Корочинская Елена Викторовна
Проект «Путешествие в мир профессий» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ ШКОЛА № 2025 структурное подразделение № 10
ПРОЕКТ
«Путешествие в мир профессий»
Долгосрочный
(сентябрь 2018года - май 2019 года)
Разработала и провела:
воспитатель первой категории
Корочинская Елена Викторовна
Тема проекта «Путешествие в мир профессий» проведена по всему тематическому планированию и затрагивает многие темы недели. Изучая темы «безопасности», «здоровья», «работники детского сада», «транспорт», даже тему о животных, мы проводим работу по знакомству с соответствующей профессией людей, говорим о её ценности, особенностях работы. Работа строится поэтапно, в соответствии с планом нашего проекта. Это несёт в себе глубокую моральную оценку своей деятельности и деятельности окружающих.
Публикация «Проект „Путешествие в мир профессий“ для средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Актуальность проекта : конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время пребывания в детском саду и по мере своего развития и развития своих интересов дети мечтают стать представителями разных профессий, и это естественно. Но в наших силах объяснить детям сейчас, рассказывая о профессиях как интересна и увлекательна любая из них если ты хороший специалист и обладаешь рядом профессиональных навыков. Считаю необходимым проведение данной работы с целью формирования первоначальных навыков социализации через знакомство с трудом взрослых.
Тип проекта : информационно-игровой. Долгосрочный (9 месяцев)
Участники проекта : дети средней группы, родители.
Цель проекта : продолжать расширять представления детей о людях разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду, подчёркивать значимость труда, формировать интерес к профессиям своих родителей.
Задачи проекта :
1. Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;
2. Знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;
3. Развивать связную речь, внимание;
4. Закреплять полученные знания детей о профессиях, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;
5. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;
Методы и формы работы:
Организуя в средней группе работу по знакомству детей с профессиями, я опираюсь на следующие методы:
• Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;
• Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость» с приглашением родителей, как представителей разных профессий; проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;
• Практические методы – использование дидактических игр; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.
Виды деятельности: Формы работы
Игровая
сюжетно-ролевая игра,
игры с сюжетными игрушками;
дидактические,
настольно-печатные игры,
Коммуникативная
Беседа, ситуативный разговор;
речевая ситуация;
составление и отгадывание загадок;
сюжетные игры;
заучивание пословиц и поговорок, стихов;
составление рассказов;
Познавательно-исследовательская Наблюдение;
экспериментирование,
экскурсии;
решение проблемных ситуаций;
дидактическое упражнение;
просмотр презентаций и видео роликов,
встреча с интересными людьми
Восприятие художественной литературы Чтение;
обсуждение;
беседа;
рассматривание иллюстраций;
просмотр презентаций и мультфильмов; слушание;
разучивание.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении) дежурство;
поручения;
наблюдения,
знакомство с профессиями
Изобразительная
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
Конструирование Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
Музыкальная Слушание;
исполнение;
импровизация;
Двигательная Подвижные игры,
Развлечение,
малоподвижные игры;
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• Дети более глубоко познакомятся с такими профессиями, как: врач, повар, пекарь, полицейский, пожарный, швея, водитель, ветеринар, профессии военных. Поймут значение слова «профессия».
• Повысится качество речи детей через сформированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.
• Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
• Повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.
Работа по знакомству детей с профессиями ведётся планомерно и систематично. Для лучшего усвоения темы я связываю изучение нового материала с индивидуальной работой, что способствует закреплению изученной темы.
Также в своей работе я учитываю основные принципы образования детей дошкольного возраста, психологические и индивидуальные особенности детей.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев. Включает в себя следующие этапы:
• Подготовительно-проектировочный этап.
• Практический этап.
• Обобщающе-результативный этап.
Подготовительно-проектировочный этап.
• Выяснить уровень знаний детей по данной теме.
• Изучить методическую и художественную литературу.
• Составить план работы над проектом.
