Рультына Валентина Романовна
Проект «Путешествие по Чукотке» старшая группа
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образование села Нешкан» дошкольное отделение
Комплексный тематический план работы
по подготовке и проведению чукотской недели
Воспитатель: Рультына Валентина Романовна
Проект «Путешествие по Чукотке»
Цель: дать детям определенный уровень знаний о Чукотки;
Публикация «Проект „Путешествие по Чукотке“ старшая группа» размещена в разделах
установить связь между жизнью животных и средой обитания;
создание игровой ситуации и вовлечение детей в игру.
Задачи:
Образовательные: уточнить и дополнить представления о Севере России, находить на карте Северный и Южный полюсы;
расширить представления о природе Севера, животном мире, устанавливать связи между животных и средой их обитания;
систематизировать знания детей о национальных особенностях людей, живущих на Севере (костюмах, занятиях, жилища, языке).
Развивающие: пополнять активный словарный запас за счет новых понятий, совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
развивать у детей коммуникативные, личностные способности – умение импровизировать, фантазировать, проявлять любознательность;
развивать творческое воображение, любознательность, стремление изучать природу и обитателей Земли.
Воспитательные: воспитывать интерес и толерантность (уважение к любым национальным отличиям во внешности, языке, одежде и т. д.);
поощрять самостоятельную игру по общему плану, согласовывать свои действия без конфликтов, уметь договариваться между собой;
закреплять желание отражать свои впечатления от полученных знаний в рисовании, лепке, макетировании.
Примеры и методы руководства: создать условия для возникновения мотивации на игру, заинтересовать детей новой информацией о среде обитания людей и животных Севера.
Поощрять умение детей использовать различные источники знаний с помощью воспитателей, родителей, самостоятельно.
Эмоциональное и активное участие воспитателя и детей в обсуждении содержания игры. Создание проблемных игровых ситуаций.
Оборудование: Макеты «Арктика» и «Антарктида», материки в природно-географическом комплексе, плакат с изображением быта народов Чукотки, плакат с изображением северного сияния, «Атлас чудес света»; глобус; фигурки людей, оленей, нерпы, собак и других животных Чукотки, бинокль, лыжи, снегоступы, импровизированный костер, соответвующая одежда для игры; аудиозапись «Песня шамана», шумовой эффект «Пурга» (звуки окружающего мира, м/ф «Умка», мультфильм «Почему в яранге горит огонь».
Планирование мероприятий по реализации проекта :
Содержание учебно-воспитательного процесса
Организация предметно-игровой познавательной среды
Организация творческой практической деятельности
Работа над блоками проект
Коллективная реализация проекта
Список использованной литературы.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Первая половина дня:
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми в природно-географической комплексе:
- рассмотреть глобус, карты и макеты полушарий. Показать детям Северный и Южный полюсы;
- дать детям представления о Севере, о Чукотке :
2. Показать детям Северный Ледовитый океан, Чукотское море, Берингов пролив, Охотское море, рассказать о характерных особенностях данного океана, морей, пролива (соленая вода, самый маленький и холодный из всех океанов, покрытый льдом);
Прогулка
-рассмотреть снег и лед, найти их сходства и отличия. Предложить детям вспомнить очертания Северного Ледовитого океана, Чукотского моря, Берингого пролива, Охотского моря, и нарисовать их палочкой на снегу.
- Игровое упражнение «Мы – оленеводы».
- Подвижная игра «Охота на нерпу» (чукотская игра).
Чтение перед сном чукотской сказки «Ворон Кхук».
Вторая половина дня:
Чтение Н. Сладков «Белая земля».
Беседа «На каких видах транспорта можно добраться до Севера» (с использованием картинок и иллюстраций по теме).
Художественное творчество: нарисуй, вырежи, вылепи вид транспорта, на котором хотел бы отправиться в путешествие на Север.
ВТОРНИК
Первая половина дня:
Совместная деятельность воспитателя с детьми в галерее «Хочу все знать». Макеты «Арктика» и «Антарктида».
- дополнить представления детей о Северном и Южном полюсе. Рассказать, что это самые холодные места на земле. На Южном полюсе находится покрытая снегом и льдом Земля, на другом полюсе в Северном Ледовитом океане плавает огромная льдина. Вблизи Северного полюса живут чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры и многие другие народы Севера. На Южном полюсе единственные люди – полярники (приезжающие туда ученые).
- дать представления об обитателях Чукотки (белый медведь, ластоногие, песец, олени, лисы и др.).
2. Интеллектуальная игра для двух команд: «Выберите животных, населяющих на Южном полюсе и на Северном полюсе».
Прогулка: Подвижная игра «Оленья упряжка», игра малой подвижности «Чьи следы на снегу».
Вторая половина дня:
Чтение рассказа А. Некрасова «Олешки».
Подготовка к коллективной работе «Животные Чукотки». Рисование животных Чукотки.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Чукотку на оленях».
СРЕДА
Первая половина дня:
Рассказ воспитателя о жизни и быте народов Чукотки, их занятиях, особенностях жилища, национальных костюмах.
Пополнение словарного запаса: яранга – жилище народов Чукотки.
Просмотр диафильма «Почему в яранге горит огонь».
Совместная деятельность воспитателя с девочками – изготовление элемента народного костюма «Налобная повязка», с мальчиками – изготовление снегоступов.
Прогулка:
Эстафета «Бег на снегоступах».
Подвижная игра «Охотники и куропатки» (с мячом).
Чтение перед сном ненецкой народной сказки «Кукушка».
Вторая половина дня:
Чтение нанайской народной сказки в обработке Д. Нагишкина «Айога».
Чтение стихотворения «Как построить ярангу» из книги А. Кымытваль «Это праздник веселый – кильвей».
Сюжетно-ролевые эпизоды «Построение яранги», «Разжигание огня», «Подготовка удочек к рыбалке».
Прослушивание музыкальных мелодий народов Чукотки.
ЧЕТВЕРГ
Первая половина дня:
Рассказ воспитателя о Северном сиянии по иллюстрациям и картинкам.
Чтение С. Черноус «Кто раскрашивает Северное сияние?».
Совместная деятельность воспитателя с детьми: подготовка к изготовлению коллективной работы – панно «Север и его обитатели».
Рисование восковыми мелками «Северное сияние».
Прогулка: Игры-забавы детей народов Чукотки «Прыжки через нарты», «Охотники и куропатки», «Меткий стрелок».
Прослушивание аудиозаписи перед сном «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка».
Вторая половина дня:
Разучивание стихотворения Ю. Шестакова «Северное сияние».
Гимнастика для голоса: Игра «Пурга» на развитие силы голоса.
Сюжетно-ролевая игра «Посвящение в охотники».
ПЯТНИЦА
Первая половина дня:
Итоговая беседа – викторина «Что мы знаем о Чукотке».
Совместная деятельность воспитателя с детьми: коллективная работа панно «Чукотка и его обитатели».
Прогулка:
Игра «Катание на санях в упряжках «Оленей», «Охота на моржей», «Кто дальше забросит аркан» (метание).
Чтение перед сном С. Дорохов «Наша дружная семья», стихотворение о звероводе Вуквуна.
Вторая половина дня:
Сюжетно-ролевая игра «Жизнь и быт народов Чукотки».
Сюжетно-ролевые эпизоды:
- построение яранги;
- мужчины на охоте, на рыбалке, разводят костер;
- женщины занимаются домашними делами: готовят, кормят, играют с детьми и т. д. ;
- детские народные чукотские игры-забавы : эстафета на снегоступах, охота на уток, прыжки через нарты, игра «Кто больше наловит рыбу», олени в упряжках, «Чукотский мяч», «Вытащить кымгыт»;
- Традиции и обряды народов Чукотки;
- Чукотские танцы.
Список использованной литературы:
А. Кымытваль «Этот праздник веселый – кильвей», «Как построить ярангу» «Малыш» - М., 1980.
«Сказки народов Севера» /Сост. В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л. : Просвещение, 1991.
Нил Моррис «Атлас чудес света». – М., 1999.
Чукотские народные сказки и стихи чукотских поэтов.
Хрестоматия: для детей старшего дошкольного возраста: Разноцветные капельки: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. Н. П. Ильчук и др. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
Н. Сладков «Белая земля».