Анастасия Пичкобий
Проект «Пуговки, на которых все держится»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Пуговки, на которых все держится»
Тип – исследовательско-творческий
Возраст - Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.
Срок реализации – месяц.
Научный аппарат.
Выбор темы «Пуговки, на которых все держится» для реализации этого проекта, был не случайным.
Публикация «Проект „Пуговки, на которых все держится“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Работая с особой категорией детей, которые имеют статус детей-инвалидов, детей с ОВЗ, я наблюдала, что для упрощения и облегчения процессов жизнедеятельности, в бытовых моментах, родители стали заменять пуговицы другими альтернативными застежками: липучками, кнопками, молниями. Тем самым - ограничивая возможности развития точных скоординированных движений пальцев рук, не развивая пальцевой захват, зрительно-моторную координацию.
Цель проекта – привлечение внимания к использованию подручных средств для развития мелкой моторики пальцев рук.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить представления детей о роли пуговиц в жизни человека, о многообразии пуговиц, назначении и пользе, об истории появлении пуговицы в жизни человека.
-Закрепить умение классифицировать пуговицы по определенным признакам (форма, размер, цвет, материал)
Развивающие:
-Развивать инициативность, способствовать проявлению индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
-Развивать творческие способности, фантазию.
-Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику.
- Совершенствование умений и навыков в основных видах движений.
- Расширение и активизация словаря детей по темам «одежда», «материал».
- Развитие понятий сенсорных эталонов – цвет, размер, величина.
- Развивать чувство защищенности, надежности и уверенности в себе.
-Вызвать положительное эмоциональное состояние, речевую активность у каждого ребёнка в совместной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать потребность в движении, интерес к подвижным играм.
-Воспитывать проявления сочувствия, чувства сплочения и взаимовыручки.
-Воспитывать чувство собственной индивидуальности и уважения к другим.
Предварительная работа
Для запуска проекта, была проведена работа с родителями.
В приемной группы было размещено объявление:
Уважаемые родители!
Совсем скоро в нашей группе будет реализовываться проект
«Пуговки, на которых все держится»
Для создания коллекции, дидактических игр, нам необходимо собрать пуговицы:
-самые большие
-самые маленькие
-самые яркие
-самые скромные
-самые тяжелые
-самые легкие
-самые-самые необычные и даже можно самые обычные)
Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но, если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.
Э. М. Ремарк
Участие добровольное, пуговицы принимаются безвозмездно, т. е. даром.
Основная часть.
Формирование представлений о многообразии пуговиц, активизация словаря, создание мотивации на изучение и поиск информации.
Для реализации этих задач ребята участвовали в разных видах деятельности. В свободное от организованной образовательной деятельности, мы организовывали «Кино-минутки». В ходе которых, дети, в доступной для их восприятия форме, получали представления о том, как появились первые пуговицы, какие они могут быть, как их можно использовать.
С этой целью была подобранна мультитека:
- Шишкин лес – «Истории про пуговицы»
- Фиксики – «Пуговица»
- Оранжевая корова – «Счастливая пуговица»
- Енотки – «Пуговица»
- Анастасия Журавлева – фильм «Осторожно, двери открываются»
- Субъективное время. Детское мнение – «Сто пуговиц»
По окончанию просмотра мультфильмов, детям задавались вопросы по содержанию, ребятам было необходимо составлять рассказы.
Для формирования наглядности, сенсорного опыта, чувства собственной значимости активного участия в процессе, мы с ребятами организовали «Музей пуговиц» родители помогли собрать коллекции пуговиц различных видов. Каждый ребенок чувствовал свою причастность к созданию этой выставки, дети были горды, когда находили свои пуговки.
В коллекции оказались :
Большие и маленькие, пластмассовые, деревянные, костяные, железные, тканевые, на ножках, с двумя отверстиями, с четырьмя отверстиями, различных цветов (белые, желтые, синие, зеленые и т. д.)
В ходе проведения выставки, ребята были активными участниками процесса, подбирали прилагательные, описывали содержимое коллекции.
