний чудный с ним пейзаж!
Нарисует травку он
И листву со всех сторон,
А на стройной ёлочке
Зелёные иголочки.
Дидактическая игра: «Один – много»
Пятница – День моего любимого цвета.
«Шары для гномика на праздник».
Реализация содержания программы в образовательных областях:, «Художественно-эстетическое развитие» (пластилинография, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Цели деятельности педагога: продолжать учить рисовать предметы округлой формы, воспитывать желание заниматься творчеством, самостоятельность; продолжать знакомить с кругом; наклеивать аккуратно фигуры, учить растягивать пластилин по фигуре; учить правильно подбирать по цвету ниточки к шарикам; закреплять знание цветов (красного, зеленого, желтого, синего); вызывать желание работат в коллективе.
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Шары для гномика на праздник», участвует в выставке детских работ, в разговоре о признаках воздушных шаров, активно участвует в совместных дидактических и подвижных играх, различает основные цвета.
Материалы и оборудование: картонные заготовки для пластилинографии, клей, пластилин, сюжетные картинки с изображением детей и взрослых с разноцветными воздушными шарами, шарики воздушные разного цвета, флажки разноцветные, корзинка с игрушками красного, желтого, зеленого, синего цветов разной формы.
ОД «Физическое развитие» Игра с разноцветными флажками, игра «Найди мячик нужного цвета».
Рисование «Шары для гномика на праздник» (коллективная работа)