Папки-передвижки

Социальный проект «Путешествие в страну вежливости»

Юлия Санникова
Социальный проект «Путешествие в страну вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект : Путешествие в страну вежливости

Проблема:Дети слабо владеют навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе.

Тип проекта :групповой, среднесрочный.

Участники проекта :дети, воспитатели, родители.

Актуальность:Дефицит культуры поведений элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней. До сих пор недостаточное внимание уделяется формированию у ребенка навыков культурного поведения.

Публикация «Социальный проект „Путешествие в страну вежливости“» размещена в разделах

К сожалению, нередко приходится сталкиваться с тем. что молодые люди не знают правил этикета, не умеют вести себя в соответствии с культурными эталонами, предпочитая им подчас вульгарную непосредственность.

Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей, одной из наиболее сложных, требующей от родителей и педагогов особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят дома и в обществе. Ведь первый шаг в формировании человека - это привитие элементарных навыков общения. Таким образом, проблема поведения - прежде всего проблема этическая и моральная.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Рассматривая этикет в историческом аспекте можно обнаружить многочисленные свидетельства того, что религиозные политические деятели, а также деятели культуры уделяли много внимания соблюдениям правил поведения.

Этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.

Реальность подтверждает, что социальная потребность в этикете существует.

Этикет тесно связан с нравственностью. Нравственная культура понятие многоаспектное, но сущность его тесно связана с этикетом. Культура человека, его моральные принципы проявляются в соблюдении этикета, которые практикуются, прежде всего как регламентированные формы поведения. Культура дошкольника начинается с вежливости.

Этикет - это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном уважении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой.

Возраст 5-7 лет считается сензитивным для воспитания у детей стремления совершать добрые поступки, для формирования понятия «добро». Они сами считают себя добрыми, внимательными, готовы служить добру. И эту особенность характера необходимо максимально развивать и поддерживать.

Без больших трудностей дети усваивают смысл слова «вежливость», взгляд, жест, мимику - способы выражения вежливого отношения к людям.

В настоящее время существует настоятельная необходимость в том, чтобы заниматься воспитанием культуры поведения и общения.

Теоретическое обоснование

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура - человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели.

Когда мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее - это учителя, выдающие еще мудрость - в книге. Объединить нас может только высокая культура.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т. д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков культуры поведения.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т. д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца». Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства. Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.

Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т. д.

Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Цель:Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта.

Задачи:

Формировать этическое поведение.

Овладевать правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.

Отобрать и внедрить в практику педагогические методы, способы, приёмы, способствующие формированию культуры общения у детей.

Создать РППС, способствующую формированию и развитию коммуникативных навыков у детей.

Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.

Формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях.

Продукт проекта :

изготовление совместно с родителями словаря волшебных слов «Добрые слова»,

проведение «Недели вежливости»,

изготовление буклетов для родителей «Как помочь ребёнку стать вежливым», «Словарик вежливых слов»,

изготовление совместно с родителями настольной игры о культуре поведения «Что такое хорошо, что такое плохо»,

организация фотовыставки «Наши добрые дела».

Ожидаемый результат:

У детей сформируются чувства сплочённости, доброжелательности и сопереживания друг к другу.

Укрепятся дружеские взаимоотношения в коллективе.

Появятся способности разрешать конфликтные ситуации.

Повысится уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.

Родители будут проводить с детьми беседы и читать художественную литературу по теме проекта.

План работы по проекту «Путешествие в страну вежливости»

Тема: «Этикет общения и культуры речи»

Сроки

Содержаниеработы

Средства

Ноябрь

Беседа «В мире вежливых слов»

Беседа «Путешествие в страну

нравственности» и город «Добрых поступков».

Работа с родителями:

консультация «Воспитание этикета общения и культуры речи детей дошкольного возраста»

совместная деятельность родителей и детей

сочинение сказки «Доброе дело»

фотовыставка «Наши добрые дела»

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», «Неизвиняйка».

Дидактические игры:

«Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек».

Загадки о вежливости.

Разбор ситуаций по картинкам.

Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Магазин», «Салон красоты»

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Сроки

Содержание работы

Средства

Декабрь

Знакомство с феей Вежливости и куклой Незнайкой, приглашение его в страну «Культурляндию» с целью исправления Незнайки.

Беседа «Чистое тело - здоровый дух», путешествие в страну «Чистюлия» - остановки в городах «Зубочистки», «Носовые платки», «Опрятная одежда».

Беседа «Культура поведения за столом».

Работа с родителями:

рекомендации родителям «Как вырастить культурного ребёнка»

совместная деятельность родителей и детей - выставка «Оригинальные салфетки»

фотовыставка «Праздничный стол»

Чтение художественной литературы:

С. Мирошниченко «Случай в городе едоков», «Женина беда».

Дидактические игры:

«Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет».

Разбор проблемных ситуаций.

Сервировка стола по схеме.