В ходе коррекционной деятельности на индивидуальных занятиях, я активно внедряла физминутки на развитие мелкой моторики с использованием пуговиц. Для удобства использования данного вида деятельности, была подобранна «Картотека дидактических игр с пуговицами»
Для подведения итогов, систематизации полученных знаний, для ребят и родителей было организовано развлечение - «Праздник пуговиц».
Программное содержание:
Ребята отгадывают загадку:
Одеваться соберёшься-
Без меня не обойдёшься
Знают взрослые и дети
Застегну я всё на свете.
В далёкой-далекой древности, человек делал себе одежду из шкур животных. Набрасывал шкуру на плечи и обвязывал её вокруг пояса. Но это было неудобно - такая одежда всегда распахивалась. По этому люди стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. С появлением шелка и шерстяных тканей пуговицы стали дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они превращались в настоящие украшения из золота и серебра. Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать дешевые материалы – дерево, кость, стекло, металл, а позднее – пластмассу. Простые люди верили, что пуговицы отгоняют злые силы, поэтому то их и называли пуговицами от слова «пугать».
В наши дни в продаже можно встретить пуговицы всевозможных форм и расцветок – это кружки, эллипсы, квадраты, треугольники, цветы и прочие и прочие.
Если пуговицы сделаны из пластмассы, то они какие? - пластмассовые,
- из стекла - стеклянные,
- из дерева - деревянные,
- из костей - костяные, (Костяные пуговицы вырабатывают из отбеленной поделочной кости. Употребляются для бельевых изделий. Их недостатком является ломкость и способность желтеть.)
Из перламутра (Перламу тр — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения). - перламутровые,
- из рогов - роговые (Роговые пуговицы изготовляют из копыт и рогов натуральных цветов и крашенными в черный цвет. Имеют красивый внешний вид, используются для верхней одежды. В горячей воде они размягчаются и коробятся, плохо поддаются шлифовке, поэтому быстро перерезают нитку и отрываются.)
обтянутые тканью - тканевые
или кожей – кожаные
- из железа – железные
- из бумаги – бумажные
- обтянутые нитью (веревочкой) – дорсетские. (Дорсетская пуговица появилась в 18 веке в Англии в городе Дорсет. Эти пуговицы изготавливаются вручную и выглядят потрясающе)
Игра «Музыкальная пуговица»
Игроки под музыку передают большую декоративную пуговицу. Музыка останавливается. Тот игрок, у которого находится пуговица, выходит из игры.
Побеждает оставшийся игрок.
Игра «Будь внимателен»
Ведущий показывает 4 больших (из картона, разноцветных пуговицы. Голубая – надо хлопать, желтая – молчать, зеленая – топать, красная – «ура» кричать.
Подвижная игра «Найди пару» (1 раз)
(Ведущий предлагает детям превратиться в пуговицы - у каждого ребенка в руках пуговицы, разного цвета (треугольной, прямоугольной, ромб формы). Дети передвигаются под музыку в произвольном порядке, по сигналу «Найди пару» дети находят свою пару – с одинаковыми пуговицами.
Игра «Искатели»
На подносе выложены различные пуговицы. Каждый ребенок по очереди достает карточку с заданием, в котором указано, какую пуговицу (по форме, цвету, размеру, фактуре) и в каком количестве надо найти.
Игра «Выложи цифру»
Воспитатель предлагает ребенку напротив каждой цифры выложить соответствующее количество пуговиц.
В завершении развлечения был организован «Мастер-класс» для мам по изготовлению игольниц. Дети помогали своим мамам, выбирали цвета ткани, подбирали пуговицы, которыми украшали свои работы.
В заключение хочу сказать: не следует гнаться за самыми модными и дорогими застежками. Нужно помнить, что главное в одежде – не ее дороговизна, не самая модная застежка, а аккуратность.
Заключительная часть.
Данный проект помог решить все поставленные задачи, организовать совместную деятельность детей и их родителей.