• Создание папки по технологии лепбук по теме «Профессии»
• Определить цель и задачи проекта.
• Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.
• Разработать и создать дидактические игры, мнемотаблицы, альбомы о профессиях, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы.
• Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.
• Пополнить уголок книги материалом по данной теме.
• Привлечь родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон. Также приглашение родителей с целью рассказать о своей профессии.
Практический этап
Работа с детьми в ходе всех этапов строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.
Сентябрь: Эти удивительные животные.
Профессия : ветеринар
Работа с детьми
1 неделя:
• Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными
Цель: Обучение правилам безопасного поведения. Познакомить с ролью человека по уходу за домашними животными.
• Загадки «Домашние животные»
Цель: уточнять и закреплять знания о домашних животных, вызывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.
2 неделя:
• Показ презентации по теме: «Кто же он – Айболит?»
Цель: познакомить с профессией ветеринар, рассказать чем он занимается.
• C/р игра «Ветеринарная лечебница»
Цель : вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
3 неделя:
• ЧХЛ. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».
Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям, закрепить значение профессии ветеринар.
• Д/и «Что лишнее»
Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
4 неделя:
• НОД Рисование «Мое любимое животное»
Цель: Учить выразительно передавать в рисунке образы животных (форму тела, расположение и форму частей тела, их величину, пропорции) с опорой на схему.
Работа с родителями
Консультация для родителей по теме «Профессии».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести в игровой уголок «больница» предметы необходимые для лечения животных.
Октябрь: Кто работает в детском саду.
Профессия : прачка, повар, пекарь.
Работа с детьми
1 неделя:
• Экскурсия в прачечную.
Цель: формировать представления детей о содержании и структуре труда прачки, о характере трудового процесса; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.
2 неделя:
• Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»
Цель: познакомить с творчеством русского поэта В. В. Маяковского, подробнее со стихотворением «Кем быть?»
• Д. игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: продолжать стимулировать познавательную активность детей, помогать запомнить, уметь находить и объяснять для чего нужны те или иные орудия труда.
3 неделя:
• Ситуативный разговор. Знакомство с профессией – пекарь.
Цель: вызвать интерес к профессии пекарь, узнать чем пекарь работает, какие продукты использует.
• Д. игра «Карта профессий»
Цель: выявлять знания детей о профессиях взрослых людей,пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.
4 неделя:
• НОД Рисование «Овощное ассорти в банке»
Цель: учить рисовать овощи разной формы (круглой, овальной, треугольной); познакомить с фиолетовым цветом; развивать умение работать красками, тщательно промывать кисти при смене краски; воспитывать аккуратность.
Работа с родителями
• Пригласить маму, работающую пекарем с целью знакомства детей с профессией пекарь. (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
• Внести новые игровые элементы:
-муляжи фруктов, овощей.
Ноябрь: Безопасность на дороге.
Профессия : полицейский
Работа с детьми
1 неделя:
• Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
Цель: познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать желание соблюдать эти правила
• Чтение художественной литературы
Знакомство с произведением С. Михалкова «Дядя Стёпа».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова. Познакомить с произведением Дядя Стёпа. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.
2 неделя:
• Показ презентации по теме: «Профессия - полицейский»
Цель: Познакомить с новыми понятиями и словами (криминалисты, следователи, уголовный розыск, дидукция и тд)
воспитывать уважение к профессии полицейского.
• Игра «Доскажи словечко»
Цель: продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека. Развивать навыки словоизменения, словообразовании.
3 неделя:
• Игра «Что можно, что нельзя…»
Цель: продолжать формировать положительное отношение к запретам взрослых; знать что можно делать, а что нельзя;
• C/р игра «Полицейский на дороге»
Цель: формировать представление о правилах поведения на дороге, в транспорте и на улице.
4 неделя:
• НОД Аппликация «Веселый светофор»
Цель: учить путём аппликации создавать изображение светофора; осваивать последовательность работы: разложить формы, посмотреть правильно ли, затем сверху вниз брать формы, намазывать их клеем и аккуратно класть на прежнее место; учить понимать значение сигналов светофора; повторение правил уличного движения;
Работа с родителями
• Пригласить папу, работающего полицейским с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
• Обогащать уголок по ПДД, изготовить полицейский жезл и пешеходный переход.
Декабрь: Безопасность дома и на улице.
Профессия : пожарный
Работа с детьми
1 неделя:
• Чтение С. Маршака «Пожар»
Цель:Знакомить детей с художественными произведениями разной тематики.
Учить видеть положительные качества персонажей (добрый, смелый).
Учить высказывать свое отношение к художественным произведениям.
• Пальчиковая гимнастика «Профессии»
• Д. игра «Помоги пожарнику собраться»
Цель: способствовать усвоению знаний о спецодежде пожарного. Развивать речь детей.
2 неделя:
• Показ презентации о работе пожарного
Цель: знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта, воспитывать уважение к людям этой профессии.
• Дид. игра «Горит-не горит»
Цель: учить детей быть активными в приобретении знаний, углубить и систематизировать запас знаний детей через дидактическую игру. Закрепить знания детей об основных источниках опасности, правилах поведения в экстремальных ситуациях, развивать умения различать потенциально опасные предметы. Вызывать у детей желание играть, активизировать их психические процессы. Воспитывать выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью.
3 неделя:
• Дид. игра «Если возникает пожар»
Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.
• Подвижная игра «Пожарные на учениях»
Цель: создать условия для проявления радостных эмоций, удовольствия от удачно выполненных заданий в ходе соревнований.
4 неделя:
• НОД Рисование «Пламя огня»
Цель: систематизировать знания детей об огне и пожарной безопасности. - Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
Работа с родителями
Пригласить папу, работающего пожарником с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
Январь: Мир одежды.
Профессия : портной (швея)
Работа с детьми
1 неделя:
• Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
Цель: познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас?»; познакомить с профессиями, в частности с профессией швеи.
• Упражнение «Говори правильно».
Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды, меняя темп и громкость, развивать внимание.
2 неделя:
• Просмотр иллюстраций в сопровождении с рассказом воспитателя «Кто шьёт одежду».
Цель: знакомить детей с профессией швеи, с предметами, необходимыми ей для работы.
• Д. игра «Карта профессий»
Цель: выявлять знания детей о профессиях взрослых людей, пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.
• Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
3 неделя:
• НОД Аппликация «Платье для куклы Тани»
Цель: развивать умения создавать целостность изображаемого предмета из отдельных деталей.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Какая ткань лучшая для одежды вашего ребёнка».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать образцы разных видов ткани, для формирования тактильных ощущений.
Февраль: Когда я вырасту большим то стану офицером.
Профессия : профессии военных.
Работа с детьми
1 неделя:
• Беседа «Защитники Отечества»
Цель: Продолжать знакомить с профессией военный.
• Презентация «Военная техника»
Цель: Продолжать знакомить с военной техникой.
2 неделя:
• Д/и «Помоги солдату собраться в дорогу»
Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма определённой профессии. Закрепить в речи их названия.
• Рассматривание открыток «Представители родов войск»
Цель: учить детей различать и называть представителей разных родов войск. Рассказать о том, какими качествами необходимо обладать. Поддерживать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
3 неделя:
• Лепка «Танк»
Цель: Продолжать учить лепить фигуры из прямоугольных, квадратных, круглых и вытянутых форм.
4 неделя:
• Конструирование: «Корабли»
Цель: закрепление умения конструирования из геометрических фигур. Закрепление знания геометрических фигур, повторение транспорта. Задачи: Развитие внимания, развитие памяти.
Работа с родителями
Фотогазета «Профессии наших пап». Цель: повышать интерес к профессиям через знакомство с профессиями своих родителей.
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести настольную игру о профессиях.
Март: Золотая мама.
Профессия : парикмахер.
Работа с детьми
1 неделя:
• Просмотр презентации «Профессия - парикмахер».
Цель: Познакомиться с профессией парикмахер.
• Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний»
2 неделя:
• Игры на развитие внимания, мышления: «Чего не стало»
• Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»;
Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
3 неделя:
• Альбом по развитию речи «Профессия – парикмахер».
Цель: Развитие интереса к различным профессиям с учетом гендерного воспитания.
4 неделя:
• НОД Рисование «Прическа самой красивой мамы»
Цель: Воспитывать любовь к маме, желание порадовать ее. Развивать воображение. Дать возможность почувствовать себя настоящими парикмахерами. Учить получать удовольствие от проделанной работы.
Работа с родителями
Стенгазета «Самая красивая причёска моей мамы». Цель: поднять настроение, учить доводить дело до конца.
Совершенствование предметно-развивающей среды
• В группе создана развивающая среда, имеется мебель для игры в парикмахерскую, инструменты-игрушки «Парикмахер», фартуки, куклы.
Апрель: Литературная неделя.
Профессия : библиотекарь.
Работа с детьми
1 неделя:
• Беседа о профессии библиотекарь.
Цель: Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.
• Творческая мастерская – изготовление закладок для книг.
Цель: развивать творческие способности детей.
2 неделя:
• Экскурсия в библиотеку.
• Починить и подклеить разорванные книги в группе.
Цель: Помочь детям сформировать представление о профессии библиотекарь.
Расширить знание детей о специфике этой профессии. (фотоотчёт)
3 неделя:
• Изготовление книги с детскими сказками и рисунками.
Цель: Развивать у воспитанников устойчивый интерес к книге, желание мастерить книгу самостоятельно в подарок младшим детям.
4 неделя:
Поход в младшую группу, прочитать детям книгу, сделанную своими руками и подарить.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Какие книги полезны детям».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать свою библиотеку в групповой комнате. Вместе с детьми обсудить какие книги будут в ней находиться.
Май: Быть здоровыми хотим.
Профессия : врач.
Работа с детьми
1неделя:
• Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: показать детям кабинет медсестры, чем он оборудован. Познакомить с работой медсестры детского сада.
2 неделя:
• Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
Познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.
3 неделя:
• Беседы «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы».
Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.
• Д. игра «Помоги доктору Айболиту отправиться на вызов к пациенту».
Цель: помочь запомнить названия инструментов, необходимых врачу.
4 неделя:
• Просмотр мультфильма по произведению К. Чуковского
«Доктор Айболит»
Работа с родителями
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Дополнить уголок «Больница» инструментами врачей разных специальностей.
Оценка результатов и отчётность.
Как видно из содержания проекта тема «Профессии» достаточно объёмна и наверно даже неиссякаема. Данный проект позволил систематизировать и конкретизировать деятельность детей и собственно педагога. Пусть проект находится на стадии реализации, но уже сейчас можно говорить о промежуточных результатах данного вида деятельности. Взаимосвязь тематики недель и знакомства с новой профессией улучшают процесс понимания значения той или иной профессии, использование дидактических игр позволяет детям закрепить полученные знания, а мне, как педагогу, даёт возможность понять степень усвоения материала. Так же интересна ребятам работа с практическим пособием «Знакомство с профессиями» где они творчески подходят к решению многих заданий (например, выбрать ингредиенты для салата). Важно в такие моменты попросить ребёнка объяснить причины своего выбора. Дети с радостью обыгрывают полюбившиеся им социальные роли в сюжетно-ролевых играх, где также видна способность детей творчески развивать сюжет игры, воспитываются такие человеческие качества, как чуткость, вежливость, доброта, отзывчивость, формируется культура общения. Большой интерес у детей вызывают профессии, которые представлены кем-то из родителей. Личный опыт человека завораживает, ребята с неподдельным интересом слушают об особенностях работы, принимают участие в мастер-классах, предложенных родителями, ещё долго вспоминают о госте.