Ваганова Валентина
Проект работы по развитию мелкой моторики в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Плотниковский детский сад
Проект работы по развитию мелкой моторики
в младшей группе
Подготовила воспитатель: Ваганова В. П.
ИДЕЯ ПРОЕКТА :
О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией.
Публикация «Проект работы по развитию мелкой моторики в младшей группе» размещена в разделах
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Создание условий для развития мелкой моторики у детей на занятиях и повседневной деятельности; развитие у детей познавательного интереса, эстетического восприятия, творческого отношения к выполнению заданий.
ЗАДАЧИ:
- изучить игровые технологии в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста;
- составить подборку дидактических игр, создание предметно-развивающей среды в группе;
- привлечение родителей к развитию мелкой моторики рук детей.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: долгосрочный сентябрь - апрель 2018-2019г.
УЧАСНИКИ: дети, педагоги, родители.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: вторая младшая группа
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети:
- повышение интереса к пальчиковой гимнастике в повседневной жизни;
- улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи.
Родители:
- информирование в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
- получение родителями необходимых знаний по данной теме
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап:
- определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме:
• О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
• С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год) и другая.
II. Основной этап реализации проекта :
- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
- включение пальчиковой гимнастики в режимные моменты;
Подготовка наглядного материала:
- письменных консультаций, стендов информации;
- игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Дорожка» и др.
- оформление фотовыставок «Говорящие пальчики»;
- выставки детских работ «Цветы для мамы» и др.
Работа с родителями :
- выставка атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
-консультации индивидуальные и групповые «Пальчиковые игры», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»;
- мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
- родительское собрание: знакомство с проектом.
III. Заключительный этап
- анализ проделанной работы;
- оформление выставки;
- консультация для родителей;
- продуктивная творческая деятельность детей, изготовление подарков.
КАК ЖЕ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК?
С помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Мелкая моторика играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию мелкой моторики :
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань,, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- рисование пальцами, ватной палочкой, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (мелким и крупным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы,, бусинки), разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует развитию мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует развитию мелкой моторики.
По возможности можно использовать и естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками, сухим песком и др.
Вся работа по развитию мелкой моторики у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением самого процесса. Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей речевой активности.
В ДЕТСКОМ САДУ так же изготавливаем поделки из бумаги. Составление узоров, выполнение аппликаций. По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
Такая всесторонняя, увлекательная тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенными, школьные занятия будут для ребенка не столь утомительны.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку:
1. Развивают мелкую моторику руки, подготавливая к овладению письмом.
2. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
1. ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ И ПЛАСТИЛИНА - это очень полезное занятие и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. Если на дворе зима что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или камней. Используйте любую возможность, что бы улучшить моторику рук малышей.
2. СОБИРАНИЕ ПАЗЛОВ - замечательное занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики.
3. АППЛИКАЦИЯ ПЛАСТИЛИНОМ - любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики (аппликация «Цветы для мамы»).
3. ПОИГРАЕМ В ЗОЛУШКУ – для этого смешаем в мисочке фасоль, горох и например крупные бусины и предложим рассортировать. При этом можно усложнить задание (брать щепотью, большим и средним пальцем и т. д.) - все это развивает образное мышление, фантазию и конечно моторику рук.
4. «ЧЕРЕПАШКА», «ШНУРОВКА» ЗАСТЕГИВАНИЕ, РАСТЕГИВАНИЕ ПУГОВИЦ, ЗАВЯЗЫВАНИЕ И РАЗВЯЗЫВАНИЕ ШНУРКОВ, ВЕРЕВОЧЕК - каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук
5. НАНИЗОВАНИЕ БУС И ПУГОВИЦ. В этой детской игре формируется не только мелкая моторика, но и сенсорные эталоны (цвет, форма,величина). Летом можно сделать бусы из рябины, мелких плодов и т. д
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики» «Пальчиковые игры дома» (игры на кухне).
В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, бусинки, крупа и т. д.
1. Покройте тонким слоем пластилина картонку. Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры. 10-15 минут тишины обеспечено.
2. Самые вкусные игры - ссыпать вместе 2-3 сорта изюма, орехов и т. д. и пусть он разбирает.
3. Берем разные баночки и крышки. Ребенок должен подобрать крышку к баночке (крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся, пусть тренирует пальчики.
4. Поставьте одну тарелочку с крупой, а другую пустую. Покажите ребенку, как надо брать ложкой крупу и перекладывать в пустую.
5. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе.
6. Делаем «бусы» из макарон с крупным просветом и длинным шнурком.
Результативность проекта
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на
знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли
желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
• удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Анализ проведенной работы показал :
Представленная система работы направлена не только на моторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельностью. Такое воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.