Юлия Санникова
Социальный проект «Путешествие в страну вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : Путешествие в страну вежливости
Проблема:Дети слабо владеют навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе.
Тип проекта :групповой, среднесрочный.
Участники проекта :дети, воспитатели, родители.
Актуальность:Дефицит культуры поведений элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней. До сих пор недостаточное внимание уделяется формированию у ребенка навыков культурного поведения.
Публикация «Социальный проект „Путешествие в страну вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты
- Темочки
К сожалению, нередко приходится сталкиваться с тем. что молодые люди не знают правил этикета, не умеют вести себя в соответствии с культурными эталонами, предпочитая им подчас вульгарную непосредственность.
Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей, одной из наиболее сложных, требующей от родителей и педагогов особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят дома и в обществе. Ведь первый шаг в формировании человека - это привитие элементарных навыков общения. Таким образом, проблема поведения - прежде всего проблема этическая и моральная.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Рассматривая этикет в историческом аспекте можно обнаружить многочисленные свидетельства того, что религиозные политические деятели, а также деятели культуры уделяли много внимания соблюдениям правил поведения.
Этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.
Реальность подтверждает, что социальная потребность в этикете существует.
Этикет тесно связан с нравственностью. Нравственная культура понятие многоаспектное, но сущность его тесно связана с этикетом. Культура человека, его моральные принципы проявляются в соблюдении этикета, которые практикуются, прежде всего как регламентированные формы поведения. Культура дошкольника начинается с вежливости.
Этикет - это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном уважении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой.
Возраст 5-7 лет считается сензитивным для воспитания у детей стремления совершать добрые поступки, для формирования понятия «добро». Они сами считают себя добрыми, внимательными, готовы служить добру. И эту особенность характера необходимо максимально развивать и поддерживать.
Без больших трудностей дети усваивают смысл слова «вежливость», взгляд, жест, мимику - способы выражения вежливого отношения к людям.
В настоящее время существует настоятельная необходимость в том, чтобы заниматься воспитанием культуры поведения и общения.
Теоретическое обоснование
Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура - человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.
И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.
Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели.
Когда мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее - это учителя, выдающие еще мудрость - в книге. Объединить нас может только высокая культура.
Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т. д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков культуры поведения.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т. д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца». Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства. Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т. д.
Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Цель:Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта.
Задачи:
Формировать этическое поведение.
Овладевать правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.
Отобрать и внедрить в практику педагогические методы, способы, приёмы, способствующие формированию культуры общения у детей.
Создать РППС, способствующую формированию и развитию коммуникативных навыков у детей.
Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях.
Продукт проекта :
изготовление совместно с родителями словаря волшебных слов «Добрые слова»,
проведение «Недели вежливости»,
изготовление буклетов для родителей «Как помочь ребёнку стать вежливым», «Словарик вежливых слов»,
изготовление совместно с родителями настольной игры о культуре поведения «Что такое хорошо, что такое плохо»,
организация фотовыставки «Наши добрые дела».
Ожидаемый результат:
У детей сформируются чувства сплочённости, доброжелательности и сопереживания друг к другу.
Укрепятся дружеские взаимоотношения в коллективе.
Появятся способности разрешать конфликтные ситуации.
Повысится уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
Родители будут проводить с детьми беседы и читать художественную литературу по теме проекта.
План работы по проекту «Путешествие в страну вежливости»
Тема: «Этикет общения и культуры речи»
Сроки
Содержаниеработы
Средства
Ноябрь
Беседа «В мире вежливых слов»
Беседа «Путешествие в страну
нравственности» и город «Добрых поступков».
Работа с родителями:
консультация «Воспитание этикета общения и культуры речи детей дошкольного возраста»
совместная деятельность родителей и детей
сочинение сказки «Доброе дело»
фотовыставка «Наши добрые дела»
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», «Неизвиняйка».
Дидактические игры:
«Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек».
Загадки о вежливости.
Разбор ситуаций по картинкам.
Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Магазин», «Салон красоты»
Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»
Сроки
Содержание работы
Средства
Декабрь
Знакомство с феей Вежливости и куклой Незнайкой, приглашение его в страну «Культурляндию» с целью исправления Незнайки.
Беседа «Чистое тело - здоровый дух», путешествие в страну «Чистюлия» - остановки в городах «Зубочистки», «Носовые платки», «Опрятная одежда».
Беседа «Культура поведения за столом».
Работа с родителями:
рекомендации родителям «Как вырастить культурного ребёнка»
совместная деятельность родителей и детей - выставка «Оригинальные салфетки»
фотовыставка «Праздничный стол»
Чтение художественной литературы:
С. Мирошниченко «Случай в городе едоков», «Женина беда».
Дидактические игры:
«Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет».
Разбор проблемных ситуаций.
Сервировка стола по схеме.
Изготовление разных видов салфеток.
Конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику».
Сюжетно - ролевые игры: «Гости», «Семья», «День рождения».
Тема: «Культура поведения в общественном месте»
Сроки
Содержание работы
Средства
Январь
Беседа «Как вести себя в общественных местах»
Беседа «Правила поведения в транспорте».
Работа с родителями:
консультация «Правила безопасности в период проведения новогодних праздников дома» - правила для родителей.
фото стенд «Культурный поход в цирк»
-конкурс рисунков «Как нельзя себя вести» - совместная работа родителей и детей.
Чтение художественной литературы: Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице», С. Маршак «Светофор».
Дидактические игры:
«Азбука пешехода»
«Отгадай загадку - нарисуй отгадку», «Как избежать неприятностей».
Разбор ситуаций, изображённых на карточках.
Экскурсии по улицам города, к светофору, перекрёстку.
Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Кино», «Библиотека»
Тема: «Учимся играть и работать дружно»
Сроки
Содержание работы
Средства
Февраль
Беседа «Умеешь ли ты дружить?»
Викторина «Если с другом вышел в путь»
Знакомство с правилами дружбы
Развлечение «Давайте жить дружно»
Работа с родителями:
- совместная работа - детей с родителями - составление рассказов «Мой лучший друг»
- выставка рисунков «мой друг»
- консультация для родителей «Научите детей дружить»
- изготовление альбома с
с пословицами и поговорками о дружбе и друзьях.
Развлечение (итоговое)
«В мире вежливых слов».
Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек».
Разучивание и пение песен о дружбе «Если с другом вышел путь», «Улыбка», «Настоящий друг».
Разбор проблемных ситуаций.
Дидактические игры:
«Хорошие и плохие поступки», «Как поступают друзья», «Гости»
«Правильно или нет» - ситуации на карточках
«Чтобы гости не скучали»
Заучивание пословиц, поговорок о друзьях и дружбе
Итоги проекта :
У детей сформировались чувства сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности;
Укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников;
Появились способности разрешать конфликтные ситуации;
Улучшились отношения между родителями и детьми в семье, ДОУ;
Дети научились использовать правила поведения в повседневной жизни, взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;
Повысился уровень педагогической культуры родителей;
Появились совместные беседы родители-дети на этические темы.
Список литературы
Список литературы
Алан Ю. Как вы потеете?//Уральский следопыт. - 1981. — №1. — стр 75.
Википедия – свободная энциклопедия. Здравствуйте. https://ru.wikipedia.org/wiki/. Здравствуйте. Дата обращения (12.01.16).
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4 – е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999.- 944 стр.
Студеникин М. Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М. Т. Студеникин. – 2-е изд. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с. : ил.
Формирование характера-Вежливость. [Электронный ресурс].
Что такое вежливость? [Электронный ресурс].
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. -4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001-400с.
Школа жизни. ру. Познавательный журнал. Автор: Елена Посашкова [Электронный ресурс].
Энциклопедия Кругосвет/ Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. [Электронный ресурс].