Изготовление разных видов салфеток.

Конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику».

Сюжетно - ролевые игры: «Гости», «Семья», «День рождения».

Тема: «Культура поведения в общественном месте»

Сроки

Содержание работы

Средства

Январь

Беседа «Как вести себя в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в транспорте».

Работа с родителями:

консультация «Правила безопасности в период проведения новогодних праздников дома» - правила для родителей.

фото стенд «Культурный поход в цирк»

-конкурс рисунков «Как нельзя себя вести» - совместная работа родителей и детей.

Чтение художественной литературы: Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице», С. Маршак «Светофор».

Дидактические игры:

«Азбука пешехода»

«Отгадай загадку - нарисуй отгадку», «Как избежать неприятностей».

Разбор ситуаций, изображённых на карточках.

Экскурсии по улицам города, к светофору, перекрёстку.

Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Кино», «Библиотека»

Тема: «Учимся играть и работать дружно»

Сроки

Содержание работы

Средства

Февраль

Беседа «Умеешь ли ты дружить?»

Викторина «Если с другом вышел в путь»

Знакомство с правилами дружбы

Развлечение «Давайте жить дружно»

Работа с родителями:

- совместная работа - детей с родителями - составление рассказов «Мой лучший друг»

- выставка рисунков «мой друг»

- консультация для родителей «Научите детей дружить»

- изготовление альбома с

с пословицами и поговорками о дружбе и друзьях.

Развлечение (итоговое)

«В мире вежливых слов».

Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек».

Разучивание и пение песен о дружбе «Если с другом вышел путь», «Улыбка», «Настоящий друг».

Разбор проблемных ситуаций.

Дидактические игры:

«Хорошие и плохие поступки», «Как поступают друзья», «Гости»

«Правильно или нет» - ситуации на карточках

«Чтобы гости не скучали»

Заучивание пословиц, поговорок о друзьях и дружбе

Итоги проекта :

У детей сформировались чувства сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности;

Укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников;

Появились способности разрешать конфликтные ситуации;

Улучшились отношения между родителями и детьми в семье, ДОУ;

Дети научились использовать правила поведения в повседневной жизни, взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;

Повысился уровень педагогической культуры родителей;

Появились совместные беседы родители-дети на этические темы.

Список литературы

Список литературы

Алан Ю. Как вы потеете?//Уральский следопыт. - 1981. — №1. — стр 75.

Википедия – свободная энциклопедия. Здравствуйте. https://ru.wikipedia.org/wiki/. Здравствуйте. Дата обращения (12.01.16).

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4 – е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999.- 944 стр.

Студеникин М. Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М. Т. Студеникин. – 2-е изд. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с. : ил.

Формирование характера-Вежливость. [Электронный ресурс].

Что такое вежливость? [Электронный ресурс].

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. -4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001-400с.

Школа жизни. ру. Познавательный журнал. Автор: Елена Посашкова [Электронный ресурс].

Энциклопедия Кругосвет/ Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. [Электронный ресурс].

Публикации по теме:

Интегрированное тематическое занятие «Путешествие в Страну доброты и вежливости» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное тематическое занятие «Путешествие в Страну доброты и вежливости» для детей старшего дошкольного возраста .

Исследовательский проект «Путешествие в страну Лимонадию»Исследовательский проект «Путешествие в страну Лимонадию» Тип проекта: познавательно исследовательский. Вид проекта: групповой. Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатель, медсестра.

Конспект НОД в старшей «Путешествие в страну Добра и Вежливости»Конспект НОД в старшей «Путешествие в страну Добра и Вежливости» Цели: Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливости»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливости» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Проект «Путешествие в сказочную страну» во второй младшей группеПроект «Путешествие в сказочную страну» во второй младшей группе Проект "Путешествие в сказочную страну" во 2 младшей группе. Цель:Формировать духовно-нравственные качества дошкольников. Формировать у детей.

Проект «Путешествие в сказочную страну»Проект «Путешествие в сказочную страну» Проект " Путешествие в сказочную страну" для детей младшего возраста. Цель: Формировать духовно-культурные нравственные качества дошкольников.

Проект «Путешествие в страну Кукурузию»Проект «Путешествие в страну Кукурузию» .

Проект «Путешествие в страну Здоровья» (начальные классы)Проект «Путешествие в страну Здоровья» (начальные классы) Цели:1. Познакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами. 2. Научить приемам снятия напряжения с глаз.

Проект «Путешествие в страну звуков» (старшая группа, дети 5–6 лет)Проект «Путешествие в страну звуков» (старшая группа, дети 5–6 лет) Воспитатель: Афанасьева Елена Петровна Вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Возраст детей: 5 – 6 лет Продолжительность:.

Социальный проект учащихся «Веселые перемены» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» «Веселые перемены» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальный проект «Путешествие в страну вежливости»
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 19:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальный проект «Путешествие в страну вежливости»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Санникова (УИ 1363514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД