Никитина Мария
Проект «Путешествие Колобка» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность Речевое развитие детей раннего возраста с использованием русского народного фольклора.
Тип Информационно-творческий, групповой, краткосрочный.
Участники
Воспитанники группы (2-3 года, их родители и педагоги.
Срок реализации с 11-15 декабря 2023 года
Темочки:
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Актуальность ФГОС ДО определяет основной задачей деятельности ДОУ– создание психолого-педагогических условий для тесного сотрудничества семьи и детского сада. Речевое развитие является одним из приоритетных направлений детского развития в раннем возрасте. Активизация речевого аппарата детей раннего возраста и создание условий для эффективного речевого развития ребенка в семейном воспитании является актуальной задачей современной дошкольной педагогики. Возможность использования фольклора для решения задач речевого развития обусловлена спецификой содержания и форм русского народного словесного творчества – его интонационной окрашенностью и ритмичностью, яркостью и насыщенностью художественных образов.
Практическая значимость – создана подборка русского народного фольклора (сказок, потешек, прибауток, песен) для семейного чтения с детьми третьего года жизни;
– разработано игровое занятие с детьми «Колобок-румяный бок» (рисование);
– составлена консультация для родителей «Роль русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»;
– разработан мастер-класс для педагогов «Пальчиковый театр своими руками».
Новизна проекта Заключается в поэтапном развитии речи детей раннего возраста на основе ознакомления с произведениями устного народного творчества (сказки, потешки, прибаутки, песни).
Цель Создание педагогических условий в условиях детского сада и семьи для активизации речевой деятельности детей раннего возраста средствами фольклора.
Задачи проекта
в работе с детьми:
Развивающие задачи:
1. Развивать активную речь, устойчивый интерес к произведениям устного народного творчества.
2. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться, доводить начатое дело до конца.
3. Развивать речевые умения, внимание, память.
Образовательные задачи:
4. Познакомить детей с разными формами фольклора.
5. Развивать артикуляционные умения и речевые способности воспитанников.
6. Формировать умение проявлять эмоциональные реакции, личностные способности и эстетический опыт восприятия русского народного фольклора.
Воспитательные задачи:
7. Воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
8. Воспитывать желание проявлять свои артистические способности.
9. Совершенствовать способы ситуативно-делового общения со взрослыми, окружающим ребенка дома и в детском саду.
Задачи для родителей
1. Включение в образовательный процесс, сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ.
2. Мотивация ребенка к проявлению речевой активности в условиях семьи.
3. Развитие форм и способов взаимодействия с ребенком, создание оптимальных педагогических условий для развития речи в творческом сотрудничестве.
Задачи для педагогов
Использование в образовательной деятельности дошкольников подборки произведений русского народного фольклора для речевого развития воспитанников.
Этапы
Подготовительный этап
Анализ имеющейся ресурсной базы (дидактические и речевые игры, отбор произведений русского народного фольклора).
Разработка проекта и планирование мероприятий с детьми, педагогами и родителями воспитанников третьего года жизни.
Основной этап
Проведение образовательных мероприятий с детьми, родителями, педагогами.
Заключительный
Проведение итогового мероприятия, обобщение материалов проекта, оформление методических рекомендаций и организация мастер-класса для педагогов.
Ожидаемый результат
• Развитие интереса ребенка раннего возраста к чтению книг в условиях семьи и детского сада.
• Педагогическое просвещение и приобщение родителей воспитанников к образовательному процессу в ДОУ.
• Использование тематической подборки произведений устного народного творчества для развития речи детей раннего возраста.
Технологии, формы, методы и приемы
Игровые приемы, речевые упражнения в совместной со взрослым познавательно-речевой деятельности ребенка.
Продукты проекта
1. Консультация для родителей «Роль русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
2. Мастер-класс для педагогов «Пальчиковый театр своими руками».
3. Выставка детско-родительских работ и фотовыставка «Мы читаем».
4. Конспект занятия с детьми раннего возраста «Колобок - румяный бок» (рисование).
5. Подборка произведений устного народного творчества для развития речи детей раннего возраста.
Введение
Устное народное творчество общепризнанно является незаменимым средством развития познавательного интереса и стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста. Оно естественно и легко расширяет активный словарь ребенка, способствует совершенствованию звуковой культуры речи и развитию фонематического слуха, несформированность которых, как известно, затрудняет овладение чтением и письмом на начальной ступени образования. Народный фольклор – это нравственное зеркало социальных отношений, во всем своем многообразии форм – потешки, поговорки, пословицы, скороговорки, колыбельные, дразнилки, сказки, стихи, песни, через богатую тематику своего содержания находит эмоциональный отклик в душе каждого ребенка и разносторонне, а главное – гармонично, воздействует на становление его личности. Красота и лаконичность родного языка впечатляет ребенка с самых ранних лет жизни, создает благоприятную среду для детского речевого творчества в дошкольном возрасте и формирует осознанное отношение личности к своему речевому поведению на всех последующих этапах жизни.
Актуальность. ФГОС ДО определяет основной задачей деятельности ДОУ– создание психолого-педагогических условий для всесторонней подготовки детей к обучению в школе по пяти направлениям детского развития и деятельности. Речевое развитие является одним из них. Возможность использования фольклора для решения задачи развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм словесного творчества – его интонационной окрашенностью и ритмичностью, яркостью и насыщенностью художественных образов.
Гипотеза. Мы предположили, что если в процессе применения современных методик обучения систематически использовать фольклор, то повысится речевая активность детей и сформируются предпосылки развития у них внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым.
Ожидаемый результат.
1. Выставка детско-родительских работ «Колобок - румяный бок».
2. Подборка произведений устного народного творчества для развития речи детей раннего возраста.
План реализации проекта
Подготовительный этап.
Сроки:12-14 января 2024 года.
Виды деятельности:
1. Анкетирование родителей
2. Определение проблематики проекта
Промежуточный результат:
Анализ анкетирования
Разработка и оформление плана проекта.
Сроки:14 января 2024 года
Виды деятельности:
3. Планирование мероприятий с детьми, педагогами и родителями воспитанников.
Промежуточный результат:
Разработка и оформление текста проекта.
Основной этап
Сроки:15-19 января 2024 года
Виды деятельности:
4. Разработка тематических мероприятий, их организация и проведение, создание консультаций для родителей и педагогов по содержанию проекта.
5. Обобщение и оформление разработанных материалов по проекту (конспекты и сценарии мероприятий).
Промежуточный результат
Реализация проекта с детьми, педагогами и родителями.
Оформление разработанных и проведенных мероприятий.
Заключительный этап
Сроки:19 января 2024 года
Виды деятельности:
6. Повторное анкетирование родителей.
Промежуточный результат
Анализ анкетирования
Сроки:20-21 января 2024 года
Виды деятельности:
7. Анализ результатов проектной деятельности (составление отчета).
Промежуточный результат
Оформление тематической подборки произведений устного народного творчества для развития речи.
Ресурсы, оборудование.
Кадровые ресурсы: педагоги группы и специалисты детского сада.
Материально-техническое оснащение: оснащение группового помещения и музыкальный зал дошкольного учреждения.
Методическая база проекта: подборка дидактических игр, иллюстративного, речевого, музыкального материала, фонотека музыкальных произведений и национального фольклора, педагогическая библиотека (литература и методические пособия).
Выводы. Гипотеза подтвердилась, с помощью речевых упражнений тематического содержания и игровых видов деятельности, свойственных детям раннего возраста мы активизировали речевую деятельность и интерес детей к произведениям народного фольклора. Родители воспитанников стали активными участниками проведенных нами мероприятий.